"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Русский мир пытается собрать своих. Новые изменения в законодательстве о гражданстве РФ

Процесс воссоединения «самого разделенного в мире народа» — русских — будет продолжен и в наступившем 2017 году. Накануне Нового года, 30 декабря, в Госдуму РФ был внесен законопроект, призванный упростить процедуру получения вида на жительство в России «носителями русского языка». Автор поправок в закон «О гражданстве РФ», опубликованных в базе законодательной деятельности нижней палаты парламента, — первый замглавы комитета по делам СНГ Константин Затулин.

Несмотря на то, что речь в законе идет всего лишь о «виде на жительство», конечная цель просматривается четко — облегчить фактическим соотечественникам вступление в полноценное гражданство РФ. Согласно действующему сейчас законодательству, на него имеют право те, кто, во-первых, получил статус «носителя русского языка», а во-вторых, документально подтвердил отказ от иностранного гражданства. На практике оба этих условия почти невыполнимы.

Так, по данным Главного управления МВД по миграции из тысячи «носителей русского языка», имеющих гражданство Украины, получить российское гражданство сумели лишь 24(!) человека. Притом, что за весь период действия закона статус «носителя» смогли получить лишь 20 тысяч человек, а гражданство РФ всего 6% из них. Капля в море! Такими темпами выполнить распоряжение Путина об упрощении получения гражданства РФ соотечественниками, данное 21 декабря, невозможно.

Для изменения ситуации будет исправлено законодательное определение «носителя русского языка». Теперь право пройти собеседование в комиссии по признанию иностранца или лица без гражданства «носителем русского языка» получат те, кто родился или имеет родственников по прямой восходящей линии, родившихся в России. Ранее требовалось доказать не факт рождения, а факт постоянного проживания, что сделать документально сложнее. При этом норма о «рождении» не будет распространяться на тех, кто появился на свет в других республиках СССР.

Второе условие — необходимость предоставить документ «полномочного органа иностранного государства», удостоверяющий выход из иностранного гражданства и вовсе носит дискриминационный по отношению к русским характер. Остальным достаточно письменного заявления. Таким образом, они «поставлены в зависимость от иностранных регламентов, от волюнтаризма иностранных чиновников, от политических проблем и текущих взаимоотношений между Россией и страной гражданства носителя русского языка».

В пояснительной записке к законопроекту приводится красноречивый пример. Поскольку Узбекистан не признает Крым российским «в посольстве этой страны не принимают заявлений о выходе из гражданства от граждан Узбекистана, ставших „носителями русского языка“ в Крыму». Поэтому с 2014 года воспользоваться законом, позволяющим получить гражданство «носителям русского языка», смогли только те, у кого не было иного гражданства. Теперь для изменения этой коллизии в подзаконные акты внесут изменения.

Это не первая законодательная инициатива по облегчению получения российского гражданства за последние два года. Так, в апреле 2014 года Путин подписал закон об упрощенной выдаче гражданства РФ соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в нынешних границах России. А в мае 2016-го был принят упрощенный порядок получения вида на жительство в России для беженцев с Украины. Всего же за минувшие 10 лет в Россию вернулись около 560 тысяч человек.

Необходимость разбюрокрачивания процедуры получения российского гражданства понимает не только президент РФ, но и региональные депутаты. С целью расширения возможностей возвращения соотечественников законодатели Ленинградской области, например, подготовили законопроект о розыгрыше российского гражданства в лотерею, аналогично американской «грин-кард».

По мнению заведующей Центром по изучению проблем народонаселения МГУ Ольги Чудиновской, одной программы переселения соотечественников для России недостаточно. Стране нужны и другие каналы долгосрочной миграции, уверена она. В первую очередь для людей, обладающих высокой квалификацией. Эксперт напомнила, что после распада СССР остались люди, которые могут говорить по-русски, но при этом не являются этническими русскими. Среди них много врачей, инженеров и т. п. Для таких кадров Россия могла бы создать «внятные» программы упрощенной миграции и долгосрочного проживания с перспективой российского гражданства.

Организатор референдума о государственном статусе русского языка в Латвии Владимир Линдерман оценил инициативу Затулина сдержанно:

— Законопроект не производит впечатление какого-то прорыва. Оценить тот или иной маленький шаг можно, только исходя из стратегии в целом. А если стратегия непонятна или ее нет… Российское руководство не определилось, чем и кем для него являются русские в сопредельных странах (бывших советских республиках). Рычагом для влияния на внешнюю политику этих стран? Человеческим ресурсом для развития экономики внутри РФ? Это две разные стратегии, в первом случае надо помогать закрепиться, усилить политический вес русских «на местах», во втором — способствовать репатриации.

Применительно к русским Латвии и Эстонии, например. Что в интересах российского государства: чтобы местные русские принимали латвийское или эстонское гражданство, оставались в промежуточном статусе «неграждан», принимали российское гражданство? Если последний вариант, то для чего — чтобы переселиться в РФ или оставаться в Прибалтике? Нет приоритетов, микро-шаги происходят одновременно во всех направлениях, и потому ни одно из них не является по-настоящему эффективным, считает эксперт.

А. Полунин
Tags: События и комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments