
В полный рост, господа, в полный рост По февральскому талому снегу... Жребий ваш беспощаден и прост, Белый стан ваш подобен ковчегу, И сулит вам мерцание звёзд Роковую свинцовую негу. Твёрже шаг, господа, твёрже шаг. Здесь, над старой сибирской равниной Адмиральский полощется флаг, И колчаковский профиль орлиный Озаряется вихрем атак, Дуновением славы былинной. | На века, господа, на века Станет доблесть сверкающим бликом, И с последним ударом клинка, И с прощальным надорванным криком Ваши души взлетят в облака, Растворятся в просторе великом. Ни за что, господа, ни за что Не замедлить мгновения эти. Но когда–нибудь, лет через сто, Вам поклонятся русские дети За высокую честь и за то, Что вы всё–таки были на свете. |
Иллюстрация – кадр из к/ф "Чапаев", знаменитая "каппелевская" атака. Конечно, этот фрагмент ленты братьев Васильевых – чистая выдумка и постановка. Не было в белых армиях Восточного фронта (у А.В.Колчака) отборных офицерских полков, да ещё столь блестяще обмундированных. Да и в Вооружённых Силах Юга России (у А.И.Деникина), где подобные полки (не совсем офицерские по составу, но всё же...) были, офицеры не ходили сплошь с аксельбантами, как показано в "Чапаеве", т.к. аксельбанты – принадлежность формы офицеров генерального штаба или адъютантов (по одному–два на полк). Трудно представить полк, состоящий только из адъютантов и генштабистов.
В общем – вся эта атрибутика и мишура: оглушительные барабаны, флаг с черепом и костями, аксельбанты, сигары в зубах... – не более, чем советский трёп... Настоящие "каппелевцы" – рабочие Ижевского и Воткинского заводов – и обмундированы были во что попало, и в атаки на красную сволочь ходили без выстрелов потому, что патронов у них чаще всего попросту не было. Но! Тем не менее – киношная атака белогвардейцев на протяжении всей советской эпохи впечатляла зрителей и
волей–неволей заставляла думать: что же движет этими молодыми, сильными, красивыми людьми, идущими на смерть, как на праздник? Постановщиком этой эффектной сцены был оператор Юрий Стабовой, сам воевавший в Гражданскую в белых частях на юге России. Он видел настоящие атаки "корниловцев" и "марковцев", и стилизованно воспроизвёл одну из них в "Чапаеве". Что ж... Пусть таким образом, пусть в искажённом, бутафорском виде, но Белый офицерский полк промаршировал через всю советскую историю под завистливо–злобный шёпот солдата–большевика "Хорошо идут... Интеллигенция..."
Редакция Переклички
В общем – вся эта атрибутика и мишура: оглушительные барабаны, флаг с черепом и костями, аксельбанты, сигары в зубах... – не более, чем советский трёп... Настоящие "каппелевцы" – рабочие Ижевского и Воткинского заводов – и обмундированы были во что попало, и в атаки на красную сволочь ходили без выстрелов потому, что патронов у них чаще всего попросту не было. Но! Тем не менее – киношная атака белогвардейцев на протяжении всей советской эпохи впечатляла зрителей и
волей–неволей заставляла думать: что же движет этими молодыми, сильными, красивыми людьми, идущими на смерть, как на праздник? Постановщиком этой эффектной сцены был оператор Юрий Стабовой, сам воевавший в Гражданскую в белых частях на юге России. Он видел настоящие атаки "корниловцев" и "марковцев", и стилизованно воспроизвёл одну из них в "Чапаеве". Что ж... Пусть таким образом, пусть в искажённом, бутафорском виде, но Белый офицерский полк промаршировал через всю советскую историю под завистливо–злобный шёпот солдата–большевика "Хорошо идут... Интеллигенция..."
Редакция Переклички