
Многое кануло в Лету, но в подавляющем своём большинстве сегодняшние дамы ждут в этот день флаконов и коробочек от "Нины Риччи" или "Ив Сен-Лорана" с тою же безмятежностью, с какой их маменьки ждали духов "Красная Москва".
Интересно всё же, хоть кто-нибудь пытается сформулировать, что именно мы празднуем в этот день сегодня? Некоторые пытаются, хотя лучше бы этого не делали.
"Историю этого праздника мы все привыкли связывать с Кларой Цеткин, которая для борьбы с эксплуататорами создала революционный отряд, состоящий из женщин. Днём рождения "женского пролетариата" решено было считать 8 марта, так как Клара была еврейкой и почитала свой национальный праздник Пурим, учреждённый в честь женщины-освободительницы от тирана по имени Есфирь.
Сегодня мы трансформировали 8 марта в праздник начала весны и день внимания к женщине, её красоте, ее мудрости", - с забубенным идиотизмом повествует некий "информационно-развлекательный праздничный портал".
Ум за разум заходит: что же творится в головах дорогих сограждан?! Сочинители сего предисловия к рекламе букетов и конфет умудрились перепутать Цеткин то ли с Розалией Землячкой, то ли с Александрой Коллонтай. Во всяком случае, никакими особами, лихо опоясанными пулемётными лентами, Цеткин не руководила – годы Клары в революцию были уж слишком почтенны, да и в России её тогда не было. Версия же о том, что Клара Цеткин как еврейка хотела увековечить любимый с детства праздник Пурим, на самом деле принадлежит диакону А.Кураеву, и при несомненной аргументированности и остроумии всё же не является до такой степени бесспорной, чтобы вставлять её в рекламы цветов на дом.
(Некоторые оппоненты о. диакона вообще утверждают, что Клара, урожденная Эйснер, была лютеранкой. К моменту их брака российский еврей Осип Цеткин был уже народовольцем-революционером, так что едва ли успел приохотить жену к иудейским праздникам). Так что же мы всё-таки "трансформируем" в "день внимания к женской красоте"?
В СССР не было ни одного праздника вне идеологии. Нужды нет, некоторые советские празднования выглядели вполне безобидно и мило. В действительности же никак невозможно было сесть за накрытый стол, не поклонившись сперва идолу. Отметился – свободен: кушай, выпивай, анекдоты рассказывай. Но "домашний праздник Новый год" приходился на Рождественский пост, в "день весны и труда 1 мая" надлежало пройти с цветочками и шариками мимо мумии Ленина, на 8 же Марта цветочки, преподнесенные матери, жене и дочери, всё равно сцеплялись с именами Александры Коллонтай, сторонницы полной половой разнузданности, кровожадной уродины Розы Люксембург и верной наперсницы Маркса-Энгельса-Ленина Клары Цеткин. И пусть последняя сама и не палила из пулемёта, но зато вместе с Владимиром Ильичом хорошо поразмышляла над тем, как лучше использовать военное время для раздувания революционной смуты. Чем это для нас обернулось и в какое количество человеческих жизней обошлось – историческая наука до сих пор подсчитывает.
Преподнося букеты своим женщинам, советский человек на самом деле как бы пачкал их. Первый закон преступного сообщества – замаран должен быть каждый. К власти в 1917 году пришла как раз шайка преступников. И закон их работал даже в годы благостного застоя. Что там женщины! Невинные детки-семилетки носили на груди звездочку с кудрявым "маленьким Лениным" – пародией на младенца Христа.
Можно, тем не менее, понять, что не у всех хватало ума или образования воздерживаться от советских идоложертвенных застолий. Нельзя понять другое – отчего в сегодняшнем дне мы празднуем "то, не знаем что", для чего тащим за собой обветшалых идолов, которым нас уже никто не неволит поклоняться? Ведь приведенная выше баснословная цитата – это апофеоз бессмысленности праздника 8 Марта в наши дни. Празднуем борьбу с эксплуататорами, а ещё какую-то Есфирь, одним словом, весну, а ещё поздравляем маму и учительницу.
Не нужно придумывать новых праздников – из этого редко получается что-либо путное. Но почти все нужные нам праздники давно существуют. Когда у нас пошла мода на заимствованный и – в нынешнем своем далёком от религии виде – весьма пошловатый "день святого Валентина", вспомнил же кто-то о дне Петра и Февронии – о правдивой истории великой супружеской любви. И хотя 8 июля ещё не потеснило 14 февраля – праздник потихоньку приживается.
Есть "альтернатива" и у 8 Марта – праздник Жен-Мироносиц, второе воскресенье после Пасхи. Напоминание о женской преданности, о женской стойкости...
Почему бы не дарить женщинам цветы в этот день? Или почему бы не дарить их круглый год – без всякой привязки к бастовавшим некогда в городе Нью-Йорке пряхам и ткачихам?
Е. Чудинова