"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Художник А.И.Шелоумов - баталист, кавалерист, участник двух Мировых и Гражданской войн.

Афанасий Иванович Шелоумов (1892-1983) - еще одно простое и звучное имя "прошлой"; России. Российской империи, сметенной Первой мировой и Октябрьской революцией... Белогвардейской России, проигравшей Гражданскую войну... Белоэмигрантской России с ее злоключениями и идеологическими метаниями...

Проживший долгую и наполненную событиями жизнь, А.И.Шелоумов был наделен счастливым талантом к кисти живописца и воплотил на своих полотнах многие бурные и трагические события российской истории ХХ в., свидетелем и участником которых он являлся.

А.Шелоумов. Атака П.Н.Врангеля с эскадроном Лейб-гв. Конного полка на германскую батарею 6 авг. 1914 г.

В кратком изложении вехи этого пути таковы. Родился Афанасий Шелоумов в Херсонской губернии (по другим данным - в Каменце-Подольском), происходил из "разночинной служащей интеллигенции". С детства его страстью были лошади (он был прекрасный наездник и, как говорится, "сорви голова") и рисование. Два увлечения органично сплетались - лошади стали героями почти всех картин художника, он прекрасный анималист.

Окончив Одесское художественное училище, А.Шелоумов поступил в Петроградскую Императорскую академию художеств, где учился у знаменитого баталиста Н.С.Самокиша.

В 1914 г. запевшие над Европой военные трубы Первой мировой (вскоре ставшие для нее сродни трубам Апокалипсиса) позвали молодого талантливого баталиста вольноопределяющимся в ряды Российской императорской армии. С 10-м Одесским уланским полком он прошел через Юго-Западный и Румынский фронты. Рослый (185 см), атлетически сложенный Шелоумов, отличавшийся бесстрашием и любовью к самым опасным приключениям (неизменный "охотник" всех конных разведок) стал отличным бойцом. За храбрость он был награжден солдатским Георгиевским крестом (возможно - двумя) и произведен в корнеты, а затем в подпоручики; получил "анненский темляк" (орден Св.Анны 4-й ст.) на оружие.

Офицеры Одесского уланского полка на фронте. Возможно, среди них - корнет Шелоумов.

Судьба хранила отважного наездника от тяжелых ранений, но он едва не погиб, когда в сентябре 1916 г. в боях при Добриче (тогдашняя Румыния) болгарские кавалеристы окружили его и выбили из седла, но почему-то не стали ни добивать, ни брать в плен... Наверное, сказалось неистребимое (вне зависимости от превратностей военных союзов монархов и государств) славянское братство или потомственная признательность этих балканских крестьянских парней русским освободителям Болгарии в 1877-78 гг.

Победители корнета Шелоумова - болгарская кавалерия на Румынском фронте, 1916 г. Издалека почти неотличима от российской... Гримасы войны!


Потом была революция, сначала Февральская, а затем - Октябрьская, развал фронта и роспуск Русской Императорской армии. Подпоручик Шелоумов, который видел верность присяге и Отечеству в восстановлении Единой и Неделимой Империи, примкнул к бригаде Генерального штаба генерал-майора М.Г.Дроздовского и пробился вместе с нею с боями из Ясс на Дон, на соединение с Добровольческой армией генерала Корнилова. Там косившая ряды добровольцев эпидемия тифа свалила его с ног, и встать в строй наш герой смог только к ноябрю 1918 г.

В составе 3-й Офицерской стрелковой генерала Дроздовского дивизии 1-го армейского корпуса Вооруженных сил Юга России Афанасий Шелоумов, уже поручик, вдоволь изведал жестокости Гражданской войны. По его собственным словам, он "повидал много такого, чего лучше было не видеть вовсе и окровавился кровью вчерашних товарищей в окопах". В 1920 г. в составе разгромленной красными Русской армии ген. П.Н. Врангеля он эвакуировался из Крыма в печально знаменитый Галлиполийский лагерь. Предположительно, последним его местом службы в Гражданской войне был Отдельный конный генерала Дроздовского дивизион.

Дроздовцы.

Во время голодного и холодного "галлиполийского сидения" избыток времени, внезапно обрушившийся на разочаровавшегося во всем, кроме искусства, 28-летнего офицера побудил его вновь взяться за карандаш и кисть. "Галлиполийские альбомы" Шелоумова, включавшие лагерные зарисовки с натуры и воссозданные по памяти батальные сцены, вызвали горячее одобрение у его товарищей по несчастью - военнослужащих армии Врангеля, армии без государства. Они фактически проложили испытанному воину, но начинающему художнику дорогу в профессиональное искусство.

А.Шелоумов. Конница Добровольческой армии на походе.

А.Шелоумов. Конная разведка заночевала.

А Шелоумов. Казачий разъезд.

А.Шелоумов. Красная конница в бою за деревню.

С конца 1921 г. офицер-художник Шелоумов вместе с остатками врангелевской армии и тысячами русских беженцев оказался в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (СХС, будущей Югославии). Нужно сказать, с эмиграцией нашему герою повезло, насколько это выражение вообще может быть отнесен к изгнанию. Небольшое балканское королевство, жестоко пострадавшее в Первой мировой войне, было искренне радо внезапному притоку братских рабочих рук, особенно квалифицированным кадрам с высшим образованием, которых среди бежавших из России было предостаточно. Помимо искреннего расположения сербов, черногорцев, македонцев и прочих многонациональных подданных СХС, которое встретили "браћа руси", официальный Белград также создавал трудоустройству и общественной жизни эмигрантов климат максимального благоприятствования. Русские военные структуры местные власти, впрочем, потихоньку "зажимали", но оно и понятно...

Белград 1920-30-х гг.

Русская эмиграция в Королевстве СХС, 1927 г. В первом ряду в черкеске - ген.-лейт. П.Н.Врангель.

Совершенно объективно можно отметить: благодаря русским эмигрантам, особенно представителям технических и творческих специальностей, Королевство СХС в 1920-30-ее гг. сделало заметный скачок вперед в области образования и науки, восстановления истощенной войной экономики и воссоздания национальной интеллигенции взамен сложившей головы запасными поручиками и капитанами 2-го класса (было в Сербской армии такое звание) на полях Балканских и Первой мировой войн.


Афанасий Шелоумов обосновался сначала в гостеприимном и столичном, хоть и заметно порушенном австрияками в 1914-15 гг., Белграде, затем в поисках работы перебрался в Велики Бечкерк (ныне Зренянин, Сербия). Ему удалось найти относительно неплохо оплачиваемую работу бригадира красильщиков в железнодорожных мастерских (сказался офицерский командный опыт - Шелоумов был хорошим организатором). Но главное - теперь он мог рисовать и творить. Как только выдавался свободный час, он менял рабочую спецовку на блузу художника и становился к мальберту. Кроме того, он не терял связей с белой эмиграциейи духовного родства с русской диаспорой, активно участвуя в их общественной и культурной жизни.

Слово исследователю творчества А.И.Шелоумова: "Для него, как и для еще нескольких бывших офицеров-художников, творивших в Югославии, продолжали кровоточить раны мировой и гражданской войн, в памяти не меркли образы той России, которую они потеряли. За 20 лет жизни в этом городе художник создал сотни прекрасных произведений. Будучи приверженцем реалистической школы, он рисовал необъятные просторы России, табуны лошадей, казаков и российских воинов, сцены охоты.

В 1930 году Шелоумов участвует в самой известной тогда выставке русского искусства в Белграде. В ней были представлены более ста русских художников, живших в эмиграции в Европе и Америке. Афанасий Шелоумов представил на суд публики картину "Атака генерала Врангеля на немецкую батарею". Среди других участников Белградской выставки нельзя не упомянуть Бенуа, Билибина, Колесникова, Коровина, Репина и великую княгиню Ольгу Александровну. И поныне ряд полотен Шелоумова хранятся в музеях Белграда. В Бечкереке же не было ни одного русского дома, который бы не украшали картины Шелоумова".

Его талант был крайне многогранен и плодотворен. Историки и искусствоведы до сих пор не могут подсчитать, сколько живописных полотен и набросков А.И.Шелоумова разошлось по музеям и частным собраниями России и Европы. Несколько его картин выставлены в Центральном музее вооруженных сил в Москве. Шелоумов - замечательный баталист, которого отличает не только динамика и драматичность сюжета, но и тщательная прорисовка униформы, оружия и снаряжения бойцов - сказываются знания и пунктуальность боевого офицера. Героями абсолютного большинства картин являются кавалеристы - его род оружия!
109762376_Velikiy_knyaz_Mihail_Aleksandrovich_YUgoZapadnuyy_front_1915_god.jpg
А.Шелоумов. Атака Кавказской туземной конной дивизии против германских драгун.

А.Шелоумов. Сражение при Гумбиннене, 1914 г. (репродукция).
34085_2_CompressedImage.jpeg 34106_2_CompressedImage.jpeg
А.Шелоумов. Этюды офицеров Лейб-гв. Драгунского полка и Собственного Его Величества Конвоя.

А.Шелоумов. Императорский смотр на Кавказе.

С достоверностью военного историка он изображает сюжеты из исторического прошлого России, Кавказа, Украины (напомним, художник родом с Херсонщины, вольные запорожские казаки - одна из его излюбленных тем)...
У Шелоумова множество жанровых, бытописательных и даже подчас морализаторских картин из дореволюционной русской жизни - из той России, которую (единственную!) он считал своей Родиной. Но практически на всех его полотнах присутствуют мастерски прорисованные фигуры лошадей.
id_11637.jpg
А.Шелоумов. Украинские козаки XVII в.

А.Шелоумов. Запорожцы в заснеженной степи.

А.Шелоумов. Имам Шамиль и его мюриды.

А.Шелоумов. Кавказский всадник.

Крутым переломом в судьбе состоявшегося художника и честного труженика Афанасия Шелоумова стала Вторая мировая война, обрушившаяся на Королевство Югославию апрельской грозой блицкрига 1941 г.

Первые месяцы немецко-итало-болгаро-венгерской (ну каждый из союзников Гитлера хотел урвать по куску!) не принесли существенных перемен в жизни русских эмигрантов в Югославии. Поменялись флаги на правительственных зданиях, на улицах появились патрули в фельдграу и зазвучала резкая речь немцев - для привыкших жить своим замкнутым мирком эмигрантов изменения свелись только к этому. Однако с нападением гитлеровской Германии на СССР, отозвавшимся на Балканах грозовым эхом, война пришла и к ним.

Части Вермахта входят в Белград, апрель 1941 г.

Значительную часть белоэмигрантских кругов Югославии подтолкнуло к союзу с немцами развернувшаяся с лета 1941 г. вооруженная борьба югославских коммунистов.

Когда гитлеровцами для борьбы с югославскими партизанами был создан Русский корпус (Russisches Schutzkorps Serbien), около 11,5 тыс. белоэмигрантов влились в его ряды. Среди них был и наш герой, внезапно вспомнивший о Гражданской войне спустя два десятилетия.

Смотр 4-го полка Русского корпуса, Белград, 1942 г.

Казаки из состава Русского корпуса.

Захваченные коммунистические югославские партизаны.

А.Шелоумов. Прощание с товарищем.
Судя по форме кавалеристов, сюжет может быть посвящен Русскому корпусу в Сербии.

Так или иначе, Афанасий Шелоумов в 1942 г. был зачислен в "Русский корпус" рядовым. Первоначально ему не пришлось участвовать в боевых действиях, он занимался в основном охраной различных объектов и коммуникаций. Однако по мере того, как партизанская деятельность Народно-освободительной армии Югославии с жестокими боями теснила оккупантов и коллаборационистов, нашлось боевое применение и для 50-летнего добровольца.

В 1944-45 гг. Афанасий Шелоумов снова сражался с винтовкой в руках "против красных", так же отчаянно, как некогда в Гражданскую войну - увы, на неправой и преступной стороне войны... Угрызений совести на сей раз он не испытывал - кто были ему эти сербские или боснийские парни с красными "петокраками" (звездочками - сербск.-хорв.) на пилотках, попавшие в его смертоносный, выверенный еще на фронтах прошлой войны прицел?

А когда все было кончено, и 12 мая 1945 г. остатки "корпуса" завершили свою кровавую эпопею сдачей британским войскам в Австрии, судьба вновь сжалилась над художником, наверное, за его редкий талант. Шелоумов не подлежал выдаче советским военным властям как "никогда не являвшийся советским гражданином" и отделался несколькими месяцами полуголодного пребывания в лагере военнопленных - очередной невеселый шанс освежить воспоминания молодости, на сей раз о Галлиполи.

Освободившись из плена, Афанасий Шелоумов поселился в баварском Штарнберге, близ Мюнхена. Несмотря на перенесенные невзгоды и подорванное войной и пленом здоровье, он продолжал самозабвенно писать, словно желая смыть яркими красками страшные воспоминания. Свою первую выставку в Германии в 1962 г. он посвятил 150-й годовщине Отечественной войны 1812 года, представив на ней серию военно-исторических полотен на эту тему.

А.Шелоумов. Атака Харьковского драгунского полка против французских кирасир.


Настоящая широкая известность пришла к А.И.Шелоумову именно в эти годы. Русскоязычные издания Европы с восхищением писали о замечательном художнике, в 1966 г. репродукции его батальных картин были изданы отдельным альбомом. В 1960-х гг. нью-йоркский издатель К.Мартьянов начал выпускать поздравительные новогодние, рождественские и пасхальные почтовые карточки с картинами А.И.Шелоумова.

В 1982 в Штарнберге торжественно отмечали 90-й день рождения замечательного русского художника Шелоумова, ставшего к тому времени местной знаменитостью. От благодарных сограждан он получил звание почетного гражданина города и в ответ подарил ратуше картину "Русская тройка".

А.И.Шелоумов за работой.


Перевалив за 90-летний юбилей и до конца своих дней сохранив работоспособность и ясный рассудок, Афанасий Иванович Шелоумов ушел из жизни в 1983 г.

Он испытал огонь трех войн, познал тяготы изгнания и лишения бедности, ошибался и расплачивался за свои ошибки, но через свою долгую жизнь пронес два неизменных чувства - стремление к творчеству и любовь к России. За это ему все простится.

Михаил Кожемякин
Tags: Белое движение и борьба с большевиками, История
Subscribe

  • 6 лет со дня убийства Олеся Бузины

    16 апреля 2015 года - украинскими экстремистами убит известный киевский писатель, историк, журналист и телеведущий Олесь Алексеевич БУЗИНА…

  • Дехристианизация Украины под грохот канонады

    Под флёром войны с Донбассом украинские власти готовятся репрессировать христианских консерваторов. Фото: © TASS / Муравьев Николай На Украине…

  • Добровольцу АТО

    Ты на войну подался добровольцем, В фашистский галицийский батальон: Жена просила золотые кольца, Серёжки и красивый медальон. Тебе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments