"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

К 50-летию кончины Блаженнейшего Митрополита АНАСТАСИЯ

Поздравляя вас с праздником Вознесения Господня и с перенесением святых мощей Святителя Николая, предлагаем Вам ознакомиться со статьёй в связи с 50-летием кончины Блаженнейшего Митрополита Анастасия.

Mitr. Anastase.JPG



Блаженнейшеий Митрополит Анастасий был, как уже писалось многогранной личностью и его значение и след выходят значительно за чисто церковные рамки, особенно благодаря изяществу его пера. Не зря был он большим поклонником нашего великого Пушкина, о котором он в частности оставил два сочинения : «Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви» и «Нравственный облик Пушкина», в которых он раскрывал духовный лик великого писателя, его православную русскость : «В нем сквозило сияние нашей православной культуры… Наш поэт излучал из себя ее аромат, как цветок, посылающий свое благоухание к небу /.../ нравственный урок, данный [им] на краю могилы, быть может, превосходит все, что оставлено им в назидание потомству в его безсмертных творениях». Таким сильным суждением он вторил своему Блаженнейшему предшественнику Митрополиту Антонию, утверждавшего, что Пушкин горько и безпощадно каялся «в грехах против седьмой заповеди, и в этом отношении его совесть оказывается более чуткой даже сравнительно с совестью Блаженного Августина».

Помимо чисто церковных писаний Митрополит Анастасий оставил нам в наследство свои ценные «Беседы с собственным сердцем», как бы духовный дневник бывшего Первоиерарха.

После того, как в 1923 году, в архиепископском сане в качестве представителя Русской Церкви он присутствовал на разбойническом Всеправославном Конгрессе в Константинополе,и где мужественно защищал святое Православие от нападок разрушителей нашей святой веры, что неизбежно привело его к конфликту с патриархом-масоном Мелетием Метаксакисом, ему пришлось окончательно покинуть Царьград, откуда был направлен в Иерусалим, где пробыл 10 лет в качестве Наблюдающего над делами Русской Духовной Миссии. Тут он написал очень трогательный труд «Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны», с которой он был тесно знаком в счастливые до-революционные годы в Москве. И тут же, в Иерусалиме, написал замечательное и трогательное сочинение «Русский народ и Святая Земля», наглядно показывающее до какой степени, и в противовес принятому мнению, Россия была ещё воистину СВЯТОЙ РУСЬЮ в самый канун большевицкой революции. Только подумать – пешком шли толпы народа из России ! Последнее паломничество мирного времени, в 1913 году, собрало 12 тысяч паломников ! «Его никто не создавал и не поддерживал искусственно, оно органически шло из народной толщи, как родник, бьющий из недр земли», чему восхищались иностранцы-иноверцы. Так, известный французский писатель Пьер Лоти сам примкнул к этому паломничеству, которое для него представляло «победное торжество христианской веры». Помним, как Наполеон, наблюдая грандиозный пожар, зажжённый русскими, чтобы белокаменная Москва не осталась врагу, в каком-то оцепенение восклицал : «Это они сами поджигают … Какая решимость ! Какие люди !». Так и тут, Пьер Лоти, поражённый набожностью русского народа, с каким-то восторженным недоумением восклицал : «О, вера этих людей !». Да, в деле веры и любви к Родине русский человек был совершенно особым человеком …

Другой западный учёный и писатель, англичанин Стивен Грэм,тоже примкнул к русским паломникам и прошёл с ними из Константинополя до Иерусалима и продолжил с ними обратный путь до Одессы ! «Путешествие русских крестьян в Иерусалим – пишет он в предисловии "With the Russian Pilgrims to Jerusalem" – есть наиболее замечательное явление в современной русской жизни». Особо задержало его внимание и поразила картина старика, после полуночи, клавшего нескончаемые поклоны перед иконой Спасителя. В лице этого скромного богомольца «ему казалось, что здесь стояла коленопреклоненная Россия»!

Изящество литературного пера Митрополита Анастасия, прямо вытекающее из его чуткого сердца, придаёт ещё более аромата всем этим бытовым, народным русским чертам, которые мы часто и не видим, но которые «невольно бросаются в глаза иностранному наблюдателю, вызывая в нём удивление или умиление».

Это литературное чутьё Митрополита Анастасия только ещё один аспект многогранной личности этого столпа Православия, простоявшего в течение двадцати восьми лет во главе Зарубежной Церкви и о котором в одной предыдущей статье мы давали более подробное описание всех сторон его богатой и долгой жизни.

Смеем повторить наше предложение, на которое уже многие дали согласие, о желательности возбуждения дела по подготовки прославления всех четырёх Предстоятелей исторической Зарубежной Церкви за их общий подвиг стояния в Истине и за тот, единственный верный и христианский путь, который они нам – и не только – оставили в завещание.

Не оставим же зажжённый наш светильник под спудом !

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Tags: Вера и Церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments