"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Испытания первого русского танка

18 мая 1915 года под Ригой были проведены испытания первого в мире танка «Вездеход». Эта машина была построена в России Александром Пороховщиковым.

В августе 1914 г. Пороховщиков обратился в Особый комитет при Ставке Верховного Главнокомандующего (куда представлял и проект самолета) с предложением вездеходной машины, но лишь через четыре месяца смог предъявить эскизный проект. 9 января 1915 г. Пороховщиков представил Главному начальнику снабжений армий Северо-Западного фронта генералу Данилову чертежи и смету постройки «Вездехода». Кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины. 13 января Данилов разрешил постройку. На это было выделено 9960 рублей 72 копейки. Проектные данные «Вездехода» были оговорены в особом докладе №8101. Пороховщикову были предоставлены требуемые средства, оборудование авторемонтной мастерской и 25 мастеровых из числа ратников ополчения. Наблюдение за работами осуществлял начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер полковник Поклевский-Козелло.

Конструкция «Вездехода» была весьма оригинальна, но уже были предусмотрены все основные элементы танков - броневой корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель. Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая гусеничная лента из прорезиненной ткани. Натяжение ленты регулировалось с помощью натяжного приспособления и натяжного барабана. Задний барабан был ведущим, вращение на него передавалось через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя в 10 л.с. Канавки барабанов и гребни гусеницы предохраняли ее от поперечного смещения, но не предотвращали продольного проскальзывания. Управление машиной осуществлялось с помощью размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес. При движении по твердому грунту танк опирался на эти колеса и на ведущий барабан, а на мягком грунте “ложился” на гусеничную ленту. Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. Длина машины составляла 3,6 метра, ширина -2 метра, высота (без башни) – 1,5 метра, окончательный вес предполагался равным 3,5-4,0 тоннам

По хорошей дороге «Вездеход» должен был двигаться на заднем барабане и колесах, а на рыхлом грунте ложиться на гусеницу. Колеса погружались в грунт и должны были играть ту же роль, что рули самолета. Авиатор Пороховщиков явно лучше знал законы движения в воздухе, чем на земле — погруженные колеса были лишь помехой движению, а попытка поворота привела бы к их поломке. Тем не менее в феврале 1915 г. началась постройка машины.

18 мая «Вездеход» прошел испытания на хорошей дороге.

В феврале 1915 года в мастерских расквартированного в Риге Нижегородского пехотного полка группа солдат-мастеровых и рабочих приступила к изготовлению опытного образца первого в мире танка. А 18 мая 1915 года танк Пороховщикова вышел в испытательный пробег. Танк успешно прошел испытания однако Генштаб отказал в принятии машины на вооружение из-за необходимости создавать целую отрасль по проектированию, производству и эксплуатации новых машин - и это в условиях больших проблем со снабжением армии и становления отечественного ВПК.

Первый же опытный английский танк появился лишь полгода спустя – в сентябре 1915 года.

В. Колбаса-Ревин
Tags: Русская армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments