"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

1-9 мая 1915 г. Поход ЧФ России к Босфору

Поход к Босфору - поход эскадры Черноморского флота (5 линкоров, 3 крейсера, 9 миноносцев, 1 авиатранспорт с 5 гидросамолетами) к Босфору в начале мая 1915 года.

2−3 мая линкоры «Три Святителя» и «Пантелеймон» обстреляли береговые укрепления Босфора. 4 мая линкор «Ростислав» открыл огонь по укрепленному району Иниады (северо-западнее Босфора), который с воздуха был атакован еще и гидросамолетами. Апофеозом похода к Босфору стал бой 5 мая у входа в пролив между флагманом германо-турецкого флота на Черном море — линейным крейсером «Гебен» и четырьмя русскими линкорами. В этой перестрелке отличился линкор «Евстафий», который двумя точными попаданиями вывел «Гебен» из строя. Германо-турецкий флагман прекратил огонь и вышел из боя. На этом история его единоборства с русскими линкорами закончилась.

Данный поход к Босфору усилил превосходство российского флота на Черном море. 6 мая 1915 г. флот возвратился в Севастополь из очередного боевого похода к турецкому побережью. Дважды обстреляв прибосфорские батареи, эскадра нанесла артиллерийский и бомбовый удары по Инаде и осмотрела легкими силами прилегающие к Босфору участки анатолийского и румелийского побережья. Русские причинили турецкому судоходству ощутимые потери, уничтожив 10 судов (в том числе четыре парохода), а итальянский транспорт "Амалия", уличенный в перевозке контрабанды из Румынии в Константинополь, был приведен в Севастополь на буксире крейсера "Кагул". Не обнаружив в течение шестидневного похода ни одного неприятельского военного корабля, адмирал А.А. Эбергард доложил в ставку, что "турецкий флот будет и впредь уклоняться от встречи с нашим и выступать лишь против нашего десанта и вспомогательных судов, подверженных случайным атакам при отсутствии ближней базы у нас в районе действий".

Действительно, в это время в Черном море находились все три крейсера османского флота. 6 мая командующий германо-турецкими морскими силами контр-адмирал Вильгельм Сушон направил в западную часть моря "Бреслау" (в турецком флоте - "Мидилли") а в восточную часть - "Гамидие" с задачей "нанести ущерб неприятельским морским силам и морской торговле, обеспокоить неприятельские прибрежные пункты". Сам же неутомимый В. Сушон поднял свой флаг на линейном крейсере "Гебен" ("Явуз Султан Селим"), едва завершившем ремонт после подрыва на русских минах в декабре 1914 г., и выдвинулся в центральную часть Черного моря. Не обнаружив противника 6 мая, на следующее утро командующий флотом отдал командиру "Бреслау" корветтен-капитану Р. Мадлунгу приказ показать флаг у румынского побережья, а "Гамидие" под командованием ярбая (капитана 1-го ранга) Васифа Мухиттина (германский командир - корветтен-капитан барон Е. фон Коттвиц) ушел в Зунгулдак за углем. Сушон на своем флагманском корабле решил подняться к берегам Крыма, намереваясь продемонстрировать русским, что оттоманский флот, несмотря на подрыв "Явуза", потерю "Меджидие" и тяжелое положение в Дарданеллах, "намерен и впредь плавать в Черном море и сохранять свободу действий". По некоторым сведениям, командующий неприятельским флотом предполагал, кроме того, обстрелять Ялту, однако уже в море отменил бомбардировку - В. Сушон опасался попасть на минные заграждения или быть атакованным русскими подводными лодками, развернутыми перед побережьем Крыма в связи с приездом сюда Николая II. Утром 8 мая "Гебен" прошел вдоль южного берега полуострова от Ялты до Херсонеса, где и был усмотрен бдительными подчиненными начальника службы связи Черноморского флота капитана 1-го ранга В.Н. Кедрина.

Узнав о появлении "Гебена" вблизи Севастополя, адмирал А.А. Эбергард тотчас сигналом приказал эскадре поднимать пары, намереваясь развернуть флот перед главной базой и тем самым прикрыть побережье Крыма и, кроме того, обезопасить переход следовавших из Керчи в Севастополь транспортов с углем. Для "освещения" внешнего рейда и обеспечения выхода эскадры в воздух поднялись гидросамолеты. В 11:20 корабли начали сниматься с бочек и якорей и установленным порядком - крейсера, за ними полубригада миноносцев, затем линкоры и оставшиеся миноносцы - выходить за боновые ворота. Через полчаса снявшейся было 2-й линейной бригаде дали отменительный сигнал, и "Три Святителя" и "Ростислав" возвратились на свои места "по диспозиции". Предполагая сразу вступить в бой с флагманом неприятельского флота, комфлот решил не связывать себя старыми кораблями, ход которых на 2 узла уступал скорости наиболее боеспособной 1-й линейной бригады.

Однако вскоре Андрей Августович убедился в том, что дерзкий противник удалился в открытое море (вечером того же дня "Гебен", "Бреслау" и "Гамидие" вернулись в Стению, так и не обнаружив русских кораблей), и вызвал из Севастополя бригаду контр-адмирала князя Н.С. Путятина. "Три Святителя" и "Ростислав" в 13:52 вновь снялись с бочек, в сопровождении четырех миноносцев вышли в море южным фарватером и в 4 часа пополудни присоединились к эскадре.

Теперь под флагом адмирала А.А. Эбергарда собрался без малого весь флот Черного моря: пять линейных кораблей, три крейсера, гидроавиатранспорт, 15 миноносцев и шесть мореходных тральщиков. В этом боевом походе впервые принял участие 2-й дивизион эсминцев (правда, пока без "Пылкого" и "Поспешного", еще не принятых в казну). Начальник дивизиона капитан 1-го ранга А.В. Зарудный вывел в море миноносцы "Громкий" (брейд-вымпел, командир корабля - капитан 2-го ранга Ф.О. Старк), "Счастливый" (капитан 2-го ранга Ф.Д. Климов) и "Быстрый" (капитан 2-го ранга Б.А. Быков), буквально накануне завершившие сокращенную по обстоятельствам военного времени программу приемных испытаний.

Командующий флотом принял решение следовать к турецкому побережью, где намеревался осмотреть легкими силами побережье Угольного района (Зунгулдак - Эрегли) и подвергнуть очередной - пятой по счету - бомбардировке укрепления верхнего и среднего Босфора. Для проводки за тралами кораблей ударной группы и контрольного траления района боевого маневрирования и была присоединена к флоту морская партия траления под командой капитана 2-го ранга И.Г. Энгельмана - пароходы-тральщики "Витязь" (брейд-вымпел, командир корабля - лейтенант И.А. Морозов), "Россия" (лейтенант Л.В. Благовещенский), "Св. Николай" (лейтенант П.А. Алексеев) и заградители "Великая княгиня Ксения" (лейтенант Н.Г. Виноградский), "Великий князь Константин" (старший лейтенант М.И. Бужинский) и "Великий князь Алексей" (лейтенант П.В. Каневский). Задача доразведки объектов удара и своевременного обнаружения неприятельских кораблей возлагалась на 1-й корабельный авиационный отряд лейтенанта Н.Р. Вирена в составе трех "Кертисов" (№ 22, 24 и 25) американского производства и двух отечественных М-5 (№ 29 и 30). Одному из "гидро" предстояло вскрыть обстановку в глубине Босфора. Аэропланы были взяты на борт вспомогательного крейсера - так в это время официально классифицировались гидроавиатранспорты - "Император Александр I" под командой капитана 1-го ранга П.А. Геринга.

В 16 часов по сигналу адмирала флот построился в дневной походный порядок и лег на курс 216 град, - на о. Кефкен - и дал 10 узлов хода, через 50 минут увеличив скорость до 12 узлов. Перестроившись с наступлением темноты в ночной ордер, в 21 час эскадра уменьшила ход до 11 узлов. В четверть пятого утра 9 мая командующий флотом, дабы не приходить на вид берега до рассвета, приказал последовательно ворочать на 32 румба вправо, а через полчаса, находясь в 75 милях от мыса Баба, лег на курс 180 градусов. В 05:50, приблизившись к побережью Гераклии на 60 миль, Черноморский флот повернул на запад и через час уменьшил ход до 10 узлов.

Одновременно с последним поворотом адмирал А.А. Эбергард направил "Кагул" и "Память Меркурия" в сопровождении пары "нефтяных" миноносцев к турецкому берегу - им надлежало осмотреть побережье Угольного района (еще в Севастополе комфлот получил агентурные сведения о выходе из Босфора в Эрегли четырех пароходов-угольщиков). Главные силы флота продолжали крейсировать двухчасовыми галсами на курсах 62 и 242 град., прикрывая действия крейсеров и эсминцев на прибрежной коммуникации неприятеля.

Пока "Кагул" (флигель-адъютант капитан 1-го ранга С.С. Погуляев) и "Беспокойный" (капитан 2 ранга С.А. Берх) обходили район Килимли - Зунгулдак - Козлу, крейсер "Память Меркурия" (капитан 1-го ранга М.М. Остроградский) под флагом начальника крейсерской бригады контр-адмирала А. Г. Покровского и эсминец "Дерзкий" (капитан 2-го ранга А.О. Гадд) под брейд-вымпелом начальника 1-го дивизиона миноносцев капитана 1-го ранга князя В.В. Трубецкого проложили курс к Эрегли. Прибыв на рейд, русские корабли взяли под обстрел портовые сооружения и стоящие в гавани суда. Под прикрытием огня корабельной артиллерии моторный катер со шлюпкой на буксире свез на берег подрывную партию "Дерзкого" во главе со старшим минным офицером эсминца лейтенантом В.Н. Катрухиным, которая высадилась прямо на портовый причал. Однако отважным десантникам, попавшим под ружейный огонь турок, пришлось ретироваться; они без потерь возвратились на миноносец. С русских кораблей были видны возникшие в порту пожары. Кстати, на борту "Дерзкого" находился присланный ставкой от Скобелевского комитета кинооператор, который заснял и обстрел Эрегли, и последовавший вскоре бой с "Гебеном".

Оттоманский транспортный флот, и без того не слишком многочисленный, в этот день лишился трех пароходов-угольщиков. В районе Козлу русские корабли настигли "Селаник" (1127 брт), получивший тяжелые повреждения и не восстановленый до конца войны. "Миллет" (812 брт) отправила на дно артиллерия "Меркурия" и "Дерзкого" прямо в гавани Эрегли, а пароход "Садич" (763 брт), попытавшийся укрыться под берегом у Чамли, был обнаружен эсминцем "Беспокойный" и, получив несколько попаданий, сел кормой на отмель.

Около 11:40 "Память Меркурия" и "Дерзкий" прекратили бомбардировку Эрегли и вскоре присоединились к флоту. Последний в 4 часа пополудни, находясь на меридиане устья реки Сакария в 86 милях от него, по сигналу А.А. Эбергарда застопорил машины и приступил к погрузке угля с линейных кораблей на миноносцы 4-го и 5-го дивизионов. К половине шестого бункеровку завершили - на каждый миноносец было подано по 90 т топлива, - и эскадра двинулась в западном направлении (курс 290 град.). В 21 час 9 мая флот перестроился в ночной походный ордер и лег на курс 195 град. - на Босфор...

Продолжение следует

В. Колбаса-Ревин
Tags: Государство Российское, Русская армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments