"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Батальонъ – забытые герои Великой Войны

20 февраля 2015 года на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Батальонъ» (другое название – «Батальон смерти»), повествующий о подвиге русских женщин в годы Первой Мировой Войны.

Привычное «качество» фильмов нынешнего российского «ширпотреба» заранее вызывает скептический подход. Думаешь – ну, что могут снять современные режиссеры, кроме очередного бандитского сериала? Оказалось — могут. И могут именно те, от кого, казалось бы, это можно меньше всего было ожидать.

Игорь Угольников, создатель «Батальона» запомнился многим по телешоу начала 1990-х, комедиям, и телепередачам. Однако, именно сейчас он снял по- настоящему честное, патриотическое кино о русских женщинах, оставшихся верными Христу, как некогда — жены-мироносицы. В трудное время падения Царской власти, чтобы своим примером поддержать расхристанных, пьяных от свободы и водки солдат-мужчин, отправились они на фронт. Многие из них там погибли. Одними из последних вместе с добровольцами-мужчинами и солдатами гвардейских полков, держали они фронт. Последними – вместе с юношами-юнкерами в ноябре 1917г. охраняли опустевший Зимний Дворец, где располагался военный госпиталь. И пошли на смерть, но не предали. Об этих героинях и повествует фильм «Батальонъ».

Поразительно, но историю подвига добровольческого батальона Марии Бочкаревой поведал миру человек, как бы сказали многие, светский. И у него это получилось блестяще. В то время как многие горе-монархисты «ожидают» Царя, делая карьеру и деньги на Православии, у людей возникают вопросы, просыпается совесть. Происходит то, чего не могут понять «знающие» – пришедшие после них работники «двенадцатого часа» намного обгоняют нерадивых и обленившихся в своем «всезнании» фарисеев…

Так, недавний шоумен Михаил Пореченков отправился на Донбасс поддержать русских людей там и за это подвергся настоящей травле. А вчерашний юморист Угольников – снял настоящее патриотическое кино, в поиске причины падения Российской Империи! Да и сама Мария Бочкарева – главный персонаж «Батальона», не была идеальным героем, а живым человеком – переживала свои взлеты и падения. Она прошла нелегкий жизненный путь, преобразилась из бедной крестьянки, сбежавшей от пьяницы-мужа к уголовнику, в героиню Русской Армии. В 1914 году написала прошение Царю Николаю II и воевала потом три года на фронте, проливала кровь за Веру, Царя и Отечество, была ранена, награждена Георгиевским крестом, прославилась спасением многих раненных, и была расстреляна в 1920 году чекистами… В её истории – типичная судьба русской деревенской бабы, героини прошлого и будущего. И не далек тот день, когда наш народ вновь вспомнит своих национальных героев, и, глядя на них, осознает свою вину и покается!

Какая удивительная метаморфоза Российского кино происходит на наших глазах! Обычно в отечественных фильмах (в советских – по умолчанию) тема Первой Мировой Войны, революции и Гражданской Войны подавалась только со стороны большевиков. Исключения можно пересчитать по пальцам. Такие фильмы как «Юнкера» (реж. – Игорь Черницкий), «Господа офицеры – спасти Императора» (реж. – Олег Фомин), «Гибель Империи» (реж. – Владимир Хотиненко), составляют крайне узкую прослойку нашего кинопроката. Отдельно можно сказать о том, что снимается помимо этих редких фильмов, и как тема революции показывается. В многократно анонсированном и показанном на ТВ сериале «Страсти по Чапаю» (очередное искажение нашей истории) революция оправдывается, предательство солдат в 1917 году возводится в подвиг, а оставление ими фронта и убийство своих же офицеров, рассматривается не более чем «классовое» противостояние. И всё это на фоне постоянных амурных историй главного «героя». Не говоря уже о сценах массовых казней казаками гражданского населения сел и городов (!?), «зверств белогвардейцев» и прочей лжи, плотно осевшей в умах режиссеров и зрителей. Большинство современных кинокартин не делает никаких попыток осмыслить глубинные причины революции и её страшные последствия, когда Россия, стаявшая на грани победы в войне, за считанные месяцы весны 1917 года скатилась на дно пропасти. В отличие от этого «Батальонъ» показывает правдивую историю событий, не скатываясь в оправдание преступлений, и называя героев и предателей своими именами.

Поступок Игоря Угольникова (а иначе как подвигом это не назовешь) в том, что он перешагнул за рамки привычного советско-российского восприятия нашей величайшей национальной трагедии и понял, что причины нынешнего бедственного положения России – в прошлом, в революции 1917 года. Для большей ясности, процитируем его слова:

«Нам также показалось, что нынешние события, которые происходят сейчас в мире и в стране, очень созвучны тем событиям, которые были сто лет назад. Очень многое похоже. История, говорят, развивается по спирали — наверное, мы опять переходим эту точку на новом этапе. Занимаясь Первой мировой войной, мы постепенно возвращаем память поколений. Вот это возвращение памяти поколений, мне думается, и есть та самая основа патриотического воспитания — просто знать, что было с нашими дедами и прадедами, знать историю своей страны. Если бы мы точно знали, что было раньше, может быть, событий, которые сейчас происходят, и не было бы. Эта стертая из нашего сознания память как раз и послужила причиной того, что мы сейчас так живем…

Судить не можем, но мы знаем историю: кто-то сдается в плен, кто-то, для того чтобы прекратить свои страдания, встает в полный рост и получает пулю в грудь, а кто-то остается до конца, делает поступок и таким образом переворачивает ход истории своей страны. Своим поступком эти люди приблизили 9 мая 1945 года. Батальон Бочкаревой совершил то же самое. Мы с вами теперь можем считать их подвиг бессмысленным, но для них тогда он бессмысленным не был. Женщины возвращали мужчинам достоинство, пытались вернуть достоинство стране, и потом, враг же стоял на нашей земле! Сколько угодно можно говорить о том, что мы уже с немцами не воевали — это как раз мотивация солдат из нашего фильма: «Дома революция только что произошла, сейчас будут земли делить, а мы будем тут с немцами воевать, зачем? Мы сейчас домой пойдем, там землю поделим, а дальше решим, как быть». Но враг-то на нашей земле стоял, и это очень современная история, как понимаете. Поэтому мы заинтересовались этой историей. Заметьте, это было еще три года назад, и мы даже подумать не могли, что такое может произойти с нами…

Опять-таки здесь важен момент, который мы прошли, когда после «Брестской крепости» стали задумываться: а почему так произошло, что было дальше? И сейчас после «Батальона» я задумываюсь уже о том, что было дальше, почему произошло то, что произошло в семнадцатом году. Конечно, не знаю, как будет складываться дальше, какие будут возможности, но я серьезно думаю о семнадцатом годе. Мне важно понять, каким образом изменилось сознание людей, причем настолько, что они стали убивать друг друга. Каким образом Первая мировая война перетекла в Гражданскую? Что случилось с сознанием людей, общества, причем очень серьезно построенного, ведь Православие было очень мощным, это была основа государственности. Православие, Самодержавие, Народность — три кита, на которых незыблемо стояла Российская империя. Но получается, что стоит из этих трех основных постулатов убрать один, и другие тоже сразу рушатся. Убрали Царя — и Веру потеряли, и Отечество.»


Как удивительно просто и ясно звучат эти слова в устах русского режиссера. Снявшего поразительно честное православное кино – завершающееся кадрами предсмертной молитвы женщин-солдат на поле боя. И в этом нет случайности.

«Я могу сказать о том, как нам перед сценой одного эпизода не просто было трудно, а даже молиться пришлось. Это эпизод газовой атаки. Чуть-чуть его порепетировав, поняв, что девочки должны бежать в атаку в грязи, под дождем, в дыму, в противогазах, с винтовками Мосина со штыками, я подумал, что это снимать невозможно. Когда сам надел противогаз, понял, что вообще нереально в дыму бежать в нем, ничего не видно. Мы пытались заменить обычные штыки пластиковыми, чтобы хоть как-то облегчить актрисам участь, но эти фальшивые штыки так тряслись на ветру, что стало ясно — не выйдет. Двести девочек я просто потеряю! Как это снимать? На свой страх и риск я помолился, чтобы ни одна девочка не повредила себе ничего, и Бог как будто услышал мои молитвы. Я шучу теперь, у нас на всей картине один всего выбитый зуб, и то не во время съемок.»

И это – что особенно ценно, свидетельство человека, ранее далекого от Православия. Человека, который открыто показал врагом России – Керенского, погрузившего её в пучину анархии и сдавшего большевикам:

«История же уникальная! Впервые в истории женщины в таком количестве были объединены в воинское подразделение, обучены воинскому делу и пошли на фронт, причем с точной идеей — поднять боевой дух армии, которая уже к тому времени разлагалась. Были созданы солдатские комитеты, офицеры не имели права принимать решения, в стране были смута, хаос и разлад, а Керенский выпустил уголовников, упразднил полицию, упразднил суды. То есть государственности уже фактически не было — страна катилась к Октябрьскому перевороту. Как сейчас пишут историки, большевики просто подняли власть с пола. Сейчас много говорят, что это было не просто так: огромную страну развалить собственными руками ни с того ни с сего было невозможно. Поэтому уже пишут о заговоре в окружении Государя в шестнадцатом году. Уже говорят о Керенском как о человеке, который признался под конец своей жизни, что надо было сделать в марте семнадцатого года, чтобы не допустить дальнейшего развала государственности и армии. Он сказал, что надо было убрать всего одного человека. Кого именно? Керенского. Тем самым он признал под конец жизни свои «заслуги» перед государством.»

Поразительный факт – впервые открыто, названы вещи своими именами, и не устами церковного историка или Православного старца, а от лица широко известного актера и режиссера, светского человека. Действительно – всем интересующимся проблемой известно о дворцовом заговоре против Царя Николая II, заговоре в Царственном Доме, сформировавшемся в салоне «Михень» — Вел. Княгини Марии Павловны (её сын – Кирилл Владимирович Романов, а его потомки «Кирилловичи» – нынешние Гогенцоллерны-Романовы). И ключевую роль в этом заговоре играли думские лидеры, генералы в Ставке – во главе с начальником штаба Алексеевым, великие князья (вспомним Кирилла Владимировича с красным бантом у стен Думы в дни революции) и … многие архиереи. Судьба заговорщиков оказалась печальной. Взять власть в свои руки им не удалось – и вместо «конституционной монархии» во главе с Кириллом Владимировичем, или кем-то ещё, Россия получила настоящее иго, оказалась в стане проигравших, потеряла десятки миллионов своих граждан.

Быть может – об этом ещё снимет свой фильм какой-нибудь талантливый российский режиссер. Но уже сейчас, когда вновь идет война, становится понятно – правда, на стороне тех, кто не предал Царя, не бросил фронт, не отрекся от Веры отцов. И суд истории – над теми, кто участвовал в революции. Нам же остается покаяние за измену, за грехи отцов, тяжким грузом лежащие на нас и на детях наших. Но обратим внимание на тех героев, которые не изменили. И в этом особый Промысел Божий, как нам кажется.

Батальон Марии Бочкаревой, как и другие ударные части (будущие полки Белой армии) был назван «Батальоном смерти». И в финале фильма мы видим картину гибели многих солдат этого батальона в бою. Но с точки зрения Православия смерть не есть конец всего, но переход из временной жизни в вечную. И те, кто отдал свою жизнь на поле боя – «за други своя», уходившие с молитвой, не погибли в вечности. Памяти их посвящен фильм «Батальон». И благодаря этой замечательной картине, наш народ вновь вспомнит свою историю, обратится в молитве к Богу, как некогда наши предки. И мы верим, что так будет!


P.S. Лучшими критиками, как известно, являются зрители. Поэтому, приведем ряд комментариев от них:

01.03.2015 19:27:40 UTC Алексей Панасенко (г. Архангельск)

Сегодня, посмотрел фильм «Батальон», у меня 40 летнего мужика слёзы текли произвольно. Когда фильм закончился и я вышел из зала, пару минут молчал, потому что не мог говорить, так тяжело и больно было на душе. Фильм — я даже не могу подобрать слов. Этот фильм надо смотреть, потому что его надо смотреть.

01.03.2015 18:51:48 UTC Тарнаева Татьяна Яковлевна (Санкт-Петербург)

Сегодня посмотрела ФИЛЬМ! Рыдала почти все время. От отчаяния и непонимания, как можно было ввергнуть огромную, процветающую страну, за считанные месяцы, в ужас нищеты, бандитизма, невежества. Наверное потому, что в самый ответственный момент самые умные, порядочные накрыли голову подушкой и веки смежили, как тот офицер. И все, страна превратилась в руины при таком духовном, жертвенном, несгибаемом народе. Господи, спаси нас от повторения этого ужаса, а для этого нужно помнить и вбивать в детей с младых ногтей историю отечества. А пока я рыдала, молодые люди рядом с нами периодически погружались в интернет. Им было скучно? А мне страшно с ними. Наверное, у них другая Родина. За фильм Спасибо! Потрясение.

23.02.2015 12:06:24 UTC Оксана (Набережные Челны)

Большое спасибо за такой патриотический фильм! Спасибо актерам! Выходила с кинозала со слезами. Сейчас в наше время много хотят изменить и забыть в истории, но благодаря таким фильмам наши дети будут знать настоящую историю нашей страны. И хочется верить, что будут помнить подвиги наших солдат-мужчин, солдаток-женщин!

22.02.2015 20:26:16 UTC ЛЮДМИЛА (МОСКВА)

Фильм произвел неизгладимое впечатление. История создания женского батальона во время Первой мировой войны мне была неизвестна. Раскрытие и повествование исторических фактов, взаимоотношений между людьми, чувства такта и этикета, отношения к Родине нужно не только старшему поколению нашей Великой страны, но в первую очередь это надо смотреть молодежи. Если во время просмотра фильма в зале можно было услышать «хихиканье», то в конце фильма стояла «мертвая» тишина, которая пронзала все тело и душу… Фильм захватывающий и смотрится на одном дыхании. Хорошая игра наших актеров и актрис и девочек, которые принимали участие в съемках… Хочется сказать «СПАСИБО» за фильм всей съемочной группе и пожелать всем дальнейших творческих успехов!

21.02.2015 14:26:46 UTC Оксана (Оренбург)

Спасибо большое человеческое за фильм всем создателям! БРАВО! Фильм советую посмотреть всем! Смотрится на одном дыхании. Фильм об одном из самых трагичных периодов нашей страны, и мы так мало о нем знаем… Вышла действительно оглушенная… Игра Марии Ароновой и ее девочек из Батальона ошеломила. Фильм заставляющий думать и пробуждающий душу!

21.02.2015 11:53:11 UTC Ольга (Ставрополь)

Низкий поклон создателям фильма! И сама тема и то, как она подана — в высшей степени ДОСТОЙНО ЕСТЬ! Час пробил. России нужны такие произведения! Растут дети, живут люди, жизнь идёт, столько вокруг горя и серости. Мужчины, к сожалению обабливаются и «льют слёзы под подушкой со скрежетом зубовным». Довольно ёрничать и хохотать. Этот фильм — набат обществу! Посмотрите!

… А еще посмотреть фильм нужно, чтобы ответить на вопрос: «А я так смог бы?»


Роман Котов
Tags: События и комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments