"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Проблемы государственного строительства в Новороссии

Государственное строительство в Новороссии неотъемлемо связанно с аналогичными процессами, идущими в Донецкой и Луганской народных республиках. По своей сути государственное строительство в масштабах Новороссии находится в зачаточном состоянии. Анализируя этот процесс, необходимо отметить, что он проходил в дух плоскостях - политической и военной. Обе эти плоскости были объединены созданием общих институтов, т.е. общего парламента в политической плоскости и общих вооруженных сил в военной плоскости. Тем не менее, мероприятия эти какого-либо успеха, представляющего интерес, не возымели, намеченной цели не достигли. Кроме того, подобные попытки, как в военном, так и в политическом плане больше носили авантюрный характер, с налетом популизма, более напоминая попытки отдельных личностей выделиться на их фоне из общей массы.

Примером политического строительства в Новороссии, путем создания единого представительного (законодательного) органа, может служить проект Олега Царева, который так и называется - «Парламент Новороссии». Этот пример интересен еще и тем, что дальше этой попытки никто в вопросах «надреспубликанского» строительства не уходил, видимо, понимая тщетность таких потуг в современной обстановке. Дела с «Парламентом Новороссии» обстоят таким образом, что он, во-первых, не представляет интересы какой-нибудь значимой части населения, а, во-вторых, не имеет никаких законодательных полномочий. Таким образом, по сути своей, «Парламент Новороссии» есть фикция. Тем не менее, имеют место довольно успешные попытки за счет СМИ придать в глазах, хотя бы части российской аудитории, этому органу некую значимость.

Строительство же единых Вооруженных Сил в реалиях Новороссии превратилось в череду скандалов, «разборов полетов» перекрестных обвинений, т.е. чего угодно, кроме непосредственно создания Вооруженных Сил Новороссии. Если грубо обобщить, то пока не будет единого «военторга», не будет и единой армии.

Военная составляющая является производной от политики. И хотя сейчас военная составляющая вынесена на первый план, являясь, по сути дела, фасадом происходящего, однако, политическая составляющая никуда не исчезла. Политическую составляющую «осваивают» в республиках по-своему, однако без существенных различий.

Если рассматривать государственное строительство в Донецкой Народной Республике, то необходимо отметить довольно низкий его уровень, что было бы не такой большой проблемой, если бы не производные от политики, в виде экономики, армии и т.д. (которые прямо или косвенно страдают из-за в сложившейся обстановке). Фактически мы наблюдаем ситуацию, когда выстроена вся вертикаль власти, однако, создана она показательно, как бы для галочки, что бы одним своим видом придавать демократический образ всей конструкции, мол «у нас все не хуже, чем у других, все наличествует».

В настоящий момент Новороссия, представленная двумя республиками, фактически посажена на «гуманитарную» иглу. Складывается ситуация, когда тот, кто контролирует гуманитарную помощь, фактически контролирует и власть в республиках. «Кто деньги платит, тот музыку и заказывает». Не имеет смысла обсуждать власть предержащих, однако следует отметить, что самим республикам необходимо заниматься государственным строительством. Для этих целей в республиках должны быть сформированы технические правительства, которые на основе имеющегося конституционного фундамента начнут возводить здание государственности. Такие правительства и государственные органы целесообразно насыщать неместными квалифицированными элементами. При этом, необходимо в конечном итоге получить эффективную команду национально ориентированных управленцев, полную противоположность той, что во сей красе держала бразды правления весной-летом 2014 года.

В настоящий момент, сформированные государственные и законодательные органы реальной власти не имеют, поскольку, как таковой отсутствует, механизм её реализации, зачастую разбивающейся о человека с оружием, полномочия которого прямо вытекают из предмета в его руках.

Примером такой ситуации может являться факт принятия парламентом ДНР закона о статусе военнослужащих, который не обсуждался ни с кем из заинтересованных групп, и был принят без реальной оглядки на возможность его исполнения или его фактическую необходимость, своевременность. Или же когда в Донецке правоохранительные органы руководствовались в работе УК УССР 1960 года, когда парламентом уже был принят новый уголовный кодекс.

Зачастую ситуация с законотворчеством в республиках идет пагубным курсом переписывания законодательства России, без всякого разумного обоснования и надобности, более того в законотворческом процессе не наблюдается какой-либо последовательности.

Оправданием огрехам в государственном строительстве является непрекращающиеся боевые действия. Однако, следует понимать, что война ведется не ради войны, а ради защиты и благоденствия народа, который существует и во время войны, и у которого есть нужды и потребности, для обеспечения которых и существует государство. Кроме того, разрешить такие проблемы представляется возможным даже в условиях идущей войны, однако, реальные действия в этих направлениях «откладываются на потом».

В то время, как гражданская власть, призванная обеспечить достойное существование народа, фактически бессильна, военная власть, обладающая достаточной властью, бездействует в гражданском русле. Все, что мы видим, это некие разовые акты гражданской власти, которые тиражируются СМИ, в попытки напомнить, что она всё-таки существует.

К примеру, до сих пор не решен вопрос формирования внутренней банковской и налоговой системы. Почему? Всё из-за той же иглы. Гуманитарная помощь, во всех её смыслах (если вы понимаете), не стимулирует власть предержащих возрождать экономику. Нет ни только специалистов, но и достаточной политической воли, что реализовать властные полномочия, фактически сосредоточенные в руках высшего военного руководства. Отсутствие необходимости решать эти проблемы влечет хаос в социальном обеспечении и далее по цепочке.

И опять же, применительно к той же ДНР, там политическая власть дальше границ столицы с её городами-спутниками не выходит. За этими границами уже всецело правит «военный» порядок.

Военная составляющая обоих республик также противоречива. Консолидация вооруженных формирований вокруг новых лидеров республик, как мы видим, прошла именно за счет контроля над гуманитарной помощью, её распределением, или, если говорить применительно к «военным», над военторгом.

Еще одним примером разобщенности республик могут являться факты перехода подразделений из одной республики в другую, обусловленных зачастую наличием противоречий между местной властью и командирами подразделений.

Декларируя, так или иначе, строительство государственности республик их лидеры забывают, что военные должны быть вписаны в правовое поле молодых государств, являясь его частью, а не отдельной кастой неприкасаемых, отдельные элементы которой бросают тень на представителей армии в целом.

Фактически, высшая гражданская и военная власть республик сконцентрирована в руках их лидеров, которые должны проявить политическую волю и сформировать адекватные живые технические правительства, полномочия которых будут обеспечены в степени достаточной для полной и своевременной реализации принимаемых ими решений. Поскольку в республиках имеются и два парламента, где «партия власти» представлена большинством в лице сторонников местных лидеров, то законодательное обеспечение деятельности технических правительств – вопрос решаемый. В свою очередь, задача парламентов республик создать некую внутреннюю правовую базу, которая, в отсутствии основных законов, а тем более правоприменительной практики, будет представлять из себя систему координат, опираясь на которую с изъятиями, но сможет работать государственный механизм. Эта же система координат, поможет уйти от имеющей место аномии.

Важно также и формирование контрольно-надзорных и судебных органов, поскольку подмена этих органов органами военного управления при длительной практике ведет к негативным последствиям, злоупотреблению, а зачастую вопиющему произволу.

Само собой, что в подобный критический период необходимо комплектовать государственные органы прежде всего специалистами, главным образом неместными, то есть людьми не предвзятыми и не заинтересованными, обладающими опытом работы в избранной сфере. Неплохой практикой бы являлось приглашение специалистов из России и Белоруссии. Сейчас же, практика в этом направлении складывается в целом негативно, то ли из-за отсутствия необходимых специалистов, то ли из-за личных интересов власть предержащих, то ли из-за того и другого.

У республик есть значительный потенциал, его нужно не пилить и паразитировать на нем, а использовать, извлекая выгоду на общее благо, уходя с пути превращения в наркомана общества потребления в отношении иглы гуманитарной помощи. Пока не будут решены эти проблемы, это будет война не народа, а его части, с вечно забытым и бедствующим народом. Перекладывать заботу о своих гражданах, бегущих через границу, на Россию, это явно не позиция зрелого государственника, пекущегося о благосостоянии народа.

Ключевое значение в вышеописанных процессах играют лидеры республик, их ближайшее окружение. Если будет окончен инициированный ими же процесс государственного строительства республик, только тогда можно будет говорить о «надреспубликанском» строительстве, т.е. государственном строительстве Новороссии. Плохо это или хорошо, однако, без воли лидеров республик Новороссия невозможна. Её строительство должно начаться с внутренних конституционных реформ, согласно которым, часть полномочий республиканских органов власти будут переданы (кон)федеративным.

На данный момент Новороссия – символ, в реальности же существуют две отдельные эрзац республики, которые, по сути своей, ничего кроме относительных военных успехов не стяжали.

Хотелось бы искренне верить, что «хотели как лучше, а получилось как всегда», это не про Новороссию, что интересы народа в умах власть предержащих возобладают над их собственными, что флаг Новороссии будет реять на славу Русского народа, что республики станут действительно народными, а Новороссия станет не абстрактной мечтой, топонимом, а полноценным государством, образцом русской государственной мысли.

Л.В. Вишневецкий
Tags: Новороссия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment