"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Украинский национализм как духовная проблема. Часть 4: Маскировка антисоветизмом

Современные украинские националисты немало выступали против внутренней и внешней политики советского государства, прикидывались антикоммунистами, открывали и обкладывали горящими лампадами памятник жертвам голодомора, с большим торжеством крушили памятники Ленину. И сейчас эта позиция не исчезла и в церковных кругах: дескать, мы против наследия советчины, и поэтому украинский национализм здесь, как минимум, наш попутчик и союзник.

Позиция лукавая, и не выдерживающая исторической критики. Именно коммунисты постоянно разыгрывали карту украинского национализма, пестовали его, натравливали на «царизм», использовали, где и как только могли, его революционный потенциал. Фраза про «царизм, душивший Украину», пропитала все томики и брошюрки Ленина, а за ними и мозги трех поколений советских людей. Почти никто из советских людей не слышал про Игнатия Шевченко, зато все знали про Тараса. Его строчки-мечты о том, как Днепр понесет в море потоки крови «москалей», и лишь тогда сам поэт, вставший из могилы, соблаговолит поклониться Богу, которого покуда он не знает, – эти вирши в оригинале и переводах учила наизусть вся большая страна, а не только Украина. Улицы Шевченко, как Клары Цеткин или Марата, засоряли всю советскую топонимику по всему Союзу. Его книжонка, наполненная безбожием, ненавистью к москалям, хулою на Царя и Царицу в нецензурных выражениях, а также открытыми призывами к блуду, издавалась миллионными тиражами на всех языках народов СССР. До сих пор некоторые его считают великим поэтом в самой России. Старшее поколение помнит его наказ дивчинам «кохатися только не с москалями», ибо москаль, дескать, всегда обманет. Спрашивается: кто «раскрутил» эту знаковую поэтическую бездарность, как не советская пропаганда?

Таков этот Кобзарь, запечатленный на купюре в сто гривен. «Пятидесятигривенный» Грушевский, историк-систематизатор украинского национализма, – это тоже советское изготовление, далекое от подлинной науки. Этот советский "академик" спокойно жил и трудился на советской Украине, пережив голодомор и сталинские репрессии, мирно почил своей смертью. Это послужило еще одним доказательством, что тогдашняя советская политика против всего трудового крестьянства ни малым образом не была связана с какой-то мифической местью украинскому этносу. Украинский национализм спокойно ковался и процветал посреди этого пресловутого всесоюзного голодомора. Некоторое ограничение идеям украинского национализма, явно шедшего в разрез с идеей «дружбы народов», наступило лишь позже, в военное и послевоенное время. Но и тогда украинские ложные герои не были забыты.

Мы уже упоминали о том, что и Ленин, и Сталин, и Хрущев, несмотря на разность своих характеров, политических целей и текущей обстановки, стабильно увеличивали и укрупняли Украинскую ССР, прирезая к ней все новые, исторически чуждые ей территории. Даже бандеровские зверства не служили поводом к тому, чтобы украинскую идею все-таки переосмыслить и понять ее разрушительное значение, – настолько она была революционной и казалась «классово близкой». В голову не приходило провести логичную связь между мечтами Кобзаря и практикой Бандеры. Более того, широкие трудящиеся массы советского народа числили преступления бандеровцев за немецкими фашистами и правду о Хатыни первой многие узнали лишь недавно, после второй, Одесской, Хатыни.

Единственный здесь путь по исцелению сознания и историческому опамятованию состоит в возвращении к Евангелию, которое устами Иисуса Христа однозначно отрицает революционную, националистическую, зелотскую деятельность и идеологию, – в то же самое время вполне лояльно относясь к имперской государственной идее. Советчина порочна своей революционностью – именно ею же порочна украинская идея, бывшая долгое время идеологической подпоркой всесоюзных большевиков. Преодоление одной идеологической химеры предполагает автоматически преодоление и другой, это неизбежно.

Ложная идея имеет способность одурманивать широкие массы. И сейчас мы видим здесь почти тождественное сходство между красным беснованием 1920-х годов и теперешним беснованием Майдана. Со стороны удивительно, как легко вроде бы неглупые люди подхватывают и отстаивают очевидно бредовую, антихристианскую идею, придумывают ей нравственные и чуть ли не евангельские оправдания, готовы за нее убивать и умирать. Действительно, на это смотришь не только с ужасом, но и с удивлением: откуда все это? Из какого кладязя бездны вырывается эта апокалиптическая духовная саранча? И как это все загнать обратно?

Ответ только один: между красной и жовто-блакитной идеей существует не просто сходство, а прямое генетическое родство. Мы не должны сами повторять грех националистов: майданное беснование не повод для презрения обезумевших братьев. Ведь еще ста лет не прошло, как вся Россия, мы все, болели тою же болезнью, тем же всенародным сумасшествием. Излечение возможно, оно придет, легким оно не будет. Нужно только помнить уроки прошлого и свою, христианскую, русскую национальную идею не путать с идеей красной, не смешивать Третий Рим с Третьим Интернационалом.

И для православного христианина должно быть очевидно: украинский национализм во всех его видах, от мазепинщины до нацистской бандеровщины, является тяжким грехом, противоевангельским и братоненавистническим явлением, политическим сепаратизмом и схизмой в церковном отношении. И именно поэтому ныне он оказался среди первых служителей антихристианского глобализма и евросодома.

Бог Судия тем, кто оправдывает этот национализм, маскирует его или заигрывает с ним. Но сознательным чадам Русской Церкви с такими не по пути.

Еп. Дионисий (Алферов)
Tags: Гражданская война на Украине
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment