"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

О "совках"

Cаркастическое слово "совок" имеет двойной смысл.

По мнению употребляющих этот термин, прежде всего "совки" - это "советские патриоты", которые стонут по "сильной руке" ("только массовые расстрелы спасут родину") и неправильно понятой "социальной справедливости" ("отнять и поделить") - то есть по Ульянову-Ленину, Джугашвили, Брежневу и в целом по советским нормам жизни (однопартийная модель, плановая экономика, запрет частной собственности на средства производства, контроль государства над всеми сферами человеческой жизни и т.д.), считая себя прежде всего "советскими людьми-интернационалистами", а уже потом грузинами, евреями, армянами, русскими и т.д. Этот термин появился ещё в 1918 г., в годы перестройки И.Тальков использовал его преимущественно по отношению к сталинистам.

У них - свои мессии, боги и кумиры в лице Андреевых Нин.
У них - своё понятье равенства и мира в виде нелепых доктрин.
"Чем хуже, тем лучше" - закон дураков, вот цель этих штампованных совков.


Но есть и другой смысл слова "совок" - это безыдейный, безынициативный, пассивный, вороватый и склонный к пьянству человек "нового типа", получившийся в результате "искусственного отбора" советской системы - уничтожения с 1917 года лучших русских людей и вытравливания положительных человеческих качеств из оставшегося населения.

По словам историка С.В. Волкова, "основа нормального социума – инициатива снизу и способность к самоорганизации. Совки таковой, кроме мелко-шкурной, не проявляют и самоорганизовываться не умеют".

Типичные черты такого "совка" противоположны утопическому советскому идеалу "нового человека" - бескорыстного альтруиста, трудящегося ради всеобщего благоденствия. Наоборот, получившийся в результате советской селекции "совок" - это супер-эгоист, живущий исключительно низменными потребностями и не способный на деле проявить солидарность с другими людьми. В этом смысле "совком" может быть и номинальный "антикоммунист", поносящий "Рашку" из-за низкого качества жизни и ничего в сущности не делающий для того, чтобы ситуацию исправить - ни на личном, ни на общественном уровне [1].

На психологический аспект советчины также указывал И.Тальков.

Они не думают, не чувствуют, не слышат, они не видят ни зги.
Они не любят, не страдают, не ищут, не напрягают мозги...
Они в создании своём не виноваты, их выпестовала власть,
Которой выгодно плодить дегенератов, чтоб ненароком не пасть.
И куда ж мы приплыли за 20 веков, если вся Россия стонет от совков.


В этом же смысле слово "совок" использовал церковный писатель о.Лев Лебедев, добавляя к перечисленным пунктам также безбожие, равнодушие или теплохладность в вере: "Новый народ - безбожный, тупой, верящий лжи и преступный, как партия, его вырастившая... Русскоязычное население, начисто лишённое, за редкими исключениями, даже чувства своего национального единства, а также веры, совести, правосознания и многого другого".

Прот. Лев Лебедев считал "совком" и себя, выросшего и воспитанного в СССР ("это и есть мы, "совки".).

При этом отец Лев всеми силами пытался выдавить из себя советский образ мыслей и советские стереотипы поведения, чему весьма способствовал переход в РПЦЗ, связанный с переосмыслением советских исторических мифов, усвоением православного, правового и беломонархического мировоззрения.

Таким образом, "совок" - это не национальность, как утверждают некоторые дилетанты (всероссийская перепись населения 2010 г. выявила лишь несколько десятков человек, указавших в графе "национальность" слово "советский"), а пробольшевитская система взглядов и (или) привитые большевизмом отрицательные черты характера.

Указанные характеристики "совка" (совпатриот и сверх-эгоист) могут или сочетаться в конкретном человеке, или существовать отдельно.

Взгляды и черты характера могут меняться в течении жизни, поэтому нет оснований говорить о "совковости" как о врожденной данности, что порой пытаются доказать создатели лженаучных расистских стереотипов. Правильнее говорить о неизжитом в народе наследии коммунизма, которое будет неизбежно преодолеваться по мере смены поколений, развития первичных форм демократии, рыночной экономики, свободы слова и т.д., если, конечно, политическая власть РФ не решится вернуться в полной мере к социалистическим и тоталитарным экспериментам [2].

В 1980-1990-е гг. первоиерарх РПЦЗ Митр.Виталий и другие зарубежные иерархи в своих проповедях использовали выражение "хомо советикус" преимущественно во втором значении.

[1] Однако такой "антикоммунист" может оказаться и "совком" в первом значении, ибо, отвергая на словах преступную теорию и практику коммунизма, он, подобно совпатриотам, также стонет по "сильной руке" и тоталитаризму иного порядка - напр., по Гитлеру и (или) мусульманской диктатуре. Эти люди также считают себя прежде всего "арийцами-интернационалистами", а уже потом русскими, чеченцами, армянами, грузинами и т.д. Это явление мы наблюдаем сейчас сплошь и рядом. Появлением в России большого количества людей подобного склада мы также обязаны советской власти, 70 лет выжигавший в России традиции индивидуализма, свободы, частной инициативы.

[2] Думаю, что десоветизация российского общества будет неизбежно нарастать по мере того, как будут уходить с политической арены (и из жизни) воспитанные в СССР люди. Когда нет ленинской Совдепии, бомбардирующей общество лживым марксизмом-ленинизмом, то постепенно будут уходить в небытие и советские стеоретипы (например, за 25 минувших лет акцент в обществе сместился с "Великого Октября" на "Великую Победу", которая уже рассматривается сама в себе, а не в ряду "побед и достижений соввласти"). Воспитанные системой элементы сейчас формируют политическую и социальную реальность ("советоидная РФ"). Однако без подзарядки ортодоксальным марксизмом-ленинизмом просоветские настроения в обществе погаснут, так как ересь национал-большевизма, являющаяся де-факто господствующей идеологией РФ, не имеет внутренней стойкости по причине вопиющей противоречивости, но неизбежно мутирует в головах её носителей или в сторону чистого марксизма-ленинизма, или в сторону внесоветского или даже антисоветского национализма.

Из "Википедии":
Homo Sovieticus (псевдолатынь — «человек советский») — саркастическое название жителей Советского Союза и стран Восточного блока. Популяризовано советским социологом и писателем А. А. Зиновьевым в качестве названия одноимённой книги. Впервые употреблено в 1918 году в книге Сергея Булгакова «Пир богов». Соответствует сленговому слову «совок»

Основатели советской системы неоднократно указывали, что для построения коммунизма потребуется создание «нового человека». Homo Sovieticus — это саркастическое название того типа человека, который, по мнению оппонентов советской власти и коммунизма, действительно получился из таких попыток. По мнению употребляющих этот термин, типичные черты Homo Sovieticus зачастую противоположны идеалу «нового человека», и заключаются в следующем:

1) безразличие к результатам своего труда, что отразилось в советской поговорке «Они делают вид, что платят, а мы делаем вид, что работаем».
2) отсутствие инициативы и уклонение от любой личной ответственности
3) неуважение к общественной собственности, мелкое воровство на рабочих местах. Отношение к общественной собственности отразилось в поговорке: «Тащи с завода каждый гвоздь — ты здесь хозяин, а не гость».
4) общественная пассивность и безропотное подчинение любым действиям правительства
5) склонность к тяжёлым формам пьянства

Социолог Юрий Левада утверждает, что психологический тип Homo Soveticus сохранился и в постсоветской России. По мнению учёного, к таким традиционным чертам психотипа как социальное лицемерие, патернализм, подозрительность и изоляционизм добавились цинизм и агрессия. По мнению Левады, эти негативные изменения стали результатом ограничения общественных свобод, а также искажённых экономических и моральных стимулов, внедряемых российскими властями.

Исследователи отмечают, что «советский» менталитет не ограничен старшей возрастной группой, как предполагалось ранее. Так, по наблюдениям группы Левады, в нарушениях в ходе парламентских выборов 2011 в Москве принимали участие не только пожилые россияне, но и молодёжь: тысячи молодых людей были свезены в столицу со всей России для организации вброса бюллетеней. Как отмечают учёные, эта молодёжь, в своём большинстве, родилась после распада СССР. Как и ранее в СССР, лишь небольшая часть населения проявила готовность протестовать против нарушений на выборах.

По мнению британского еженедельника The Economist, после падения коммунизма в 1991 году как в России, так и на Западе появилась надежда, что в России укоренятся западные моральные ценности и страна войдёт в орбиту развитых стран мира. Такая точка зрения не учитывала степени разрушения экономики России, величины психического истощения людей и глубины морального разложения за 70 лет советской власти. Никто не имел представления, какой тип государства заменит СССР и что значит «быть русским».

Одной из характерных черт советского менталитета была психология «осаждённой крепости» — страны, окружённой кольцом врагов. Как указывает The Economist, эти настроения стали усиленно насаждаться через систему государственной пропаганды после прихода к власти В. В. Путина. Как показывает опрос проведённый Юрием Левадой, через несколько лет после прихода Путина к власти (в 2004 г.) значительно сократилось число людей, считающих, что россияне ничем не отличаются от жителей других стран и выросло число тех, кто считает Россию «осаждённой крепостью». По мнению журнала, «Россия в кольце врагов» была любимой формулой Сталина. Путин вернул эту концепцию к жизни, в ряду других символов советской эпохи. Журнал отмечает, что пропаганда концепции «осаждённой крепости» предназначена лишь для внутреннего употребления, поскольку российские элиты предпочитают держать свои капиталы на Западе и там же проводить свободное время, учить детей и т.п.

Е. Опарин
Tags: Большевики и их наследники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments