"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Вход Господень в Иерусалим

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя
из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.
Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,
Тебе Победителю смерти вопием:
осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.


Мы съ вами вспоминаемъ молитвенно и торжественно Царскій входъ Царя Славы, Господа Іисуса Христа въ Его «стольный градъ царскій», Его столицу, во св. градъ Іерусалимъ.

Шумно волновался народъ іудейскій, когда Христосъ входилъ туда, передъ наступленіемъ Пасхи. Къ этому празднику въ Іерусалимъ стекались милліоны людей, и онъ былъ уже заполненъ народомъ, когда происходила торжественно-царственная встрѣча долгожданнаго Мессіи — Спасителя міра.

Св. евангелистъ Іоаннъ Богословъ въ своемъ Евангеліи отмѣчаетъ, что передъ входомъ Господнимъ въ Іерусалимъ, еще въ пути среди народа молніеносно распространился слухъ о чудѣ воскрешенія Лазаря, сотворенномъ Іисусомъ Христомъ; вѣсть объ этомъ поразительномъ чудѣ подняла духъ у всѣхъ, кто почиталъ и любилъ Спасителя. Послѣ этого, какъ говоритъ св. евангелистъ Лука, всѣ въ радости стали славить Бога за всѣ дивныя знаменія, которыя они видѣли за это время. Нужно имѣть въ виду, что всѣ апостолы ждали того, что ихъ Учитель придетъ въ Іерусалимъ, чтобы тамъ прославиться, какъ прославляется земной царь. Имъ казалось, что этотъ моментъ уже наступилъ, что Христосъ входитъ въ Іерусалимъ съ Царскою славою именно для того, чтобы принять Престолъ и воцариться; и они ликующе возглашали: Осанна, благословенъ Грядый во Имя Господне! Восторгъ народа былъ настолько великъ, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ѣхалъ Спаситель, срѣзали вѣтви финиковыхъ пальмъ и другихъ деревьевъ, устилая ими Его путь, шли имѣя ихъ въ рукахъ, какъ знаменіе торжества и празднованія.

Великъ былъ восторгъ и апостоловъ, и народа. Но Самъ Святѣйшій Виновникъ торжества не принималъ участія въ этомъ ликованіи; напротивъ того — какъ говоритъ св. евангелистъ Лука, — когда они приблизились къ Іерусалиму и открылся видъ на красоту этого святого города, Христосъ Спаситель, вопреки ликованію всѣхъ Его окружавшихъ, какъ бы не видя и не слыша этого ликованія, — заплакалъ, глядя на городъ и сказалъ: О, если бы ты хоть въ этотъ день понялъ, чтó служитъ къ спасенію твоему! Но это сокрыто нынѣ отъ глазъ твоихъ; и придетъ день когда враги тебя окружатъ, осадятъ, разрушатъ и камня на камнѣ тебѣ не оставятъ за то, что ты не уразумѣлъ времени посѣщенія твоего...

Господь зналъ, какъ непостояненъ народъ, и какъ перемѣнчива толпа. Своимъ всевѣдѣніемъ Онъ провидѣлъ, что не пройдетъ и недѣля, какъ возгласы Осанна Сыну Давидову смѣнятся воплями Возьми, возьми, распни Его, и что эти ужасныя слова будетъ кричатъ тотъ самый народъ, который только что восторженно встрѣчалъ Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святѣйшую Душу. Одно было утѣшительно и радостно для Спасителя при Его входѣ въ храмъ: это — чистые дѣтскіе голоса, отъ чистой души и чистаго сердца восклицавшіе Ему Осанна Сыну Давидову. Вотъ этому радовался Господь, ибо это былъ чистый дѣтскій восторгъ, и дѣти, — какъ дѣти, отъ всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, какъ должно, всего происходящаго, но непосредственно выражая Ему свои восторгъ и любовь.

Вотъ это мы съ вами нынѣ вспоминаемъ и празднуемъ; но помнимъ также, что, по словамъ молитвы церковной, этотъ день не только праздничный, но и предпразднественный (предпраздничный?). Ибо, если завтрашнее воскресеніе именуется «Вербное Воскресеніе» или «Входъ Господень въ Іерусалимъ», то въ слѣдующій воскресный день будетъ праздниковъ Праздникъ — Святая Пасха Христова, до которой всякая вѣрующая душа надѣется по милости Божіей дожить и встрѣтить Ее еще болѣе торжественно и радостно.

А между этими двумя великими праздниками, между этими двумя воскресными днями — находится Страстная седмица, съ ея богатствомъ богослужебныхъ воспоминаній, молитвословій и священнодѣйствій. Такъ постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть, какъ можно больше изъ этого богатства Страстной седмицы. Это особое, благодатное и священное время въ церковно-богослужебномъ году. И прекрасно дѣлаетъ тотъ, кто пользуется каждой возможностью въ дни страстной седмицы, особенно въ ея послѣднія три дня, — въ четвергъ, пятницу и субботу, какъ можно чаще побывать въ храмѣ. Тотъ, кто по какимъ-либо причинамъ, не бывалъ раньше въ храмѣ въ эти святые дни и приходитъ впервые — поражается красотой молитвословій и священнодѣйствій, и сплошь и рядомъ горько себя упрекаетъ за то, что раньше пренебрегалъ этимъ, и самъ себя лишалъ этого духовнаго богатства и укрѣпленія.

Это богатство Церковь предлагаетъ намъ теперь. Постараемся же воспользоваться имъ и, освятившись и укрѣпившись святыми службами Страстной седмицы, — встрѣтимъ, какъ должно и Пасху Святую! Аминь.

Святитель Филарет (Вознесенский)
Tags: События и комментарии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments