"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Дом цивилизаций (часть 2)

В первой части статьи мы рассмотрели взаимоотношения стран Северного круга Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, две Кореи, Китай, Тайвань), а также необходимую позицию нашей страны. Теперь речь пойдет о странах Южного круга – Индонезия, Филлипины, страны Юго-Восточной Азии и Индия. Индия включена в обзор по той причине, что она сильно влияет на политический климат всего региона.

На сегодняшний день Индия представляет собой страну больших контрастов. Наряду с обычными для южных азиатских стран проблемами (высокие уровни бедности и неграмотности, нехватка продовольствия и т.д.), Индия является, пожалуй, наиболее политически стабильной страной Юга. В отличие от Китая, где политическая стабильность поддерживается силовыми методами коммунистической партии, обеспечение всенародного благополучия и стабильности в Индии достигается с помощью консенсуса различных слоев и классов индийского общества. Национальное согласие в Индии - неотъемлемая часть национальной традиции и культуры. Неудивительно, что республиканская модель государства приобрела в Индии особое звучание, и является гордостью индусов.

Вторая особенность Индии – экономика. Она обслуживает более миллиарда индусов (17,5% мирового населения). С одной стороны, это позволяет ей легко уходить от мировых кризисов, замыкаясь на внутреннем рынке. Другая сторона медали: индусам необходимо развивать у себя все существующие отрасли промышленности. Поэтому в сфере экономики Индия ставит перед собой достижение полной экономической самостоятельности и контролируемое втягивание страны в мировую экономическую систему. На этом пути перед индусами стоит множество проблем. Это и технологическое отставание, и отсутствие надежных торговых связей с мировой экономической системой, и острый энергетический дефицит.

Особое внимание Индия уделяет вопросам обороны. Здесь Индия весьма уязвима, поскольку её ВПК по своей мощи не может сравниться с аналогичными комплексами США, России и Китая. У Индии практически нет своих традиций в деле проектирования оружия и своих конструкторских школ (здесь школа – направление, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов), поэтому индусы вынуждены заниматься копированием чужих образцов и закупкой вооружений у России и США. Индия, руководствуясь принципом "получить независимость во всем и по максимуму" прилагает большие усилия для создания собственного ВПК, а для этого необходимы и значительные финансовые вливания, и научный потенциал, и время.

Внешнюю политику Индии можно охарактеризовать как киплинговскую кошку, гуляющую сама по себе. Несмотря на то, что Индия все ещё остается политически слабой на международной арене, она не позволяет собой манипулировать. С приходом к власти правительства Манмохана Сингха в политике Дели возник некоторый проамериканский крен. В свою очередь, недавняя корректировка курса Вашингтона в Южной Азии оказалась позитивной для Индии. Однако дальнейшее усиление связей с США чревато попаданием индийской экономики в руки западных финансистов, а самой Индии это грозит превращением в очередного вассала-союзника США. Более того, в отношениях с США постепенно растет неустранимый конфликтный потенциал, связанный с принципиальными расхождениями в сферах геополитики и экономики. Кроме того, Индия еще не забыла американскую дипломатическую блокаду в 50-90 е-гг., когда янки установили союзнические отношения с Пакистаном в надежде поставить Индию на колени. Поэтому индусы крайне настороженно относятся к любым инициативам Соединенных Штатов и согласны иметь с ними только деловые отношения в разумных пределах.

Политика США, действуя кнутом, не забывает про пряники. С самого дня своей независимости, Индия испытывает проблемы с Поднебесной. Камнем преткновения является Тибет, из-за которого в 1962 г. случился пограничный конфликт. На фоне конфликта США предложили Индии заключить союз против Китая, а в будущем, и против СССР. Индусы не попались в американский капкан, и отдали предпочтение налаживанию связей с Китаем.

Сегодня имеется целый спектр вопросов, по которым Индия и Китай не могут договориться:
• незавершенная ядерная программа Индии (индусам все еще не удалось разработать, испытать и поставить на вооружение термоядерное оружие типа "Теллер-Улам", которое завершает любую военную ядерную программу);
• программы по вооружению Индии;
• демаркация индийско-китайской границы;
• китайская поддержка Пакистана и заинтересованность Китая в решении Кашмирской проблемы в пользу Пакистана;
• соперничество в Юго-Восточной Азии.

Точкой соприкосновения обеих стран является торговля. Имея существенные экономические потенциалы и возможности, экономические отношения Индии и Китая характеризовались весьма низкими показателями. Сейчас обе страны ведут переговоры по увеличению оборота, но пока речь идет об незначительных на фоне ВВП стран торговом обороте ($100 млрд. к 2015 г., при ВВП Индии $1.9 трлн и Китая в $7,2 трлн).

В других сферах сотрудничества, увы, достичь не удалось.

Китай и Индия понимают, что от их взаимоотношений зависит безопасность всего региона, и поэтому перед дипломатами ставится задача найти консенсус по как можно большему числу вопросов. Однако сил индусов и китайцев недостаточно, чтобы обеспечить стабильность всего региона.

Отдельно стоит упомянуть отношения Индии со странами Юго-Восточной Азии. Индия, сразу после обретения независимости, поддержала национально-освободительные движения на Юге. А после она оказывала и до сих оказывает странам Юго-Восточной Азии значительную поддержку. В настоящее время Индия продолжает уделять особое внимание дальнейшему повышению своей роли в Южной Азии, при этом учитываются как проблемы национальной безопасности, так и необходимость усиления позиций в регионе в целях обеспечения адекватного своему политическому весу места в мировом сообществе. Индия, в целом, мало заинтересована в укреплении экономической системы отношений со своими южными соседями, но, понимая важность Юго-Восточной Азии для других стран, стремится к укреплению экономических взаимосвязей для достижения политических целей. Однако страны Юго-Восточной Азии, несмотря на свою симпатию Индии, опасаются попадания в зависимость от Индии или Китая, и стараются проводить политику балансирования между основными игроками региона. Но Индия, как мы увидим ниже, может полагаться только на симпатии стран Юго-Восточной Азии и не более.

В обозримом будущем Индия, продолжая развивать экономические взаимосвязи, особое значение будет придавать культурно-цивилизационным, военно-политическим и, прежде всего, политическим отношениям. Перспективы азиатского гиганта достаточно хорошие, учитывая, что все больше стран региона также начинают позитивно воспринимать Индию.

Необходимо отметить большое значение для Индии внутренних аспектов обеспечения национальной безопасности. Если для развитых держав главным, источником угрозы безопасности являются внешние силы, то для развивающихся стран положение иное. Индийские правящие круги полагают, что внутренняя угроза национальной безопасности не менее значима, чем внешняя.

Одна из проблем Индии – межэтнические и межрелигиозные трения. Здесь индусы достигли большого прогресса с помощью традиции национального консенсуса. Однако она порождает новую проблему. То есть если какая-нибудь группа из национальной элиты вдруг захочет подмять под себя все государство, то политической стабильности в стране придет конец. Наибольшая опасность исходит от финансистов и крупных промышленников (особенно в случае попадания в зависимость от своих иностранных коллег и партнеров). Поэтому национальная элита Индии тщательно следит за тем, чтобы никто из своих представителей не получил излишнего влияния на политику страны и не изменил её традициям в угоду личным мотивам.

Важными внутренними проблемами Индии являются:
• социальная необеспеченность: 27% населения живет за чертой бедности, уровень неграмотности (особенно среди женщин) по-прежнему остается высоким, слаборазвитая система здравоохранения;
• дефицит продовольствия;
• дефицит энергоресурсов;
• экологическое неблагополучие.

Подытожим: Индия, как и Китай, остро нуждается во внутренней и внешней политической стабильности для решения своих проблем. При этом Индии надо защитить себя от посягательств со стороны США и укрепить свое влияние в регионе.

И все же, у Индии, помимо Китая, США, России и ЕС, есть ещё один источник беспокойства – Индонезия.

Раскинувшаяся на тысячах островах, бывшая колония Голландии, до недавнего времени не особо выделялась среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Даже наоборот, её состояние выглядело несколько удручающим на фоне соседних Малайзии, Брунея Сингапура. Однако в последнее время Индонезия демонстрирует большие успехи в экономике и превращается в одну из ключевых стран Юго-Восточной Азии.

Для начала краткая сводка по Индонезии. Форма правления – президентская республика. Страна расположена на 17000 островах Малайского архипелага, обладает значительными природными (энергетическими, минеральными, биологическими и другими) ресурсами. Её население (четвертое место в мире) – 251 млн. человек, 87% исповедуют ислам, что делает Индонезию самой большим исламским государством. Национальный состав Индонезии пестрый (около 300 народов), причем яванцы – титульная нация – составляют только 40% населения.

Больше всего Индонезии угрожают внутренние проблемы. В государстве, не прошедшем этап своего становления (а единая индонезийская государственность зародилась в 1945 г.), сильны сепаратистские настроения. В стране действует множество террористических организаций, сформированных как по этническому признаку, так и по принадлежности к радикальному исламу. Поэтому обеспечение внутренней безопасности и территориальной целостности – одна из основных задач политики Индонезии.

В внешней политике Индонезия традиционно проводит «активную и независимую» линию, ориентированную на отстаивание национальных интересов, участие в решении наиболее актуальных международных проблем, содействие миру, стабильности и безопасности в глобальном и региональном измерениях.

Основные решаемые задачи:
• защита независимости государства, имеющего весьма протяженные границы, его территориальной целостности в условиях островного положения;
• обеспечение экономического и социального процветания всех районов, между которыми имеются серьезные природные и социально-политические различия, а также благополучия и процветания страны в целом.
Принципы внешней политики Индонезии:
• конструктивность подходов;
• поддержание независимости страны во всех областях и недопустимость торга в вопросах, касающихся независимости государства в целом;
• национализм;
• отказ от военных союзов с другими странами;

В итоге мы получаем страну, которая является лидером Движения Неприсоединения, и стремится во все международные дела "вставить свои пять копеек".

Любимой дипломатической песочницей Индонезии является АСЕАН (страны Юго-Восточной Азии и Малайского архипелага), где является фактическим главой, а основной темой – сотрудничество между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сам по себе акцент на стремление вывести Индонезию на авансцену мировой политики подтвержден стремлением страны участвовать в самых различных дипломатических саммитах и форумах.

Однако глобальные и региональные дипломатические усилия должны подкрепляться твердой двусторонней дипломатией. Здесь слишком шуструю Индонезию ожидает множество капканов.

За дипломатическими играми Индонезии уже давно наблюдают Соединенные Штаты, явно недовольные стремлением островной республики вести независимую политику во чтобы то ни стало. В последние годы отмечается активизация отношений между Индонезией и США. Руководство Индонезии рассчитывает на помощь Соединенные Штатов в деле развития экономики страны. США также заинтересованы в индонезийском рынке и упрочнить свое положение в регионе. Здесь и кроется главная внешняя опасность для молодой республики: если Индонезия слишком сильно заиграется с США, то её ждет участь Японии и Южной Кореи: финансовая элита Индонезии перестанет быть национальной и станет выражать интересы международного капитала и мировой закулисы. Поэтому Соединенные Штаты подталкивают Индонезию в нужном для себя направлении, прибегая к тактике кнута и пряника в чувствительных для Индонезии вопросах.

Индонезия, как бы ей это было неприятно, зависит в военном плане от Вашингтона и, в частности, от американского военного регионального командования USPACOM. Собственный ВМФ Индонезии слишком слаб, и поэтому республика заключила соглашения по вопросам обороны с США, что позволяет последним использовать индонезийские военные базы с 2010 г. Эти соглашения стали с 2011 г. основой для усиления американо-индонезийского сотрудничества по вопросам морской безопасности в проливах. Однако за простой борьбой с пиратством стоит широкая программа военно-технического сотрудничества, с возможностью для Индонезии приобретать самолеты F 16, в противовес китайским военным устремлениям в регионе, в частности, в Бирме.

Второй чувствительный вопрос – нефтедобыча. США вложили много денег в развитие нефтяного сектора, но американскому капиталу тесно в рамках нефтяной промышленности – ему нужен, ни много ни мало, контроль над всей экономикой страны. Поэтому янки предпринимают все возможное для постепенного захвата экономики Индонезии, выколачивая из островитян нужные преференции взамен на помощь США. Аналогичная ситуация и с мирной ядерной программой: США пока не выдают Индонезии разрешение на строительство АЭС (а без лицензии США это делать запрещено). Отстоят ли индонезийцы свои принципы, или уступят давлению США – покажет время.

Кроме США, большой интерес к Индонезии проявляет Китай. Как и в случае с янки, китайцы тоже интересуются потенциалом экономики Индонезии и активно ищут для своего капитала пути проникновения. В прошлой части мы отметили одну из главных целей китайской внешне политики: поиск новых поставщиков ресурсов, и особенно углеводородов. В обмен на кредиты, Китай выторговывает место в индонезийском нефтяном секторе для своих нефтедобывающих корпораций (SINOPEC в первую очередь) и вкладывает деньги в развитие инфраструктуры Индонезии. Кроме нефти, китайцев интересует индонезийское сельское хозяйство (а ведь Поднебесная испытывает хронический недостаток продовольствия) и большой рынок дешевой рабочей силы. Последнее особенно интересно китайским корпорациям.

Но больше всего китайцев интересует политический потенциал Индонезии. Страна является лидером АСЕАН, и через Индонезию можно влиять на остальные страны Юго-Восточной Азии. Здесь китайская политика пытается выкинуть из региона Индию, усилить свое влияние на правительства стран АСЕАН и открыть путь своим корпорациям.

Неудивительно, что подобное использование Индонезии Китаем очень не нравится Индии. Более того, Индия сама имеет интересы в Юго-Восточной Азии. Некоторые заметят: "У Индии такие же интересы, как и у Китая, поэтому она тоже должна лезть в экономику островитян и обольщать правительство Индонезии". К большому сожалению, индусам обольстить яванцев никогда не удастся, ибо мусульманская Индонезия является естественным союзником Пакистана, и корни этого союза имеются ещё со времен антиколониальной борьбы. Так что индийско-индонезийские отношения сильно натянуты и никаких предпосылок для разрядки не имеется.

В контексте борьбы за экономику Индонезии стоит упомянуть индонезийско-японские отношения. Страна Восходящего Солнца тоже имеет сильное экономическое влияние на Индонезию, и по иронии судьбы, именно в нефтяном секторе. В последнее время оно несколько уменьшается благодаря активности китайцев и американцев. Но обе страны разделяют озабоченность активностью Китая и его стремлением к региональному доминированию. Поэтому Индонезия и Япония намерены и дальше развивать диалог.

Вывод: Индонезия, при всех своих амбициозных планах, является главным призом в геополитическом споре мировых держав. На данный момент ни одна из стран (Китай, США, Япония), желающих перетянуть Индонезию на свою сторону, не имеет решающего перевеса. Все зависит от того, какой выбор сделают лидеры Индонезии и сумеет ли страна справиться со своими внутренними проблемами.

Как видим, основу Южного круга формируют Индия и Индонезия при активном участии США и стран Северного круга.

Но есть страна, не имеющая своего влияния и полностью представляющая интересы США в регионе. Филиппины сегодня являются классическим примером экономической колонии. Полностью зависимые от США, они предоставляют свою территорию для размещения американских гарнизонов и баз флота. Ввиду стратегического расположения архипелага, США ни за что не выпустят Филиппины из-под своего крыла. Главным противником для Филиппины является Китай, воспринимающий американские базы флота как морскую удавку на своей шее. Поэтому Китай также желает контролировать архипелаг, но выбить американцев из Манилы пока не представляется возможным. Отношения КНР и Филиппин испорчены территориальными спорами за острова Спратли и участки Южно-Китайского моря. Бывшую испанскую колонию в её тяжбе с Поднебесной активно поддерживает Индонезия. Мотивы здесь просты: Индонезии ни к чему иметь рядом с собой целый архипелаг, принадлежащий Китаю. В целом, внешнеполитическое положение Филиппин сегодня очень устойчивое, и вряд ли ситуация изменится в будущем.

Ну а как же быть России?

Между странами Южного круга до сих пор не установлено геополитическое равновесие. А это значит, у нашей страны есть возможность создать расстановку сил в регионе целиком под свои нужды. Текущими задачами России являются:
• сближение с Индией и Индонезией - заключение договоров об взаимодействии во всех сферах деятельности от экономики до туризма;
• установление тесных связей со странами Юго-Восточной Азии;

Для нашей страны Индия является естественным союзником: отношения между Россией и Индией не омрачены войнами, границы сфер влияния не пересекаются; имеются общие соперники. Более того, и наша, и индусская экономика нуждается в значительном развитии и финансовых вливаниях. Поэтому целью российской политики в отношении Индии является заключение военно-политического союза.

Индонезия также является ценным партнером для России во многом благодаря своей роли в регионе. Мы не можем допустить, чтобы янки сделали с Индонезией то же самое, что ранее сделали с Японией и Южной Кореей. Однако переманить Индонезии на нашу сторону будет намного сложнее, чем Индию. Во-первых, из-за принципа неприсоединения, которому Индонезия все еще следует. Во-вторых, Индия и Индонезия видеть друг друга не могут. Двух пауков в одну банку? Но и игнорировать Индонезию мы не можем. Российской дипломатии в будущем предстоит немало потрудиться над этой проблемой.

Что мы имеем в итоге? У нашей страны есть большие перспективы в обоих кругах региона. Для их реализации необходима политическая воля руководства, международный авторитет нашей страны и привлекательность России в глазах других стран. Только при выполнении этих условий можно говорить о построении новой системы международных отношений в Восточной и Юго-Восточной Азии. Главными чертами новой системы должны быть:
• обеспечение стабильности в регионе;
• уравновешение всех игроков и замыкание системы на Россию;
• обеспечение интересов России;
• недопущение переориентации системы против России;

Нынешняя власть в РФ работает над установлением связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Успехи в этом направлении есть. Однако люди, сидящие в Кремле, руководствуются только личными интересами и не ставят перед собой задачу построения новой системы международных отношений: западные "партнеры" режима не позволят испортить им игру в регионе. Рассмотренные цели и задачи являются осуществимыми только при условии возрождения Русского государства и национальной власти.

Глеб Ходкевич
Tags: События и комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments