"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Дом цивилизаций (часть 1)

Дальний Восток… Регион, привлекающий своей неповторимостью, экзотикой и загадочностью. Многие столетия легенды о Восточной Азии манили жителей Запада, побуждая отправлять на восток армии, торговые караваны и колонистов. За богатства Индии, Индонезии и Юго-Восточной Азии шла непрерывная война. Но, главное сокровище региона кроется не в специях, тканях и драгоценностях. Дальний Восток – это дом цивилизаций. Китай, Япония, Корея, Индия - каждая с особой культурой, уникальным историческим опытом и тысячелетней государственностью. За это время они много раз прошли через периоды расцвета и времена глубокой смуты. Однако в наше время все они находятся на очередном подъеме. А учитывая, что страны-цивилизации обладают огромным потенциалом, все они имеют соответствующие амбиции. Поэтому изучение политической обстановки на Дальнем Востоке и оценка перспектив России в этом регионе крайне важны для нас. В этой статье мы попробуем рассмотреть положение каждой влиятельной страны региона и оценить будущее политики России, если она будет восстановлена.

В целом, Дальний Восток можно разделить на два больших круга стран, сильно связанных между собой. Северный круг представлен Японией, Кореей, Китаем с Тайванем. В южный круг входят Индия, страны Индокитая, Индонезия и Австралия. Особняком стоят Соединенные Штаты, закрепившиеся в регионе через своих представителей.

Первой ласточкой пробуждения Дальнего Востока стала Япония. Начав вестернизацию ещё в середине XIX в., Япония быстро достигла больших успехов, и через 20-30 лет заявила о себе как о полноправном участнике на международной арене. Однако её стремительный взлет закончился таким же быстрым и болезненным падением. В 1945 г. Япония была оккупирована американскими войсками, а власть Императора была поколеблена. Стране был навязан протекторат США. Янки прекрасно понимали, что великая держава не будет долго сносить подобное отношение, и поэтому они позаботились о том, чтобы Япония не ушла от них в свободное плавание. Восстановление японской экономики сопровождалось внушительными вложениями американских инвесторов, импортом технологий, и, самое главное, вовлечением японской финансовой олигархии в клуб западных предпринимателей. Если учесть, что власть в стране после войны стала принадлежать подконтрольному финансистам парламенту, США своими мерами обеспечили полное послушание Японии.

Сегодня подчиненное положение Японии сохраняется, и это создает уникальную в истории ситуацию: страна, являющаяся одним из гигантов мировой экономики и имеющая все основания для статуса великой державы, является всего лишь протекторатом. Нужно ли говорить, что такое положение не импонирует большинству японцев, в том числе и финансовой олигархии? Однако не все так просто.

У Японии есть три слабых места. Во-первых, свою внешнюю защиту Япония доверяет Соединенным Штатам, и в стране до сих пор размещены американские гарнизоны. Поэтому собственные вооруженные силы Страна Восходящего Солнца держит по минимуму. Отказ от американской защиты потребует собственного вооружения.

Вторая проблема: экономика страны сильно зависит от морской торговли. Защита коммуникаций для Японии потребует создание сильного военно-морского флота.

Одним словом, отказ от подчиненного положения страны потребует больших расходов на создание полновесных вооруженных сил. С военной технологией у японцев все хорошо: страна располагает ультрасовременным вооружением, созданным с помощью США. Нет проблем и с военным опытом: специалисты их японского Генштаба присутствовали в качестве наблюдателей на всех последних военных конфликтах, в т.ч. и с участием НАТО. Вопрос только в финансовых затратах. Однако японская экономика сегодня переживает не самые лучшие времена, её положение усугубляется энергетическими проблемами, вызванными остановкой всех АЭС на неопределенный срок.

Но даже если Япония согласится на такие затраты, когда каждая иена на счету, и создаст свои вооруженные силы, нерешенной остается третья проблема: как будет позиционировать себя Япония на международной арене? Что независимая Япония может предложить? Страна может спокойно претендовать на общемировое признание, но на региональное доминирование у неё сил не хватит. Кроме того, такая Япония становится "пугалом" для соседей по региону, остающееся один на один со своими соперниками – Китаем и двумя Кореями.

Как видим, сценарий полной независимости Японии невыгоден ни ей самой, ни кому-либо ещё. Это понимают и японские элиты, поэтому они намерены сохранить свою страну под крылом США, при этом поднимая свой статус от протектората до равноправного союзника. Что сейчас и происходит.

Второй представитель региона – Китай. Про успехи Поднебесной, её растущей силе и желаниях сегодня пишут практические везде, причем мнения высказываются диаметрально противоположные: от запугивания грядущим Pax Sinica до полного скептицизма.

И все же, доля истины в каждом таком мнении есть. Китай сохраняет большие темпы экономического роста, стабильный профицит торгового баланса позволяет китайскому правительству тратить деньги на амбициозные проекты и программы вооружения. Эти проекты ещё больше подкрепляет мнение китайских руководителей о праве на территориальные претензии по историческому принципу: "Китай претендует на всякую землю, принадлежавшую ему или его частям в прошлом, а также своим вассалам или народам, плативших дань".

Однако делать линейный прогноз будущего Китая, опираясь на сегодняшние темы развития, нельзя. У Поднебесной множество внутренних проблем, некоторые из них являются критическими. Несмотря на огромные доходы экономики, богатеют только прибрежные районы, тогда как центральный и западный Китай по-прежнему остаются бедными. Власть коммунистической номенклатуры, как это было и в СССР, сохраняет притекающее в страну богатство в своих руках, оставляя население в бедственном положении. Номенклатура Китая предпочитает держать деньги в государственных резервах. Вкупе с растущими государственными расходами это приводит к раскручиванию инфляции, которую пока удается сдерживать. Кроме инфляции, развитие китайской экономики сдерживает рост потребления энергии и продовольствия. Компенсировать недостачу Китаю приходится за счет внушительного импорта.

Но экономические проблемы – не единственные для Поднебесной. Неконтролируемая индустриализация привела целые провинции (Шаньси, Цзянсу, Гуандун) к экологическому коллапсу. К экологическим проблемам добавляются проблемы демографические. 30 лет проведения политики "одна семья – один ребенок" позволили сократить прирост населения, однако, решая вопрос перенаселения, китайцы получили старение народа. Большая доля пожилого населения – большая нагрузка на экономику.

Решение стоящих перед Китаем проблем требует времени и благополучной международной обстановки. Это станет гарантией, что никто из соседей Поднебесной не пожелает воспользоваться внутренними трудностями для удовлетворения своих амбиций. К сожалению, китайское правительство своей грубой внешней политикой настроило соседей против себя. Все дипломатические проблемы вертятся вокруг территориальных претензий Китая. Китай враждует с Индией из-за Тибета, поссорился с Японией из-за островов Сенкаку в Восточно-Китайском море, а в отношениях с Малайзией, Вьетнамом и Брунеем яблоком раздора стали острова Спратли. Большинство спорных территорий так или иначе богаты природными ресурсами, особенно нефтью. Именно в этом кроятся причины подобной внешней политики (великодержавные амбиции КНР тоже вносят свою лепту в напряженность отношений, но они во многом второстепенны): в присоединении дополнительных территорий с богатыми ресурсами руководство КНР видит возможность обеспечить себя ресурсами, а это должно дать больше времени для решения внутренних проблем.

Но никто из стран региона не хочет, чтобы Китай решал свои проблемы за их счет. Казалось бы, в такой ситуации Китаю ничего не остается, как смириться с созданием враждебной коалиции недовольных стран. В этом году Япония уже сделала первые шаги в этом направлении, предложив Филиппинам, Индонезии и Малайзии обсудить вопрос антикитайского сотрудничества. И хотя переговоры были в итоге отменены, подобные интриги являются тревожным сигналом для КНР.

В поисках стабильности у Китая есть неожиданный союзник. Как ни странно, но Соединенные Штаты абсолютно не заинтересованы в появлении антикитайской коалиции. Объединение стран региона против Китая будет означать политическую изоляцию Поднебесной и приведет к дестабилизации Дальнего Востока. Не говоря уже об угрозе войны, которую несет такая коалиция. Риск войны с Фабрикой Мира, каковой является Китай – это фатальные риск для мировой экономики, состояние которой сегодня оставляет желать лучшего.

Вывод: Китай имеет основания и силы для регионального доминирования. Однако для достижения оного мало иметь сильную экономику – нужны хорошая дипломатия, высокий престиж и привлекательность в глазах соседей, а также отсутствие внутренних критических проблем. Так что Поднебесной стоит заняться работой над ошибками и избавиться от своей ноши. От этого будет зависеть не только будущее народов Китая, но и всего Дальнего Востока. Целиком полагаться на американскую стабилизацию не стоит, поскольку последнее слово остается не за США, а за игроками региона, чаша терпения которых не бесконечна. В противном случае Дальний ожидают нелегкие времена.

Обсуждая перспективы Китая и Японии, мы не упомянули ещё одно главное лицо. Эта страна контрастов: у неё большие перспективы при полной неопределенности ближайшего будущего; она является одновременно и значимым действующим лицом, и объектом притязаний; в этой стране умудряются сочетать экономический рост с жестоким политическим кризисом. Речь пойдет о Корее.

Вряд ли стоит описывать ситуацию в стране и как корейцы дошли до этого. Нынешнее положение Кореи – одно из тяжелых наследий СССР, и деятели антикоммунистического движения так или иначе касались темы раздела Кореи. Поэтому мы не будем касаться этого аспекта жизни многострадальной страны, а сразу перейдем к внешнеполитическим вопросам.

Южная Корея в плане своего устройства является копией Японии. Также американское военное присутствие, также взращенная на заокеанские деньги экономика, также инкорпорированная в американские закулисные структуры финансовая элита. Это неудивительно, ибо для подчинения Южной Кореи США использовали тот же шаблон, что и в случае с Японией. Однако есть некоторые отличия.

Южную Корею можно уподобить Германии в ЕС. Она является яростным проводником американской политики на Дальнем Востоке, и от этой роли самостоятельно не откажется. Республика граничит с воинственным коммунистическим соседом, который с недавнего времени размахивает ядерным оружием. В такой ситуации американское присутствие является не прихотью, а гарантией существования. Второй серьезный соперник – Япония. Вчера – смертельный враг, сегодня - соперник скорее экономический, чем политический, ибо оба они под крылом заокеанского Ястреба. Однако Южная Корея не может спокойно смотреть на то, как Япония повышает свой статус в глазах США, и американцы используют японо-корейские противоречия для урезонивания обоих сторон.

В отличие от своей южной соседки, производящей хорошее впечатление на международной арене, Северная Корея является "страной-изгоем", страной при коммунистической армии. Северная Корея, из-за своей одиозности, поддерживает тесные отношения только с Ираном, РФ и Китаем. С Ираном дружит против США, с РФ – по инерции. Ну а с Китаем?

В целом, корейцы не питают особых симпатий к своим юго-западным соседям. Отношения Китая с Южной Кореей остаются натянутыми из-за американского присутствия, что воспринимается Поднебесной как угроза, а также в силу поддержки Китаем Северной Кореи. Однако не следует думать, что КНР поддерживает КНДР за коммунистическую власть. Все гораздо проще: Китаю крайне важно не допустить объединение Кореи под американским руководством, ибо в таком случае войска США выйдут прямо к китайской границе.

Вообще, объединение двух корейских государств – вопрос не сколько сложный, сколько не вызывающий энтузиазма у всех участников региона. И для этого есть масса причин.

Во-первых, и Китай, и США хотят видеть объединенную Корею в своей зоне влияния. Япония не претендует на протекторат над Кореей – слишком свежи воспоминания о Корее-колонии, плюс ко всему, как говорилось выше, Японии не хочется становиться жупелом для соседей. Свободная объединенная Корея также никого не интересует, поскольку потенциал развития у единой Кореи очень высок; такая Корея становится лишним игроком в регионе. Конечно, о региональном лидерстве Корее мечтать не приходится, но её голос становится голосом "решающего меньшинства" - в этом кроется влияние Кореи на расстановку сил на Дальнем Востоке.

Во-вторых, разделенная Корея лучше всего соответствует желаниям США, Китая и Японии поддерживать равновесие в своих отношениях и в регионе.

Мы очертили расстановку сил Северного круга отношений. Остался самый одиозный игрок - Тайвань.

Тайвань и вопрос о его независимости можно по праву назвать одним из главных вопросов в Северном круге отношений. Давняя вражда между коммунистами и Гоминьданом не позволяет воссоединиться острову с материковой частью Китая. Подвешенное состояние острова, вкупе с его впечатляющими экономическими успехами позволяет играть всем желающим на нервах КНР. И хотя в последнее время наметились сдвиги в переговорах между Тайбэем и Пекином, перспектив воссоединения не наблюдается. Пока будущее острова зависит от позиции США. Для американцев Тайвань остается удобным средство влиять на Китай, однако если между Пекином и Вашингтоном пойдет серьезный разговор – остров может стать разменной монетой.

А как быть России в отношениях со странами Северного круга?

Если учесть сложность и важность этого региона, то точный ответ можно дать только тогда, когда будут четко сформулированы цели внешней политики России. Они будут состоять из двух компонентов: цели конечные (то видение региона, которое выгодно России) и цели текущие (на данный момент). Некоторые цели мы можем сформулировать уже сейчас.

Конечные цели:
• создание дружественной по отношению к России обстановки в регионе;
• поддержание политической стабильности на Дальнем Востоке;
• замыкание на России всей системы отношений стран Северного и Южного кругов;
• полное вытеснение США из региона.

Очевидно, что достижение таких целей станет возможным только после окончания Переходного периода восстановления нашей страны, в ходе которого России удастся набрать значительный политический и экономический вес. Поэтому эти цели остаются, своего рода, путеводной звездой.

Текущие цели:
• предотвращение угрозы русскому Дальнему Востоку;
• установление экономических связей без ущерба и рисков для национальной экономики.
• получение передовых технологий;

К сожалению, Япония и Китай являются геополитическими соперниками нашей страны. Огромные богатства Дальнего Востока являются предметом их вожделения. Здесь задача русской дипломатии: выстраивание сугубо деловых отношений по вопросам, где есть общие интересы или возможен консенсус (торговля, образовательный и культурный обмен, спорт, туризм). Но есть особенности.

Для Китая интерес к нашей территории диктуется стремлением заполучить больше ресурсов для решения внутренних проблем страны. Если полностью перекрыть Китаю доступ к нашей ресурсной корзине, как советуют некоторые "патриотично настроенные" люди – это загонит Поднебесную в угол, и она будет вынуждена жестко реагировать. Строго дозированные поставки, особенно нефти и газа, помогут снять напряженность, и вдобавок смягчат давление Китая на экспортеров нефти из Ближнего Востока. Но лучшим вариантом будет экспорт ядерных технологий. Помощь в решении второй проблемы Китая – нехватке продовольствия – посодействует быстрому восстановлению нашего сельского хозяйства и даст большие экспортные прибыли.

В целом, в отношении Китая стоит проводить умеренную политику, направленную на смягчение противоречий (но не ценой стратегических уступок со стороны России). И ни в коем случае нельзя содействовать появлению различных антикитайских коалиций и союзов. Такая политика только усилит напряженность в регионе и загонит Китай в политическую изоляцию. В таком состоянии КНР не сможет мирным путем решить свои внутренние и внешние проблемы, что, как говорилось выше, чревато серьезными последствиями в регионе. Россия заинтересована в сильном самодостаточном Китае, являющимся одним из региональных лидеров и не имеющем территориальных амбиций. Отбить у Китая охоту лезть за свои пределы можно только оказанием помощи в решении внутренних проблем.

В случае Японии ситуация усугубляется безоговорочной американской поддержкой и бескомпромиссной позицией по вопросу о южных Курильских островах. Заключение мирного договора с Японией, несомненно, стоит на дипломатической повестке дня, однако сохранение территориальной целостности и защита нашей экономики от чрезмерного японского импорта для нас куда важнее. Русская дипломатия в отношении Японии может добиться только ограниченных договоров, но решить главную задачу – отвращение Японии от дальневосточных рубежей России – она не в состоянии. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо оторвать Японию от Соединенных Штатов. Но как говорилось выше, на данный момент это невозможно.

Особняком стоят две Кореи. Конечная цель русской политики: вытеснение США с юга Корейского полуострова, объединение Кореи и заключение с ней тесного военно-политического союза. На текущий момент – установление дружественных отношений с Южной Кореей, заключение соглашений об импорте корейских технологий, налаживание диалога между КНДР и Республикой и замыкание его на Россию. В отношениях с Республикой следует использовать японо-корейские противоречия. В отношении Северной Кореи перед нами стоит дилемма: нужно и коммунистический режим осудить, и объединительному процессу содействовать. Правящая номенклатура КНДР ни за что не откажется от власти и коммунистической идеологии. Прямое давление использовать ни в коем случае нельзя, поскольку Пхеньян пользуется полным покровительством Пекина, и всякое давление приведет к обратным результатам. Поэтому остается два выхода.

1. Использовать гуманитарные поставки и экономическую помощь в качестве рычага давления на номенклатуру КНДР. То есть потребовать пошаговую декоммунизацию страны в обмен на поставки. Здесь необходимо заручиться поддержкой Китая, являющегося главным поставщиком КНДР. Если это сработает, то вместе с вполне демократической Северной Кореей мы рискуем получить прокитайские настроения в правительстве, что для России неприемлемо.

2. Устроить в Северной Корее "цветную революцию". Это гарантирует будущую ориентацию Северной Кореи на Россию и позволит провести полную декоммунизацию страны в кратчайший срок. В то же время "цветная революция" приведет в ярость все США и все страны региона, поскольку это кардинально изменит расклад сил на Корейском полуострове. К тому же, "цветная революция" – грязный и бесчестный метод, привнесенный Соединенными Штатами. В наши дни, когда варварство во внешней политике возведено в закон, Россия должна быть образцом честности и порядочности в деле исполнения внешнеполитических обязательств. Так что подобным методам нет места в политическом арсенале нашей страны.

Не выйдет грубо решить и тайваньскую проблему. Тайвань является важным субъектом мировой экономики, и игнорировать его невозможно. Конечно, принципы законности и непримиримости с коммунистической идеологией требуют признания Гоминьдана единственно законной властью во всем Китае. Лучшим выходом будет непризнание Тайваня и установление отношений де-факто (как это делается сейчас). Однако вопрос о признании Гоминьдана единственно законной властью в Китае может служить важным рычагом давления в отношениях на КНР.

В целом, в рамках Северного круга России следует устанавливать дружественные отношения со всеми странами и дипломатическими способами содействовать защите русского Дальнего Востока. Но полноценную защиту только в рамках Северного круга дипломатически установить невозможно – для этого нужно использовать силы стран Южного круга: Индии, Индонезии и стран Юго-Восточной Азии. Но об этом чуть позднее.

P.S. Отдельно стоит вопрос о целесообразности торговли ресурсами. Полная ресурсная корзина – это Дар Божий для нашей страны. И использовать его нужно на благо России. Здесь нас поджидают две крайности. Живя за счет продажи ресурсов, наша страна уподобляется пьянице-тунеядцу, выносящего из дома вещи ради выпивки. Запирая все богатства в сундуке, мы становимся похожими на жадных ростовщиков, считающих каждую копейку.

Продолжение следует

Г. Ходкевич
Tags: События и комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments