"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Истина веры и соблазн идеологий



28 июля мы празднуем память святого Владимира Крестителя. И в этот же день – Крещение Руси, когда наши далекие предки приняли православное христианство. Это событие уже больше тысячи лет назад определило наше место в истории – и задало ее главный конфликт, в который мы вовлечены и сейчас.

Этот конфликт связан с выбором между верностью нашему православному, христианскому наследию и теми или иными идеологическими фантомами, которые обещают «счастье на века» ценой отступничества.

Крещение в Священном Писании называется «новым рождением» или «рождением свыше» – это означает, что человек приобретает качественно иную жизнь в общении с Богом. Крещение Руси было рождением целого народа – именно в днепровской купели конгломерат славянских и неславянских племен, не имевших ни общего языка, ни общей культуры, ни общего самосознания, превратился в народ, который мог сказать о себе: мы, от Киева до Новгорода – русские православные люди. Мы – народ, у которого есть место в истории, в существовании которого есть смысл и предназначение.

Языческий мир воспринимал историю как бесконечный ряд повторяющихся циклов. Люди видели, как сменяются времена суток, фазы луны, времена года, как за летом всегда приходит осень и зима, и полагали, что история тоже подчинена циклам – только более длительным. Все возвращается на круги своя, и в этом не стоит искать какого-либо смысла.

Библейская картина мира была радикально другой – история движется, как драма, от истинного начала к истинному завершению, у нее есть автор – Бог, который действует в судьбах народов и отдельных людей, чтобы привести мироздание к той блаженной эпохе, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:6–9).

Главные события в этой драме – воплощение Бога в Иисусе Христе, Его жертвенная смерть и Воскресение, через которые Он сообщает жизнь вечную и блаженную всякому, кто отзывается на Его призыв покаянием и верой.

Но не только евангельские события, но и вообще все, что происходит в мире, является частью благого замысла; каждый человек рождается на свет с определенной целью; ничья жизнь не является бессмысленной, каждый из нас является участником этого глобального повествования.

В Крещении наши предки услышали слова апостола: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Бог, творец мироздания, призвал русских быть в числе народов, которые знают Его и служат Ему. Как писал митрополит киевский Илларион, «Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла».

Благодаря Крещению мы вошли в поток мировой истории и восприняли то наследие, которое лежит в основании и других европейских культур ­– библейское Откровение, греческую традицию философской мысли, римский государственный и юридический гений.

В той драме и истории спасения, которую открывает нам православная вера, люди являются активными участниками. Мы можем хранить верность истине или поддаваться обману, возрастать в праведности – или проваливаться в пропасть зла. Как и ветхозаветная история, история Руси – это история противостояния между святостью и грехом, верностью и отступничеством. Как и в истории других европейских народов, в нашей истории действовали и силы духовного обольщения, которые стремились – и стремятся – увести нас прочь от нашего христианского наследия. Мы видели, как возникали мощные идеологии, адептам которых казалось, что они открыли верный секрет «светлого будущего» – ради которого нужно только отречься от Бога. Это обернулось трагедией неслыханных масштабов, страданиями и гибелью множества невинных людей.

Сегодня мы вернулись к нашим корням – мы строим храмы, а не взрываем их. Но борьба не окончена – и не окончится до конца истории.

Мир, рожденный в днепровской купели, политически сегодня тяжело расколот; в Киеве, где совершилось само Крещение, многие поддались соблазну, который мы переживали в 90-е годы – «устроить как в Америке», переделаться по чужим образцам. Это невозможно по ряду причин – культуры формируются веками, под влиянием своей, уникальной истории, славяне не могут стать ни американцами, ни западноевропейцами. У нас своя идентичность и свое место в мире.

Но и западные образцы сильно изменились за прошедшее время – погромы, устроенные BLM, радужные флаги на американских посольствах и вообще все безумие гендерного большевизма делают Запад все менее привлекательным образцом для подражания.

Однако беды, которые переживает православный восточнославянский мир сейчас, не являются ни уникальными, ни исключительно тяжелыми – Русь пережила и княжеские усобицы, и монгольское иго, и богоборческую диктатуру. Переживет и это. Потому что наследие святого Владимира не может быть уничтожено – как не может быть уничтожена истина.

С. Худиев,
газета "Взгляд" (vz.ru)

Илл.: Клавдий Лебедев, "Крещение киевлян".


#Россия #Православие #крещениеРуси #история
Tags: #Православие, #Россия, #история, #крещениеРуси, Вера и Церковь, Государство Российское, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments