"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Строим флот: последствия "неудобной" географии. Часть 1

Ранее мы уже говорили, что России нужна адекватная отечественная теория военно-морского могущества, нужно адаптировать её к географии, ведь положение России на морях уникально.

Мы привыкли к тому, что Россия вполне имеет выходы к морю. И на первый взгляд это на самом деле так – наша морская граница имеет длину 38807 километров, а берега омываются Тихим и Северным Ледовитым океанами непосредственно, а Атлантическим опосредованно. Да и торговых судов под национальной юрисдикцией у нас больше, чем у тех же США.

И, тем не менее, многие западные комментаторы, общаясь между собой, характеризуют Россию как Landlocked – дословно запертую или заблокированную сушей. Тут, кстати, опять важно правильно понимать смыслы: у нас в ходу словосочетания типа «сухопутная держава», а у оппонентов вместо этого – «запертая сушей».

Противоречия нет. Все морские коммуникации, которыми пользуются торговые флоты разных стран для сообщений с нашей страной, и наш Военно-Морской флот тоже, проходят через узкости, которые контролирует потенциальный противник.

При этом наличие у противника военно-морских баз по всему миру, и военно-морских группировок на всех океанах, даёт ему возможность или заблокировать ВМФ России в прибрежных акваториях, или атаковать его там, установив в любом случае господство в море у наших берегов, которое потом позволит ему использовать нашу же прибрежную зону для атак нашей территории с моря.

Однако те ограничения, которые на развитие нашего флота влияет географический фактор, настолько важны, и, при правильном подходе к военно-морскому строительству, окажут на флот такое мощное влияние, что их нужно изучить максимально подробно. И, что особенно важно, оценить последствия географических факторов для будущего российского флота.

Не флот, а флоты. На изолированных ТВД

Необходимо назвать вещи своими именами: у нас не флот, а четыре флота и одна флотилия – разные. Те театры военных действий, на которых находятся базы наших флотов, отличаются друг от друга просто феноменально. Так, некоторые авиационные торпеды, которыми вооружена морская авиация не работают на Балтике – солёность воды недостаточна для активации батареи. На Тихом океане и на Севере шторма одинаковой бальности по-разному воздействуют на корабли из-за разной длины волны при шторме и волнении, свойственной разным регионам. Противники (кроме самого главного противника, который у нас везде) разные, разное начертание береговой линии, и как итог – в принципе разные условия боевых действий для каждого флота. А это потенциально диктует разную структуру и разный корабельный состав для каждого из флотов.

При этом манёвр кораблей между флотами крайне затруднён даже в мирное время – далеко, а в военное будет возможен только если в войне не участвуют США. Если они в ней участвуют, то корабли с одного флота на другой будет не перебросить. Исключение – только корабли Каспийской флотилии, которые могут быть отправлены на помощь Черноморскому флоту (оставим «за скобками» потенциальную полезность этого шага).

Эти ограничения не будут преодолены никогда. А значит, те последствия, к которым подобная географическая раздробленность приводит, будут действовать всегда, и флот должен строиться с учётом этого фактора.

Проблема разобщённости флотов в предельно острой форме встала перед Россией с началом Русско-Японской войны. Тогда оказалось, что японцы имеют превосходство в численности над всеми морскими силами Российской Империи на Тихом Океане. Противоборство японского флота против 1-й Тихоокеанской эскадры закончилось закономерной победой Японии, а когда после многомесячного трансокеанского перехода на Дальний Восток пришла 2-я Тихоокеанская эскадра, японцы опять имели над ней численное превосходство. Общее превосходство Российского Императорского флота над японским флотом оказалось невозможно реализовать. Стоит признать, что сегодня проблема никуда не делась.

В основополагающем доктринальном документе, касающемся ВМФ, в «Основах государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», межтеатровому манёвру сил ВМФ уделены следующие строки:

38. Основными задачами военно-морской деятельности по предотвращению военных конфликтов и стратегическому сдерживанию являются:

д) выполнение межтеатровых маневров, а также регулярных подледных плаваний атомных подводных лодок Военно-Морского Флота;

51. Показателями эффективности мер по реализации государственной политики в области военно-морской деятельности являются:

г) способность Военно-Морского Флота наращивать военно-морскую группировку на опасном стратегическом направлении за счет межтеатрового маневра силами флотов;


Увы, но обойдён вниманием принципиальный момент – что делать если потребность в межтеатровом манёвре возникла в военное время? А ведь это принципиальный момент – после начавшегося глобального военного конфликта никакой манёвр СиС между ТВД по морю окажется невозможен, с другой стороны, до его начала его особо ничего не ограничивает. В случае же локального конфликта принципиальный вопрос состоит в том, чтобы осуществляющие манёвр силы успели на ТВД вовремя, до установления противником господства на море (а не как в Русско-японской войне).

К сожалению, мы опять видим формальный подход, проявленный составителями важного с доктринальной точки зрения руководящего документа. Влияние разобщённости наших флотов на организационно-штатную структуру флота как вида ВС не упомянуто. А между тем проблема манёвра и важна, и отчасти разрешима, но состав ВМФ и его организация должны строиться с учётом подобной задачи.

Есть, однако, и положительный момент в разобщённости наших флотов. Наши флоты практически невозможно разбить все одновременно, если их командование будет надлежащим образом управлять вверенными силами и войсками. Для того, чтобы добиться одновременного разгрома всех наших флотов, нужно собрать коалицию, в которую вошли бы как минимум США, часть НАТО, Япония, желательно ещё и Австралия.

А Россия, в свою очередь, видя титаническую подготовку к наступлению на себя со стороны 1/8 всего человечества, должна зачарованно ждать развязки и ничего не делать. Едва ли это возможно в реальном мире. А у отдельно взятых США с их текущим боевым составом ВМС не получится одновременно «накрыть» всех – в лучшем случае получится «разобраться» с Тихоокеанским флотом и провести тяжёлое встречное сражение с Северным. Они его, видимо, выиграют, но у этого выигрыша будет цена.

И этот фактор, работающий на нас и прямо вытекающий из разобщённости флотов, мы тоже можем в дальнейшем использовать.

Любопытно заметить, что мы такие не одни. Ещё одной страной, чей флот разделён сушей и не может быстро собраться вместе, являются … США!

Об этом не принято говорить, по каким-то странным причинам, но наш главный оппонент имеет такую же точно уязвимость – его ВМС разделены между Тихим океаном и Атлантикой. И, что важно, главная ударная сила ВМС США – авианосцы, не может осуществлять переход Панамским каналом. Только в обход Южной Америки и более никак. Это даёт нам кое-какие возможности, о которых мы однажды поговорим. Пока же ограничимся констатацией факта – разобщённость флотов из-за их расположения на разных сторонах большого массива суши не препятствует обретению морской мощи и ведению войны на море в решающей степени, но её, эту разобщённость, надо грамотно обойти. США решили этот вопрос путём многолетнего удержания своих кораблей в габаритах, позволяющих пройти Панамским каналом.

Только появление послевоенных крупных авианосцев изменило это положение дел (хотя планировавшиеся в ходе Второй Мировой линкоры «Монтана» тоже должны были быть слишком большими, но их не стали строить). У нас решение может быть и, возможно, будет другим.

Однако было бы не совсем верно ограничиваться чисто географическими ограничениями, потому, что их них вытекает ещё одно ограничение, так сказать, «второго уровня».

И на Запад от России, и на Восток от неё находятся государства, или просто превосходящие РФ по экономическому могуществу и военному кораблестроению, или же союзы, группы государств, которые объединившись, также совместно получат превосходство над Российской Федерацией.

Ярчайший пример – Япония. Эта страна имеет не многим меньшее по численности население, экономическое превосходство, она строит корабли намного быстрее, чем Россия, легко, в течение считанных лет может сдавать своим ВМС по авианосцу. Для России с её экономикой и структурой угроз даже гипотетическое «соревнование» по силам на море с Японией выглядит крайне трудной задачей, а ведь на Западе у нас тоже не друзья. И это ещё одно последствие того, что наши флоты раскиданы по крайним регионам огромного массива суши – мы никогда не сможем обеспечить численное превосходство над нашими противниками на удалённых друг от друга ТВД. Мы, теоретически, можем «в принципе», в целом, быть сильнее японцев или британцев, но чтобы это превосходство реализовать, нам надо собрать флоты вместе, таким образом, чтобы они могли поддерживать операции друг друга против одного и того же противника. Последний же, будет понимать это не хуже нас, и препятствовать нам всеми способами, от дипломатических, до чисто военных.

С США – ещё хуже, мы в принципе не сможем даже смягчить удар американцев, если они нас застигнут в водах, прилегающих к базам, без возможности соединить силы, хотя бы их часть.

Итак, предварительно подытожим:

— Разные условия на разных флотах требуют, видимо, разного корабельного состава.
— География требует очень быстрого манёвра СиС в предвоенное время, и делает его же практически невозможным в военное.
— При этом, крайне трудно добиться одновременного разгрома всех флотов России каким-то одним противником, что даёт России время, пусть и небольшое, на организацию или обороны по всем направлениям, или, в случае локальной войны со свободными для манёвра глобальными коммуникациями, для межтеатрового манёвра.
— Одним из последствий географической разобщённости флотов является экономически невозможное доминирование на театрах военных действий над вероятными противниками – они банально слишком сильны экономически. Так будет всегда, и всегда противник будет мешать переброске морем на «его» ТВД дополнительных сил ВМФ.

Озвученные проблемы можно решить. Требования иметь разный типаж кораблей на разных ТВД выглядят, как ни странно, самыми просто разрешимыми. Фактически «особенным» ТВД, где нельзя принести в жертву универсальности адаптированность к условиям ТВД, является Балтика. И тут мы можем прибегнуть к следующим хитростям:

1. Комплексирование решаемых боевых задач в одной платформе. Так, например, небольшой средний десантный корабль, вооружённый парой 76-мм пушек будет и десантным кораблём, и будет в силах вести огонь по берегу, и сможет поражать артиллерийским огнём надводные цели, сможет вести минные постановки и выполнять транспортные задачи. Возможно, его получится вооружить какими-то малогабаритными ракетами с дальностью «до горизонта», тогда он сможет атаковать и уничтожать надводные цели и за пределами дальности действительного огня 76-миллиметровок. Его конструкция будет не оптимальна ни для одной из этих задач, но зато их все реально сможет решать один и тот же корабль. Это позволит не строить два или три специализированных корабля, и ограничиться одним, оптимизированным под ТВД с его глубинами, расстояниями, противником и т.д.

2. Унификация не проектов, а систем. Если предположить, что нам крайне необходим особый вид боевого корабля на Балтике, то его можно унифицировать с другими кораблями ВМФ не в рамках одного и того же проекта, а в части подсистем. Например, один и тот же радиолокационный комплекс, один и тот же дизель, пушка, те же ракеты, но разные корпуса, количество двигателей, количество ракет, наличие/отсутствие ангара, площадки для посадки вертолёта, разный экипаж и так далее. При этом, сразу же нужно делать вариант «балтийского проекта» и на эскпорт тоже, чтобы оправдать дополнительные расходы на отдельную маленькую серию кораблей для одного ТВД.

Надо понимать, что в отличие от межтеатрового манёвра силами и средствами, эта проблема несущественна. Обеспечение манёвра – совсем другое дело.

(продолжение следует)

А. Тимохин,
Военное обозрение

#ВСРФ #флот #стратегия #война #море #география #проблемы
Tags: #ВСРФ, #война, #география, #море, #проблемы, #стратегия, #флот, Военный отдел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment