Экспорт: и «торпедные дрова в нагрузку»!
Вернемся к статье «Военно-техническое сотрудничество ГНЦ АО «Концерн «МПО-Гидроприбор» с зарубежными странами».
Раздел «Предложения по ВТС с инзаказчиками в части поставок минно-торпедного оружия»
2) торпеды УЭТТ, ТЭ2 различных модификаций… относятся к современным образцам.
В реальности же торпеда ТЭ2 имеет:
- ССН, «воспроизведенную на отечественной базе» с американской торпеды разработки конца 50-х годов;
- батарею по американскому патенту 40-х годов прошлого века;
- двигатель, главный конструктор которого умер в 1969 году;
- систему телеуправления, уровня начала 60-х годов (которую сегодня правильно было бы назвать «вожжами»).
Ничего себе «современный образец»!
В начале XX века на мировом рынке корабельных донных мин определенный интерес вызвали предложения АО КМПО «Гидроприбор» по поставке аппаратурно-приборного модуля (АПМ) для модернизации донных мин типа УДМ-Э и типа ДМ.

Вопрос по этому «рудименту» 60-х годов прошлого века уже разбирался в статье «Что не так с «новейшим» ПМК проекта 12700?»
Однако к этому стоит добавить «реакцию инозаказчиков»:
Относительно интереса индийской стороны к морским донным минам нужно отметить, что в 2010–2012 гг. был объявлен международный конкурс на организацию совместного производства на территории Индии. Предложения Концерна были отклонены.
…В части морских донных мин КНР не проявляла интерес к предложениям КМПО Гидроприбор.
Необходимо отметить, что первый заказчик АПМ, получив эту разработку, ругаться не стал. И просто за пару лет сделал себе современные морские мины. Сам. На фоне которых то, что сегодня демонстрирует «Гидроприбор» – просто антикварная рухлядь.
Участие в ВТС предполагает постоянное поддержание экспортных образцов техники на современном научно-техническом уровне.
С этой целью АО «Концерн «МПО – Гидроприбор» проводит постоянные мероприятия по совершенствованию научно-технической и производственной кооперации. В РФ к ним относятся:
- Разработка электронного прибора управления Б-107 для торпедного оружия и его серийное производство с 2016 года взамен электромеханического прибора управления Б-27, поставляемого ОАО «НПО Киевский завод автоматики».
- Организация серийного производства биротативных электродвигателей типа ДП-31УН.
- Разработка и производство литийионных АКБ для практических торпед ТЭ2.
- Постоянная корректировка техдокументации с целью использования современной отечественной элементной базы.
Ну, нельзя же так с себя публично «штаны снимать». То есть «современный» (в кавычках) уровень «Гидроприбора» – это запуск в серию рухляди и «корректировка техдокументации» для «использования современной элементной базы», «содранной» с американской разработки конца 50-х годов.
По массовым отказам литийионных батарей – описано в уже ранее упоминавшейся в тексте статье «Ихтиозавр» и другие. Электрические торпеды – новые и старые».

Торпеда ТЭ2
Примечание. Автор впервые о массовых отказах системы управления и защиты этой батареи услышал в кабинете адмирала Сучкова еще в 2012 году. На дворе 2021 год. (А в 2019 случился «Лошарик»).
Торпеды УЭТТ находятся в эксплуатации порядка 15 лет, что предопределяет следующие варианты переговорных тем с заказчиком
- ремонт торпед,
- модернизация торпед,
- приобретение современных торпед ТЭ-2.
Рассмотрим подробнее эти варианты:
- Объем ремонта определяется требованиями заказчика и согласовывается с исполнителем. По своим возможностям Концерн способен выполнить ремонт любой сложности, кроме ремонта прибора управления «Б-26», по которому необходимо обращаться к изготовителю.
- Любые требования по модернизации способно выполнить АО Концерн МПО Гидроприбор, но необходимо учитывать, что при замене прибора управления Б-26 на прибор Б-107 и при применении литийионных АКБ, в практических торпедах совокупные затраты на модернизацию торпеды УЭТТ могут превысить стоимость новой торпеды ТЭ2.
Еще раз повторюсь, стоимость установки нового блока гироскопов Б-104 и «инновационной» литийионной батареи (из каких комплектующих – не будем…) составляет больше чем стоимость новой торпеды ТЭ2! Публично эта цифра не фигурировала, но она, скажем так – «весьма и весьма нескромна».
Некоторое время назад бурную реакцию вызвала цена торпеды «Ихтиозавр». Очень жаль, что рядом не оказалось ценника на ТЭ2. Изумление (здесь правильнее было бы сказать другое слово – из «боцманского лексикона») общества было бы гарантировано.
С учетом антикварности и очень высокой стоимости продукции КМПО «Гидроприбор» (фактически эти «торпедные дрова» идут заказчику «в нагрузку» к кораблям российской постройки), с экспортом, мягко говоря, имеются проблемы. Поэтому все эти «дрова» «просто обязаны» «принять и оплатить» уже наши ВМФ и Минобороны: и Б-107, и не прошедшие положенных испытаний (в том числе на безопасность) литийионные батареи (которые уже очень много лет упорно пытаются пропихнуть на флот).
В статье нет ни одного упоминания об УГСТ (при этом перечисляются все экспортные контракты и детально расписаны поставки по ним), которая уже давно превратилась в «интерьер для салонов».
При этом сама статья написана на крайне низком профессиональном уровне. Имеется масса ошибок, ставящих очень нехорошие вопросы о степени «компетентности» автора в тематике МПО и экспорта вооружений. Только один пример, ДЭПЛ проекта 877ЭКМ (поставки 80-х годов, с торпедами с механическим шпиндельным вводом стрельбовых данных) оказались в том числе с «электрическим вводом стрелковых данных» (так в тексте).
К этому стоит добавить, что, несмотря на то, что с лета 2013 года по способности антиторпеды М15 надежно убивать атакующие торпеды нет никаких сомнений (по результатам серии испытаний по реальным целям с выдающимися результатами), экспорт этого уникального изделия провален. Более того, сорвано оснащение ими подлодок ВМФ (в том числе новейших «Ясеней» и «Бореев», где они обязаны были быть по проекту и госконтракту). После этого уже не вызывает удивления и отсутствие экспортных поставок «Пакета».
Глупость или саботаж?
И это всё в ситуации, когда, несмотря на ряд проблем, есть все технические возможности иметь достойное и эффективное морское подводное оружие. Более того, некоторые наши достижения (например, антиторпеды) наши западные «так называемые партнеры» не могут повторить уже два десятка лет!
Возникает логичный вопрос:
«А что вообще происходит?»
Например, одним из высокопоставленных руководителей ОПК кулуарно был прямо поставлен вопрос прямого саботажа по тематике подводного оружия и средств противодействия. То есть фактически сознательной подготовки военного поражения страны.
Куда смотрит флот?
Экс-главкомы Чирков и Королев сейчас на «жирных» должностях в ОСК. И этот список можно продолжить.
Из статьи «Морское подводное оружие России сегодня и завтра. Состоится ли прорыв из «торпедного кризиса» 2015 года:
Вопрос персональной ответственности.
Подчеркну – никто ни в ВМФ и Минобороны, ни в ОПК не понес реальной ответственности за происходящее.
При этом МПО – это не «что-то не очень важное». МПО это наиболее критическое и провальное направление ВВСТ РФ, в том числе крайне важное для обеспечения обороноспособности и стратегического сдерживания.
Фундаментом последнего является не «дальность полета и количество боеголовок БРПЛ», а неотвратимость ответного удара, основой чего является боевая устойчивость МСЯС (важнейшей частью которой является МПО).
Сегодня стране и флоту нужна честная и обоснованная комплексная целевая программа «Морское подводное оружие» для выхода из острого кризиса МПО.
В противном случае само строительство ВМФ РФ в существующем виде смысла не имеет.
Ну а потом был «Арктический торпедный скандал».
Сегодня в 2021 году наши лодки по-прежнему практически безоружны.
Максим Климов,
«Военное обозрение» (topwar.ru)
#вооружение #ВМФ #РФ #торпеды #ВС_РФ
Вернемся к статье «Военно-техническое сотрудничество ГНЦ АО «Концерн «МПО-Гидроприбор» с зарубежными странами».
Раздел «Предложения по ВТС с инзаказчиками в части поставок минно-торпедного оружия»
2) торпеды УЭТТ, ТЭ2 различных модификаций… относятся к современным образцам.
В реальности же торпеда ТЭ2 имеет:
- ССН, «воспроизведенную на отечественной базе» с американской торпеды разработки конца 50-х годов;
- батарею по американскому патенту 40-х годов прошлого века;
- двигатель, главный конструктор которого умер в 1969 году;
- систему телеуправления, уровня начала 60-х годов (которую сегодня правильно было бы назвать «вожжами»).
Ничего себе «современный образец»!
В начале XX века на мировом рынке корабельных донных мин определенный интерес вызвали предложения АО КМПО «Гидроприбор» по поставке аппаратурно-приборного модуля (АПМ) для модернизации донных мин типа УДМ-Э и типа ДМ.

Вопрос по этому «рудименту» 60-х годов прошлого века уже разбирался в статье «Что не так с «новейшим» ПМК проекта 12700?»
Однако к этому стоит добавить «реакцию инозаказчиков»:
Относительно интереса индийской стороны к морским донным минам нужно отметить, что в 2010–2012 гг. был объявлен международный конкурс на организацию совместного производства на территории Индии. Предложения Концерна были отклонены.
…В части морских донных мин КНР не проявляла интерес к предложениям КМПО Гидроприбор.
Необходимо отметить, что первый заказчик АПМ, получив эту разработку, ругаться не стал. И просто за пару лет сделал себе современные морские мины. Сам. На фоне которых то, что сегодня демонстрирует «Гидроприбор» – просто антикварная рухлядь.
Участие в ВТС предполагает постоянное поддержание экспортных образцов техники на современном научно-техническом уровне.
С этой целью АО «Концерн «МПО – Гидроприбор» проводит постоянные мероприятия по совершенствованию научно-технической и производственной кооперации. В РФ к ним относятся:
- Разработка электронного прибора управления Б-107 для торпедного оружия и его серийное производство с 2016 года взамен электромеханического прибора управления Б-27, поставляемого ОАО «НПО Киевский завод автоматики».
- Организация серийного производства биротативных электродвигателей типа ДП-31УН.
- Разработка и производство литийионных АКБ для практических торпед ТЭ2.
- Постоянная корректировка техдокументации с целью использования современной отечественной элементной базы.
Ну, нельзя же так с себя публично «штаны снимать». То есть «современный» (в кавычках) уровень «Гидроприбора» – это запуск в серию рухляди и «корректировка техдокументации» для «использования современной элементной базы», «содранной» с американской разработки конца 50-х годов.
По массовым отказам литийионных батарей – описано в уже ранее упоминавшейся в тексте статье «Ихтиозавр» и другие. Электрические торпеды – новые и старые».

Торпеда ТЭ2
Примечание. Автор впервые о массовых отказах системы управления и защиты этой батареи услышал в кабинете адмирала Сучкова еще в 2012 году. На дворе 2021 год. (А в 2019 случился «Лошарик»).
Торпеды УЭТТ находятся в эксплуатации порядка 15 лет, что предопределяет следующие варианты переговорных тем с заказчиком
- ремонт торпед,
- модернизация торпед,
- приобретение современных торпед ТЭ-2.
Рассмотрим подробнее эти варианты:
- Объем ремонта определяется требованиями заказчика и согласовывается с исполнителем. По своим возможностям Концерн способен выполнить ремонт любой сложности, кроме ремонта прибора управления «Б-26», по которому необходимо обращаться к изготовителю.
- Любые требования по модернизации способно выполнить АО Концерн МПО Гидроприбор, но необходимо учитывать, что при замене прибора управления Б-26 на прибор Б-107 и при применении литийионных АКБ, в практических торпедах совокупные затраты на модернизацию торпеды УЭТТ могут превысить стоимость новой торпеды ТЭ2.
Еще раз повторюсь, стоимость установки нового блока гироскопов Б-104 и «инновационной» литийионной батареи (из каких комплектующих – не будем…) составляет больше чем стоимость новой торпеды ТЭ2! Публично эта цифра не фигурировала, но она, скажем так – «весьма и весьма нескромна».
Некоторое время назад бурную реакцию вызвала цена торпеды «Ихтиозавр». Очень жаль, что рядом не оказалось ценника на ТЭ2. Изумление (здесь правильнее было бы сказать другое слово – из «боцманского лексикона») общества было бы гарантировано.
С учетом антикварности и очень высокой стоимости продукции КМПО «Гидроприбор» (фактически эти «торпедные дрова» идут заказчику «в нагрузку» к кораблям российской постройки), с экспортом, мягко говоря, имеются проблемы. Поэтому все эти «дрова» «просто обязаны» «принять и оплатить» уже наши ВМФ и Минобороны: и Б-107, и не прошедшие положенных испытаний (в том числе на безопасность) литийионные батареи (которые уже очень много лет упорно пытаются пропихнуть на флот).
В статье нет ни одного упоминания об УГСТ (при этом перечисляются все экспортные контракты и детально расписаны поставки по ним), которая уже давно превратилась в «интерьер для салонов».
При этом сама статья написана на крайне низком профессиональном уровне. Имеется масса ошибок, ставящих очень нехорошие вопросы о степени «компетентности» автора в тематике МПО и экспорта вооружений. Только один пример, ДЭПЛ проекта 877ЭКМ (поставки 80-х годов, с торпедами с механическим шпиндельным вводом стрельбовых данных) оказались в том числе с «электрическим вводом стрелковых данных» (так в тексте).
К этому стоит добавить, что, несмотря на то, что с лета 2013 года по способности антиторпеды М15 надежно убивать атакующие торпеды нет никаких сомнений (по результатам серии испытаний по реальным целям с выдающимися результатами), экспорт этого уникального изделия провален. Более того, сорвано оснащение ими подлодок ВМФ (в том числе новейших «Ясеней» и «Бореев», где они обязаны были быть по проекту и госконтракту). После этого уже не вызывает удивления и отсутствие экспортных поставок «Пакета».
Глупость или саботаж?
И это всё в ситуации, когда, несмотря на ряд проблем, есть все технические возможности иметь достойное и эффективное морское подводное оружие. Более того, некоторые наши достижения (например, антиторпеды) наши западные «так называемые партнеры» не могут повторить уже два десятка лет!
Возникает логичный вопрос:
«А что вообще происходит?»
Например, одним из высокопоставленных руководителей ОПК кулуарно был прямо поставлен вопрос прямого саботажа по тематике подводного оружия и средств противодействия. То есть фактически сознательной подготовки военного поражения страны.
Куда смотрит флот?
Экс-главкомы Чирков и Королев сейчас на «жирных» должностях в ОСК. И этот список можно продолжить.
Из статьи «Морское подводное оружие России сегодня и завтра. Состоится ли прорыв из «торпедного кризиса» 2015 года:
Вопрос персональной ответственности.
Подчеркну – никто ни в ВМФ и Минобороны, ни в ОПК не понес реальной ответственности за происходящее.
При этом МПО – это не «что-то не очень важное». МПО это наиболее критическое и провальное направление ВВСТ РФ, в том числе крайне важное для обеспечения обороноспособности и стратегического сдерживания.
Фундаментом последнего является не «дальность полета и количество боеголовок БРПЛ», а неотвратимость ответного удара, основой чего является боевая устойчивость МСЯС (важнейшей частью которой является МПО).
Сегодня стране и флоту нужна честная и обоснованная комплексная целевая программа «Морское подводное оружие» для выхода из острого кризиса МПО.
В противном случае само строительство ВМФ РФ в существующем виде смысла не имеет.
Ну а потом был «Арктический торпедный скандал».
Сегодня в 2021 году наши лодки по-прежнему практически безоружны.
Максим Климов,
«Военное обозрение» (topwar.ru)
#вооружение #ВМФ #РФ #торпеды #ВС_РФ