"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

230-летие покорения Крыма

Крым в истории России имеет особенное значение, ибо на этой земле христианская православная вера впервые пришла на Русскую землю. Ее принес туда в I веке апостол Андрей, предрекший великое будущее России и основавший первые христианские общины. В 860-е гг. в Крыму побывали святые Кирилл и Мефодий, переведшие потом на славянский язык Священное Писание. В Х веке именно в Крыму, в Херсонесе (ныне это часть города Севастополя), произошло крещение св. равноапостольного князя Владиміра, Крестителя Руси. Для нас, Белых, Крым - еще и последний оплот Белой борьбы, последняя надежда и оплот Русской Армии генерала Врангеля.

В своих записках, написанных за четыре месяца до эвакуации добровольцев из Южной Таврии, генерал барон Врангель так отозвался о защитниках Крыма, в частности о тех войсках, которыми ему довелось командовать летом и осенью 1920 года: «История когда-нибудь оценит самоотречение и труды горстки русских людей в Крыму, которые в полном одиночестве на последнем клочке русской земли, боролись за устои счастья человеческого, за отдалённые очаги европейской культуры. Дело русской армии в Крыму – великое освободительное движение. Это священная война за свободу и право».

Крым был и есть - русская земля. Российская Империя завоевала Крым после кровопролитной русско-турецкой войны. Около ста тысяч русских воинов погибло в этой войне. Тысячи памятников русской истории и культуры, православные храмы, монастыри с тысячелетней историей говорят, что Крым – земля русская. Наступит время, когда вместе с возрождением исторической национальной России, крымские земли вновь вольются в состав великой Империи.




Этнографическая история Крыма выглядит довольно пестро. На фоне сменявших друг друга кочевых народов – тавров, киммерийцев, скифов, сарматов, готов, гуннов, печенегов, половцев – более весомый в культурном и экономическом отношении след оставили греческие поселения, известные там с древнейших времен и объединенные в V в до Р.Х. в Боспорское царство со столицей Пантикапей (Керчь).

С I века начинается присутствие римских войск, примерно с IV века Черноморский регион все больше находился под влиянием православной Византии – Второго Рима, которая имела свои опорные пункты и в Крыму – в частности в VI веке в правление Юстиниана I: Алушта, Гурзуф, Судак, Балаклава, Херсонес. Имелось пять православных епархий, население которых значительно пополнилось беглым духовенством в эпоху иконоборчества в VIII веке.

Молодая языческая Русь с формированием своей государственности также все более активно стремилась утвердить свое влияние на Черном море в соперничестве с Византией – со времен легендарного щита князя Олега на вратах Цареграда. С VII века степной Крым завоевали хазары, но их разгром князем Святославом в 965 г. и последующие походы его сына св. Владиміра в 981-988 гг. включили Крым в состав Киевской Руси в виде Тмутараканского княжества, простиравшегося также и на Таманский полуостров. Крещение князя Владиміра в Херсонесе и последовавшее Крещение им Руси принесло примирение с Византией, в это время Черное море уже называлось Русским. Укрепление русского влияния происходило одновременно с ослаблением Византии под ударами крестоносцев и натиском магометан.

Татары появились на полуострове в XIII веке после разгрома Руси Батыем, так что коренным народом они там считаться не могут. Захватив богатый Крым, татары превратили его в улус Золотой Орды и в огромный перевалочный пункт торговли славянскими рабами – многие миллионы их прошли через крымские порты в последующие века. В результате ослабления и начавшегося распада Орды, власть в крымском улусе в 1367 г. захватил темник Мамай, организовавший в 1380 г. в союзе с еврейскими генуэзскими купцами известный поход на Русь, окончившийся на Куликовом поле.

Однако и после этого крымские татары были постоянным бичом для Руси. Только за вторую половину XVI века было около 50 набегов! Самые разорительные набеги на московские земли происходили в 1516, 1537, 1555, 1570-1572, 1589, 1591, 1593, 1632-1637, 1640, 1644, 1645, 1659, 1666, 1667, 1671, 1688 и др. годах. Не щадили крымчане и западные русские земли под властью польско-литовского государства, также и после их воссоединения с Москвой, разоряя их особенно сильно в 1489, 1494, 1499, 1500, 1502, 1508, 1509, 1524, 1558, 1577, 1595, 1614, 1641, 1696, 1737, 1769 и др. годах. Храбрые казаки малыми силами неоднократно совершали ответные успешные набеги, а в 1654 г. приняли решение воссоединиться с Москвой в обороне как против турок, так и против ляхов-латинян. Однако поляки, стремясь удержать за собой эти русские земли, чаще предпочитали оборонительному союзу с Москвой – союз с татарами против Москвы. Не случайно татары приурочивали свои набеги на Русь к обострению русско-польских отношений.

Их набегам на Русь в огромной мере способствовало сокрушение турками Византии в 1453 г. и распространение их власти на северное Черноморье, при этом Крымское ханство стало вассалом турецкой Порты, где была постоянная потребность в рабах. Так что устранение опасности татарских набегов на русские города было неразрывно связано с освобождением Черноморья от могущественной власти турок. Потому и растянулось решение этой великой исторической задачи на много веков русско-турецких войн, увенчавшись освобождением и возвращением Крыма в состав Руси – уже послепетровской, при Екатерине II.

После побед генерал-фельдмаршала графа П.А. Румянцева-Задунайского в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в состав России были включены территория между Бугом и Днепром, а также крепости Керчь, Еникале и Кинбурн. Россия получила выход в Черное море. Были подтверждены права России на территорию Кабарды, Азов и приазовские земли, завоеванные еще Петром I.

Крымское ханство отделилось от Оттоманской империи и провозглашалось независимым. Однако Турция, хоть и согласилась на признание независимости Крыма, готовилась к новой войне. Турецкий султан, являясь верховным халифом, держал в своих руках религиозную власть и утверждал новых ханов, что оставляло возможность реального влияния на Крымское ханство. В итоге татары в Крыму разделились на две группы – русской и турецкой ориентации, столкновения между которыми доходили до настоящих сражений.

Важная государственная задача обеспечения безопасности южных границ России и освоение вновь приобретенных земель была поручена Императрицей Г.А. Потемкину (1739–1791). В конце 1782 г., реально оценивая все преимущества присоединения Крыма к России, Потемкин излагает свое мнение в письме Екатерине II: «Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш, и что нету уже сей бородавки на носу — вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других... Вы обязаны возвысить славу России...»

Рассмотрев все доводы Потемкина в необходимости срочного решения столь важной внешне и внутриполитической задачи, Екатерина II 8 апреля 1783 г. издает Манифест о присоединении Крыма, где крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру...».

Признание турками присоединения Крыма к России последовало только через восемь с лишним месяцев. До тех пор положение в Крыму было чрезвычайно напряженным. Обнародование Манифеста должно было произойти после принесения присяги в Крыму и на Кубани, причем Потемкин лично принимал присягу у крымской знати. Это было приурочено князем ко дню восшествия на престол Екатерины II (28 июня). Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и простое население. Торжества сопровождались угощеньями, играми, скачками и пушечным салютом. Уже 16 июля 1783 г. Потемкин докладывал Екатерине II, что «вся область Крымская с охотой прибегла под державу Вашего императорского величества; города и с многими деревнями учинили уже в верности присягу». Татарская знать ханства торжественно присягала на плоской вершине скалы Ак Кая под Карасубазаром.

После присоединения Крыма к России многие татары стали покидать полуостров и переселяться к единоверцам в Турцию. Однако для освоения края были нужны рабочие руки. Отсюда, наряду с официальным разрешением и выдачей всем желающим соответствующих документов (паспортов), происходило стремление администрации удержать как можно больше жителей на занимаемой территории. Переселение из внутренних областей России и приглашение на жительство иностранцев начались несколько позднее. Заботясь о сохранении спокойствия в Крыму, Потемкин 4 мая 1783 г. в ордере генералу Де Бальмену писал: «Воля Ея императорскаго величества есть, чтобы все войска, пребывающие в Крымском полуострове, обращались с жителями дружелюбно, не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полковые командиры»; нарушители должны были отвечать «по всей строгости закона».

Так бывшее русское Тмутараканское княжество вернулось в состав Руси-России в новом обличье. Но, к сожалению, это еще не было концом его мытарств, которые возобновятся в ХХ веке...

(Использована книга А.Р. Андреева "История Крыма"
ИЗДАТЕЛЬСТВО "РУССКАЯ ИДЕЯ")
Tags: Государство Российское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments