"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Наши «Войны Пентагона»-2. Хаос опытно-конструкторских работ (Часть 7)

«Сделать проще» или обходные манёвры

«Бывает». И это будет самым точным словом.

В бытность первым замминистра Борисова Ю.И., он часто брал на себя личную ответственность (подпись) в «сложных ситуациях» (за что имел огромное уважение и от промышленности, и от подчиненных), и она была «индульгенцией» для ДОГОЗ и УВП (подчиненных ему) обеспечивать и принимать работы (а промышленности – работать). Подчеркну, Юрий Иванович делал это не только без «личной выгоды» (здесь наоборот, как раз на этом он мог получить серьезные личные проблемы), а для Дела.


«Без комментариев». Фото примерно 2015 г.

Однако с тех «благословенных времен» очень многое изменилось, и слишком часто не в лучшую сторону…

Здесь необходимо отметить тенденцию проведения «де-факто ОКР» через «де-юре» «доработку» ВВТ (в рамках уже не ГОСТ РВ 203 (ОКРовского), а «серийного» 307 ГОСТ). Самый яркий пример этого, создание нового МРК проекта 22800 «Каракурт» в виде «серийного» госконтракта (т.е. без ОКР, но с фактически выполнением ОКРовских работ). При этом промышленность в виде ЦМКБ «Алмаз» и ЛССЗ «Пелла» не только не подвела, а сделала просто подвиг: сроки создания головного 22800 (со всеми проблемами) оказались меньше, чем головного МРК проекта 1234 во времена СССР.

Так что «сделать проще» можно, только вот «правила игры» практически перестают существовать. А даже благими, но «понятиями» дорога «вымощена» известно куда… И (при всей успешности проекта 22800) сам факт его успешной реализации подчеркивает всю ущербность сложившейся системы и организации разработки (т.е. ОКР) Минобороны.

Но бывает «еще проще»: образно говоря, есть «военная полоса выживания», где кто-то выкладывается в «полной боевой выкладке». Например, со всеми «российскими требованиями» к ЭКБ и ВВФ, при том, что рядом конкуренты могут «бежать в трусах и спортивных тапках» (например, с изделиями с «экспортной ЭКБ»)…

И это действительно два абсолютно разных «спорта»… Но они хотя бы бегут (и делают). Ибо бывает еще «веселее», когда на то, как на этой «полосе» «выкладываются» другие конкуренты, некоторые комфортно наблюдают «со стороны».

Причем те, кто формально должен «в хвост и гриву» гонять на этой «полосе» нерадивых, бывают вынуждены еще и ублажать таких «исполнителей». Просто это «очень авторитетные люди» (а порой и просто «авторитетные бизнесмены», причем с 90-х годов).
Есть и те, кто во всей этой «мутной воде» научился умело «ловить свою рыбку».

Наши «Войны Пентагона»-2. Хаос опытно-конструкторских работ (Часть 7), изображение №2



Причем здесь абсолютно необязателен «финансовый интерес». Есть пример очень ловкого военного чиновника (настолько ловкого, что ему удавалось успешно «отменять» решения Верховного, разумеется, все это – «в точном соответствии с действующим законодательством» и решениями (визами) вышестоящих начальников), для которого мотивация была именно в «дергании за ниточки» и в том, как его боялись и были вынуждены «ходить на поклон». Человек не стеснялся нагибать всю страну и играть с безопасностью государства просто ради того, чтобы потешить своё эго.

Цены на продукцию военного назначения у нас неоправданно велики?

А что делать, если промышленность просто заставляют так делать? Просто потому, что «не накручивая» себестоимость, – не выжить… «Просто цитаты»:

Ну а теперь о деньгах. Научились ли мы их считать в сфере ГОЗ? Нет, не научились. С такой констатацией согласен и наш Президент: «Хорошо, если бы у нас был единый документ по ценообразованию. Не знаю, как вас отблагодарить, если бы вы проект хотя бы такого документа представили, потому что Министерство экономического развития пока не в состоянии нам представить этот проект», – неожиданно сказал В. Путин, обращаясь к участникам форума Общероссийского народного фронта 18 ноября 2014 года.

Под «пока» Президент, очевидно, имел в виду 10-летний период с момента (2005 г.) постановки им такой задачи перед упомянутым профильным министерством.

В 2012 году такую же задачу он поставил перед Д. Рогозиным: «Доведите до конца вместе с экономическим блоком; это нужно завершить». Эту же задачу со сроком исполнения в 2012 году В. Путин обозначил в своём Указе [14]. Во исполнение этого Указа Правительство РФ постановлением № 1216 от 23.11.2012 внесло в Положение о ВПК функцию определения порядка ценообразования на оборонную продукцию. Через год в качестве отчёта о решении (точнее, о нерешении) этой задачи, выступая в Государственной Думе РФ, Д. Рогозин констатировал: «Первая проблема, с которой мы столкнулись, – отсутствие должной правовой базы, которая регулировала бы вопросы, связанные с ценообразованием»…

О том, что затратный механизм ценообразования не стимулирует производителей снижать себестоимость, говорилось много… В наших предыдущих статьях отмечалось противоречие между 179-й инструкцией Минэкономразвития и законом 94-ФЗ: в соответствии с этим законом цена контракта должна быть равной цене победы в конкурсе, а по 179-й инструкции цену нужно согласовывать с ВП, госзаказчиком и потребителем.

Получался абсурд: в конкурсе победил, а потом о цене договаривайся. В своё время на запрос начальника вооружения ВС РФ по этому поводу Минэкономразвития ответило: да, 179-я инструкция неправильная. Но не отменило её. Теперь такое же противоречие «вылезло» между 44-ФЗ и свежей версией 275-ФЗ, по которому (ст. 8.3, п. «в») в договоре фиксируется прибыль, которая, в свою очередь, нормирована понятной осведомлённому читателю и повсеместно критикуемой формулой «20+1». Критикуемой за невозможность предприятиям формировать опережающий научный задел по НИР и ОКР, нормально готовить кадры, осуществлять перевооружение. Выгодней у себя «болты точить». Ну, а норма прибыли размером 1 % для чистых посредников может, вообще, их вымыть, как класс….

…исполнителей тупо загоняют в рамки затратного механизма. Кто загоняет? Военпреды! Ведь именно им постановлением Правительства РФ № 612 предписано осуществлять контроль цен на основе представляемых предприятиями расчётно-калькуляционных материалов (РКМ), которые и есть суть затратного механизма. Чем больше толщина стопки этих РКМ, тем «обоснованнее» цена. И не важно, что на свободном рынке данная «железка» в N раз дешевле или в М раз дороже – туда военпред не смотрит, лишь бы РКМ были в порядке. В результате либо идёт абсолютно «легитимная» переплата бюджетных денег, либо выворачивают руки поставщику, вынуждая его продавать изделия по цене ниже рыночной.

… умозрительный метод, продемонстрированный С. Шойгу на 19-м испытательном полигоне ВМФ под Санкт-Петербургом в июле 2013 года. Там ему показали гусеничную платформу, размером с коробку для обуви с видеокамерой. Она предлагалась по цене 30 млн рублей. С. Шойгу не стал проверять калькуляцию, которая, не исключено, и вправду подтверждает понесённые затраты. «Я такую в «Детском мире» лучше поеду дешевле куплю», – прокомментировал он, показав тем самым яркий пример пусть умозрительного, но правильного и грамотного рыночного ценообразования.

Бывший заместитель начальника Управления вооружения ВС РФ А. Рахманов категоричен в своей оценке неприемлемости затратного метода: «Надо переходить на совершенно другую нормативную базу ценообразования, оставлять промышленности деньги для расширения и перевооружения производства. Стоимость работ, число людей, зарплата плюс небольшая надбавка на прибыль – вот и вся цена. Это совершенно негодный метод, который себя изжил». От себя добавим: изжил там, где есть конкурентный рынок… В случае же с единственным поставщиком от ценообразования по затратному механизму посредством калькулирования всё же не уйти.


Выводы

Систему нужно менять, и как можно быстрее.

И первое здесь – осознание всей тяжести проблем НИОКР (кстати, вполне решаемых). Но ни в коем случае не ломать систему (массово отменяя старые ГОСТы).

Правильно было бы разрешение «санкционированных» заказчиком отступлений от нормативных документов и ведением их реестра, по результатам чего через 5–6 лет появятся надежные основания для должного и обоснованного введения уже отработанных новых нормативных документов, обеспечивающих нормальную эффективную работу.

Эта работа не может быть выполнена «только Минобороны». Это сложная и кропотливая межведомственная работа, которая может быть возглавлена только ВПК (Военно-промышленной комиссией).

Замечу, что реальная причина проблем (со ставшей уже скандальной антиторпедой «Ласта») – именно в нормативной базе. И «Ласта» здесь не просто «проблема» и «частный случай», а «ключ» для решения ряда крайне острых и опасных «глубинных проблем» наших ВВСТ.

Но для этого нужно хотя бы начать проводить необходимые испытания, спрашивать с должностных лиц сознательно саботировавших и саботирующих работу.

Однозначно, необходимо наведение порядка с соответствующими структурами Минобороны, с предоставлением необходимых ресурсов для решения задач тем, кто их реально решает и несет ответственность за Дело. И первое что здесь необходимо – введение двойного подчинения ДОГОЗ и УВП – в т.ч. к заместителям главкомов видов Вооруженных сил по вооружению.

И еще один очень существенный момент.

Несмотря на все эти сложности, у нас есть реальные успехи и достижения при создании образцов ВВТ. И их нужно ценить и уважать.

Это не просто работа за компьютером или у станка до конца рабочего дня (а там «море на замок»). Это постоянные нервы, «ломание стенок», «бег с препятствиями» – сделать невозможное, причем «еще вчера». Потому что «документ на контроле», а прислали его только что, и т.д.

И те, кто делает (и участвует в этой работе в т.ч. со стороны заказчика) действительно достойное отечественное оружие (а не «золотые ружья на стену») достойны всяческого уважения общества.

P. S.

Из уже приводившейся выше статьи:

Оборонный бюджет России в сегодняшнем непростом её положении решено не сокращать, с тем чтобы ГПВ 2011–2020 была, безусловно, выполнена. Но деньги решают не всё.

Важны ещё грамотные, чёткие, полные, однозначные, оптимальные правила игры всех участников ГОЗ. Сегодня эти правила наряду с сомнительным статусом имеют просто безобразное качество и элементы противоречивости.
Наше уже 10-летнее наблюдение «снизу» за динамикой нормативной базы в этой области, включая военную электронику (с робкими попытками внести в это дело некоторую положительную лепту), позволяют констатировать: процесс (точнее – возня) идёт, но медленно, непоследовательно и неуклюже.
Нужен результат. Его нет, и при сохранении тенденции в скором будущем не предвидится. А ведь речь идёт об обороне страны, а не о любви, где процесс зачастую важнее результата, и чем хаотичнее, тем приятнее.
Огромные средства из госбюджета тонут в бюрократической трясине, не превращаясь в штуки так нужного сегодня России умного вооружения и военной техники.


Максим Климов,
«Военное обозрение» (topwar.ru)

#ВМФ #ВС_РФ #НИОКР
Tags: #ВМФ, #ВС_РФ, #НИОКР, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments