"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Наши «Войны Пентагона». Реалии отечественных военных НИОКР (Часть 1)



Поднятые в краткой статье «Беспилотные «рои» готовятся к бою» вопросы требуют пояснения в части Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (вообще и перспективных робототехнических комплексов (РТК) в частности) и противостояния ПВО-БЛА («На острие противостояния: БЛА против ПВО»). Данная статья первая в серии материалов о наших НИОКР.

В фильме «Войны Пентагона» режиссера Ричарда Бенджамина (1988 г.) в острой и гротескной форме показана изнанка некоторых военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) США. Умный хороший фильм с большим количеством юмора (причем не американского, а скорее английского) очень рекомендуется к просмотру. Лица, имеющие отношение к военной сфере или ОПК, получат отдельное эстетическое удовольствие.

Возникает вполне резонный вопрос: «А как все это выглядит у нас?» Особенно в обстановке после срыва сроков многих ОКР, фактически происходящей военно-технической революции и значительного обострения военно-политической обстановки?

Описать, как у нас все это «фунициклирует», простым русским языком затруднительно. Хотя бы потому, что он может сломаться, и ему (для точной передачи действительности) необходима будет помощь очень крепких боцманских выражений. Но мы попробуем.

Вся «глубина наших глубин» - короткий экскурс

По этой тематике есть серия (в том числе доступная в сети «Интернет») прекрасных статей известных и уважаемых в ОПК и Минобороны специалистов. Несмотря на то, что ими подняты далеко не все проблемные вопросы, но и того, что ими было сказано, «на валидол хватит». Тем, кто хочет понять, что вообще происходит с созданием военной техники у нас, серия этих статей настоятельно рекомендуется к прочтению. Журнал «Средства и технологии автоматизации»:

№ 3/2017 «Бумажная изнанка военной электроники»
№ 3/2015 «Военная электроника: обзор нормативной базы и практики её применения»
№ 3/2013 «Военная электроника: броуновское движение в бумажных лабиринтах, или жизнь по понятиям»
№ 3/2011 «Военная электроника: сводка с «бумажного» фронта»
№ 3/2009 «Бумажные» особенности национальной военной электроники»
№ 3/2007 «Процедурные вопросы применения электронных средств в военной технике: нормативная база и правда жизни».

Взяв с авторов пример (и во избежание использования крепкой боцманской лексики для точного описания происходящего), будем максимально ссылаться на официальные источники, но со своими комментариями, считая также возможным иллюстрировать их подходящими скринами из фильма «Войны Пентагона».

Для начала выясним, что такое нормальная организация НИОКР?

Это (кратко):

- Нормальная этапность НИОКР вооружения и военной техники (ВВТ) и их сроки: поисковые НИР (научно-исследовательские работы), прикладные НИР (с детальным обоснованием и формированием необходимого задела для этого облика и требований к перспективным образцам вооружения), опытно-конструкторские работы (ОКР), обеспечение серийного производства и эксплуатации (применения по предназначению) ВВТ с выполнением ее модернизации.

- Эффективные и дееспособные разработчики и структуры заказчиков.

- Адекватная нормативная база и нормальное финансирование (и его размер здесь далеко не самое главное).

- Крепкий научный фундамент и технологические и кадровые возможности промышленности.

Как это выглядело в СССР?

В качестве иллюстрации можно процитировать (ключевое выделено) хорошую статью д.т.н. генерал-майора С. Колганова «Заказ вооружения по-советски»:

Решения по вопросам развития вооружения и военной техники (ВВТ) принимались на высших партийном (ЦК КПСС) и государственном (СМ СССР) уровнях. Всю организационную и директивную работу в этом направлении осуществлял специальный орган – Комиссия Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК)... Непосредственно подготовкой материалов, направленных на обоснование и разработку программных документов по развитию вооружения, занималось Министерство обороны (Генеральный штаб ВС, аппарат заместителя Министра обороны СССР по вооружению – начальника вооружения ВС) совместно с управлениями главнокомандующих и главными штабами видов ВС, командующими и штабами родов войск.

Основной же объем работ непосредственно выполнялся заказывающими управлениями и научно-техническими комитетами видов ВС и родов войск…. руководством вида Вооруженных Сил, родов войск, заказывающих управлений и научно-технического комитетов формировался перечень задач по развитию вида Вооруженных Сил и созданию перспективных образцов ВВТ с требуемыми характеристиками.
На основании этого перечня разрабатывался план научной работы вида Вооруженных Сил…
Наличие этого плана обеспечивало персональную ответственность всех должностных лиц за результаты работы… Приемка результатов исследований, как правило, проходила в острых и принципиальных дискуссиях, позволявших находить наиболее рациональные решения по самым сложным вопросам.
Кроме того, главный штаб, управления главкомата, рода войск, заказывающие управления выступали заказчиками научных исследований по роду своей деятельности, что существенно повышало объективность исследований, проводимых НИИ и вузами (и их качество). Все основные результаты научной работы доводились до главнокомандующего (или командующего), который в тот период являлся генеральным заказчиком вооружения для своего вида Вооруженных Сил (рода войск). Как будущий потребитель создаваемого вооружения именно главнокомандующий в полном объеме представлял себе роль и место новой техники в войсках, при ведении боевых действий и был заинтересован в принятии нужных для войск решений.
… Несомненным плюсом существовавшей системы являлись ее прозрачность и наличие первых лиц, объективно заинтересованных в получении высококачественных образцов вооружения. Недостатком же являлась слабая координация на межвидовом уровне, в результате чего иногда появлялись образцы ВВТ, решавшие близкие задачи.

То есть сильной стороной «советской системы» было то, что ресурсы (финансовые, производственные, человеческие) находились у тех, кто непосредственно отвечал за дело (в отдельных видах ВС РФ их было несколько). Благодаря тому, что военные представительства (ВП) входили в систему заказывающих управлений видов ВС СССР, заказчики хорошо знали реальную обстановку, возможности и проблемы в организациях ОПК, имели постоянную и эффективную обратную связь по принятым и реализуемым решениям.
Главной же слабой стороной было даже не (указанное у С. Колганова) дублирование ряда работ, а серьезные проблемы там, где начинались «межвидовые согласования». Более того, там, где тематика оказывалась без «хозяина», мог быть просто полный завал. Наглядный пример этого – средства противоторпедной защиты (ПТЗ) ВМФ СССР. Имея необходимый научно-технический задел для того, чтобы иметь их на самом современном уровне, ВМФ СССР получил по факту полный провал, по причине откровенного «сиротства» тематики («потерялась» между минерами, акустиками, РЭБовцами, «вычислителями», «механиками»).
Примечание. Сегодня с организацией этого вопроса ситуация еще хуже, ибо то (ПТЗ), что формально и фактически относится к МПО (морскому подводном оружию), «отдали» в «епархию» «РЭБовцев», которые по природе своей занимались «верхней полусферой» (то есть электромагнитными волнами), и о том, что такое гидроакустика и средства гидроакустического противодействия (СГПД), они имели и имеют весьма относительное представление.
Таким образом, советскую систему действительно нужно было реформировать. Вместо этого ее сломали.

Что же происходит у нас сегодня?

Первым этапом стало «укрупнение заказчиков» с формированием в видах ВС РФ в 2006 году «единых заказчиков» (в ВМФ это стало Управление заказов и поставок кораблей и вооружения).
«Логичным» (в кавычках) последующим решением было создание в 2011 году единого заказчика в Минобороны (Департамента ГОЗ).
Кроме того, в тот период времени была совершена еще одна крупная ошибка – вывод из подчинения заказчиков видов ВС РФ военных представительств и формирование единого Управления военных представительств МО РФ. В результате заказчики практически сразу потеряли даже не «обратную связь», а представление о реальной «обстановке».
Наглядный пример – история с дизелями для серии МРК проекта 22800, когда ВМФ до самого последнего момента (пока катастрофа с этим ГОЗ не стала свершившимся фактом) не имел представления о реальной обстановке по предприятию-изготовителю (и о том, что его руководство изначально и сознательно шло фактически на срыв ГОЗ и серии кораблей).

В 2007 году было принято решение отлучить от денег силовых госзаказчиков (МО РФ, МВД, ФСБ и др.) по причине вороватости генералов. Их распорядителем стала Рособоронпоставка, созданная в качестве антикоррупционной прокладки между заказчиками и исполнителями ГОЗ. На страже эффективности расходования бюджетных средств с 2004 года стоял Рособоронзаказ. Роль арбитра и координатора между силовиками и промышленностью выполняла Военно-промышленная комиссия (ВПК) при Правительстве РФ. Решения ВПК стали обязательными для всех органов исполнительной власти.

1 января 2014 года вступил в силу 44-ФЗ. Основная цель его принятия – победить коррупцию, при которой разворовывается сегодня каждый пятый «военный» рубль. Победил? Похоже, нет.
С 1 января 2015 года Рособоронпоставка и Рособоронзаказ упразднены. Роль их «могильщика» выполнил С. Шойгу, обратившийся в мае к В. Путину, который на этом обращении наложил резолюцию «Согласен». В ОПК это событие восприняли на ура. В Минобороны по адресу Рособоронпоставки, как следует из официального сайта Минобороны, появился новый Департамент государственных закупок. Распорядителями денег снова стали генералы, посредник исчез. Надзорные функции, которые ранее выполнял Рособоронзаказ, распределены между другими существующими органами исполнительной власти.
Восстановлен практически уничтоженный А. Сердюковым институт военной приёмки. Её численность увеличена почти c 7,5 до 25 тысяч человек. Постановление Правительства РФ № 612 летом 2014 года вернуло к классическому виду и функции ВП, включая контроль ценообразования и участие в договорной работе.

(продолжение следует)

Максим Климов,
«Военное обозрение» (topwar.ru)

#ВМФ #ВС_РФ #НИОКР
Tags: #ВМФ, #ВС_РФ, #НИОКР, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments