"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Основы кораблестроительной политики: принципы и их применение (Часть 2)

Корветы как антипример

Как уже говорилось ранее, в статье «Победа здравого смысла: корветы возвращаются. Пока для тихоокеанцев» изначально корвет проекта 20380 замышлялся, как корабль с минимумом ОКР, по большому счёту принципиально новой там должны была быть только Главная энергетическая установка (ГЭУ). В дальнейшем корабль обрастал новыми системами, в результате чего начал состоять из них почти полностью. Затем, после сдачи головного «Стерегущего» оказалось, что корабль надо опять переделывать. Просто перечислим этапы эволюции.

«Стерегущий» – со ЗРАК «Кортик» – головной.

«Сообразительный» – первый с Редутом, он же первый серийный. По факту пришлось делать новый проект, то есть это ДРУГОЙ корабль, а не просто тот же корвет, с УВП «Редута» вместо «Кортика». По этому проекту (с рядом отличий друг от друга, но не принципиальных) Северная верфь построила также «Бойкий» и «Стойкий», а Амурский судостроительный завод (АСЗ) построил «Совершенный» и «Громкий». На последнем оказались изжиты практически все серьёзные недостатки проекта 20380, кроме проблем с ПВО и средствами связи. Оставался недобор максимальной скорости на 1 узел. При этом технически заставить ПВО корветов этой первой «подсерии» работать можно, просто не так хорошо, как хотелось бы. Связь тоже не выглядела чем-то нерешаемым.

Однако дальше в проект «попал» РЛК от «Заслона». О том, что он привнёс, можно узнать из статей М. Климова и А. Тимохина «Корветы, которые пойдут в бой» и М. Климова «Дырявый зонтик флота. Технический разбор стрельбы Гремящего».

Далее серия продолжалась уже с этим РЛК.

«Алдар Цыденжапов», постройки АСЗ. С этим кораблём Северная верфь построила и построит корветы «Ретивый», «Строгий» и предположительно ещё два корвета, названия которым ещё не даны. АСЗ строит корвет «Резкий», ещё два корабля ещё не заложены, названия пока не даны.

Таким образом, под номером «20380» у нас по факту три проекта. С поправкой на то, что корабли СВ несколько отличаются от построенных на АСЗ. Да и в целом между кораблями есть некоторые отличия.

Кроме корветов 20380 на их базе был спроектирован корвет проекта 20385 с усиленным вооружением и также заслоновским РЛК (только посложнее, чем на 20380). Головным стал так «замечательно» сдавший госиспытания «Гремящий», на подходе первый серийный «Проворный».

Ещё два подобных корабля должна построить Северная верфь и ещё четыре – АСЗ. Это четвёртый проект в линейке многоцелевых кораблей ближней морской зоны.

При этом с 2013 года ВМФ принял решение о том, что теперь и проект 20380, и проект 20385 «уходят в прошлое». А вместо них будет строиться новый чудо-корабль, не имеющий со старыми ничего общего, кроме отдельных систем – проект 20386. Пятый по счёту. За без малого пятнадцать лет.

Для тех, кто всё ещё находится в плену иллюзий о западных санкциях и дизелях MTU, цитата:

1.03.2013

ВМФ ОТКАЗАЛСЯ ОТ КОРВЕТОВ-«НЕВИДИМОК» ПРОЕКТА 20385 ИЗ-ЗА ВЫСОКОЙ ЦЕНЫ

Военно-морской флот отказался от корветов-«невидимок» проекта 20385, три из которых – «Гремящий», «Проворный» и «Способный» – собирались построить на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, сообщил «Известиям» информированный источник в главкомате флота. На недавнем совещании в Минобороны с участием представителей Объединенной судостроительной корпорации военные решили достроить по первоначальному плану только «Гремящий», а для остальных разработать новый проект.

«Главное, что нас не устраивает, – это слишком высокая цена и чрезмерное вооружение – крылатые ракеты «Калибр», работающие по морским и наземным целям. Проект 20385 не отвечает требованиям флота», – сказал собеседник издания. По его словам, расчетная стоимость одного корабля составляет около 14 млрд рублей, а реально может дойти до 18 млрд. Для корвета водоизмещением в 2,2 тыс. т, хотя и выполненного по стелс-технологии, это много. Столь же современные фрегаты проекта 11356Р/М, которые сейчас строятся для Черноморского флота, имеют водоизмещение почти вдвое больше – 4 тыс. т, а стоят столько же.

Фрегаты данного проекта являются кораблями открытого моря, со значительной дальностью хода, а корветы 20385 предназначены для ближней морской зоны. Моряки считают, что такое мощное оружие, как «Калибр», этим небольшим кораблям без надобности.

После решения об отмене работ по проекту 20385 в ВМФ России останутся только корветы проекта 20380, все работы по которым сопровождаются неудачами.

Ссылка. В 2013 как раз уже шло проектирование 20386, который только в 2016 потребовал 29,6 миллиардов рублей («Гремящий» проекта 20385 обошёлся в 22,5 миллиарда в ценах 2019 года).

О нём подробно рассказывалось в статьях «Хуже чем преступление. Строительство корветов проекта 20386 – ошибка» и «Корвет 20386. Продолжение афёры».

Этот скандальный проект рискует оказаться самым провальным проектом в отечественном кораблестроении. И на нём останавливаться смысла нет – по оружию это шаг назад по сравнению с 20385, при этом с на треть большей ценой (и почти вдвое большей, чем первые 20380).

Вместо сторожевика из «всего серийного» имеем поначалу переусложнённый корабль, три подсерии базового проекта 20380 («Стерегущий», 20380 с базовым РЭВ, они же с ИБМК), ограниченную серию более мощного варианта 20385, мутант 20386. И всё это одновременно!

Последовательность в действиях заказчика поражает не меньше – сначала отказаться от 20385 из-за дороговизны, потом начать делать ещё более дорогой 20386. После чего, потеряв четыре года, объявить о возврате одновременно и 20380, и 20385. Зачем теряли четыре года? (С 2016 и по сей день многоцелевые корабли ближней морской зоны в России не закладывались).

Потому что МО ожидало, ну когда же что-нибудь получится из 20386. И не знало, как объяснить возврат к уже отменённым проектам, когда 20386 уже «распиарили», как корабль будущего? Пришлось ждать как раз тот срок, когда среднестатистический обыватель начинает забывать, что ему «дули в уши» в прошлом – четыре года. Будет забавно, если именно незаложенных за эти годы кораблей не хватит потом для обеспечения МСЯС, выполнения задач по ядерному сдерживанию и физического выживания населения РФ. Естественный отбор в чистом, кристальном виде…

Ниже иллюстрация из серии «Больше проектов Богу проектов».


Головной 20380 «Стерегущий». Построен один.


Первая серия 20380: «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий», «Совершенный», «Громкий».


Проект 20385: «Головной «Гремящий», сдан, первый серийный «Проворный».


Проект 20380 с МФ РЛК. «Алдар Цыденжапов» сдан, на очереди «Ретивый», «Строгий», «Резкий».


Головной корабль проекта 20386 «Дерзкий», позже его переименовали в «Меркурий» и попытались выдать Путину за новый. Но Путин не поверил, подробности здесь.

После этого произошёл возврат к строительству одновременно двух проектов – 20380 и 20385.

По пути были построены две (!) серии разных МРК (при этом у «Буянов-М» тоже две «подсерии» – с немецкими дизелями и с китайскими) и заказана серия патрульных кораблей проекта 22160 из шести единиц, для которых у ВМФ нет задач. Сейчас идёт речь о продлении «патрульной» серии, в каком-то изменённом виде, а контр-адмирал Тряпичников, занимающий в Главкомате пост Начальника управления кораблестроения, в одном из интервью намекал на что-то МРК-образное с увеличенным ракетным залпом.

Видно, как эта свистопляска соответствовала ранее озвученным принципам кораблестроения? А в то, что наш бюджет не осилит нормальный флот, всё ещё верится?

Промышленность хочет кушать, а флот неплохая кормушка. Что до боевой эффективности всего этого хозяйства, то тем, кто определяет политику в этой сфере, воевать и погибать не придётся, и они вполне могут ни о чём не беспокоиться. Можно даже заранее некрологи продумывать для погибших экипажей, зная, от чего они могут погибнуть на тех лоханках, на которых Родина отправила их в бой.

Эти, например,

«бесстрашно ценой своей жизни задержали врага, несмотря на отсутствие гидроакустического вооружения и противолодочного оружия».

А другие

«ценой своей жизни отвлекли лётчиков-стервятников врага от транспорта с беженцами, не имея работающих систем ПВО».

Ну, там, наследники «Варяга» и т.д. Очень удобно, если знать всё заранее.

Под занавес. Поручение президента о строительстве серии из шести 20380 чиновники от флота сначала попытались превратить в строительство 20385 в количестве 4-х единиц. Потом к ним всё-таки добавили ещё два 20380, туда же на АСЗ, а сам процесс подписания контрактов заказчик затянул до того, что выполнение АСЗ требований госпрограммы вооружений (построить корабли до 2027 года) стало очень трудновыполнимым.

А с учётом того, что они не заложены до сих пор (с момента поручения президента прошло уже более 4-х месяцев), то, вообще, не ясно, чем это кончится. Возможно, что попаданием АСЗ на гигантские штрафы и другие санкции за срыв госпрограммы вооружений, и последующим погромом только что более-менее ожившего завода – наше Минобороны, увы, балуется. Зачем только? Непонятно.

Сегодня можно спрогнозировать, что если 20386 на испытаниях покажет, что он может хоть что-то (например, сможет один раз «не на камеру» выстрелить из пушки, как «Цыденжапов»), то начнётся новая битва за то, чтобы опять уйти от 20380/5 к 20386.

Если это случится, то 20386 поставит «под вопрос» продолжение серии фрегатов 22350, так как «Звезда-редуктор» может производить или редуктора Р055 для фрегатов 22350, или редукторные передачи 6РП для 20386 – они требуют одного и того же оборудования.

Всё это сопровождалось расходами.

Каждый раз, когда появлялась новая модификация или новый проект, создание этой модификации или проекта оплачивалось. Работы по доводке сырых систем, вставших на серийные корабли, оплачивались. Новые РЛК, которые пока стреляют на уровне ЗРК «Волна» 60-х годов, тоже оплачивались. И по огромным ценам.

Сейчас поднят вопрос о том, кто будет оплачивать приведение РЛК «Заслон» в боеспособное состояние? Что особенно занятно выглядит с учётом того, что его, похоже, придётся, вообще, проектировать заново.

Ребята из «Заслона» искренне уверены, что государство должно оплачивать им этот праздник жизни. Их убежденность в этом просто несокрушима.

Позиция государства пока неясна. Но, видимо, оно заплатит. Там же уважаемые люди вовлечены в проект, как же им не заплатить?

Финансовые потери от всех этих кульбитов уже давно перевалили за десяток миллиардов рублей, и нет никаких признаков того, что что-то хотя бы останется на таком же уровне, а не ухудшится. В качестве «последнего гвоздя в гроб» упомянем, что Минобороны регулярно срывало финансирование строительства корветов, что во многом способствовало задержкам с их постройкой. А к чему приводят задержки, было сказано выше.

Последствия всего этого таковы – флот хватает абсолютно любой корабль, так как кораблей просто-напросто нет. Даже «патрульные корабли» проекта 22160 выглядят, как нечто желанное, хотя ими реально можно только демонстрировать флаг и ничего более. Но выбора нет – гениальная кораблестроительная стратегия Минобороны и неспособность Главкомов ВМФ как-то

«привести систему в чувство»

доводят именно до этого.

Что могло бы получиться при других подходах? Скажем сразу, всё могло бы получиться не так уж плохо. Причём всё и замышлялось не так уж и плохо.

Повторим, ОКР там должна была быть одна – дизельная ГЭУ с дизелями 16Д49 Коломенского завода. Всё остальное – РЛС, орудие, торпедное оружие – должно было быть только серийным.

Что случилось бы, если бы этот изначальный вариант был бы принят окончательно? Всё просто – корветы строились бы почти без технических затруднений, они стоили бы дешевле и сдавались бы сразу же в боеспособном виде. Тогда задержки с финансированием, конечно, тоже были бы. Вот только при меньшей стоимости МО быстрее бы выделило все деньги в любом случае, просто в силу того, что выделять надо было бы меньше. Кораблей к сегодняшнему дню флот имел бы больше. Но случилось, как случилось.

(продолжение следует)

Александр Тимохин,
«Военное обозрение» (topwar.ru)

#вооружение #мнение #флот #ВМФ #Россия
Tags: #ВМФ, #Россия, #вооружение, #мнение, #флот, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments