"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Налоговым кодексом легализован «теневой» бизнес (Часть 2)



Первая часть — https://pereklichka.livejournal.com/2170412.html

Анализ показал, что вместо псевдоНДС, свыше 90% которого не поступает в бюджет, в интересах государства и населения необходимо взимать только истинный НДС. Замечу, этот налог и сейчас взимается вместе с налогом с выручки. Согласно названию этим налогом без взаимозачетов между плательщиками должна облагаться именно добавленная стоимость, которая, как отмечалось, включает в себя заработную плату (доходы физических лиц), страховые взносы и прибыль. Тогда нынешний сбор только одного, настоящего, НДС, можно будет увеличить. Одновременно существенно снизится налоговая нагрузка на население, вследствие чего повысится его покупательная способность, а увеличение потребительского спроса приведет к увеличению товарного производства. Это подтверждается оценочными расчетами.

В 2017 г. суммарная (валовая) добавленная стоимость продукции и услуг (ВВП) организаций страны согласно данным Росстата составила 92 081 млрд. рублей, а сумма истинного НДС, в который входят налог на прибыль, налог на доход физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы, - 13 776 млрд. рублей или 14,9% относительно ВВП. Вместе с поступившим в бюджет псевдоНДС в размере 3 236 млрд. рублей, сумма этих налогов в 17 012 млрд. рублей составила относительно ВВП около 19 %. Если для налогооблагаемой базы – истинной добавленной стоимости установить ставку в 20% относительно ВВП и отменить нынешний налог с выручки с его взаимозачетами, то в бюджет в 2017 г. поступило бы 18 416 млрд. рублей НДС или на 1 500 млрд. рублей больше.

В 2018 г. ВВП составил 103 626 млрд. рублей, а сумма истинного НДС в составе налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов – 14 168 млрд. рублей. Вместе с поступившим в бюджет псевдоНДС в размере 3 761 млрд. рублей, сумма в 17 929 млрд. рублей этих налогов составила относительно ВВП около 17 %. Если отменить налог с выручки и установить ставку истинного НДС в 20 % относительно ВВП, то в бюджет поступило бы 20 725 млрд. рублей или на 2 796 млрд. рублей больше.

Таким образом вместо четырех налогов (налога с выручки, налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов) выплачивался бы один НДС, который взимался бы лишь однажды на каждом переделе продукции и ее реализации. При этом для всех трех его составляющих – прибыли, НДФЛ и страховых взносов была бы установлена единая налоговая ставка в 20%, как и нынешняя ставка для прибыли. Замещение налога с выручки налогом на добавленную стоимость с небольшим превышением их нынешней суммы осуществилось бы за счет части ликвидируемого при этом противоправного оброка с населения. Вместе с тем, для объективности учета фактической заработной платы, выплачиваемой работодателем, целесообразно увеличить ее на сумму страховых взносов и взимать налог как с дохода работника. При этом число составляющих НДС сократится до двух. Одновременно это дополнительно упростит и удешевит бухгалтерские операции на предприятиях и в Федеральной налоговой службе.

При ликвидации налога с выручки, налоговая нагрузка на населения снизится в ценах 2017-го и 2018 г. более чем на 25 трлн. и 30 трлн. рублей, соответственно. В этом случае можно будет увеличить налог с продаж потребительской продукции и услуг в размерах, позволяющих увеличить доходы консолидированного бюджета, допустим, на 10 трлн. рублей. Сейчас налог с продаж потребительской продукции, который ошибочно тоже именуют «НДС», составляет 20%, а на некоторые продукты питания и лекарства – 10%. На самом же деле, сегодня это одновременно и конечный налог с выручки.

Однако если при ликвидации налога с выручки продавцы и перепродавцы продукции не снизят соответственно цены, а они добровольно наверняка не захотят их скорректировать, то это позволит им сохранить нынешнюю спекулятивную прибыль. Чтобы избежать сохранения оброка с населения в виде повышенных цен и тем самым - высокой спекулятивной прибыли продавцов и перепродавцов продукции, потребуется ограничить (нормировать) их прибыль. Этого можно добиться установлением соответствующей нормы прибыли относительно себестоимости продукции у ее изготовителя. Норма прибыли должна дифференцироваться в зависимости от вида хозяйственной деятельности предприятия с переводом сверхнормативной прибыли в доход бюджета. При этом снижение нормы прибыли ограничит возможности спекулятивной продажи и перепродажи продукции. Должны также дифференцироваться ставки налога на прибыль. Все это позволит стабилизировать и гармонизировать цены. В таком случае ставки НДФЛ и прибыли будут разниться.

Помимо пседоНДС, в Налоговом кодексе содержится еще одна ошибка. НДФЛ по одинаковой для всех ставке 13% касается только одного налога – на заработную плату. Но в ценах потребительских товаров и услуг, оплачиваемых населением, содержится еще ряд других налогов, что увеличивает долю фактического НДФЛ в доходах населения. Если, допустим, в цене килограмма колбасы сумма всех налогов равна 100 рублям, и ее покупают два человека с разным доходом, к примеру, в 1000 и 10 000 рублей, то «колбасная» истинная ставка подоходного налога будет разниться на порядок.

Таким образом, шкала ставок НДФЛ у нас не «плоская» и не самая низкая в мире, как пытаются уверить власти, а регрессивная: чем больше доход человека, тем ниже для него фактическая ставка НДФЛ, и наоборот – чем меньше доход, тем большую долю в нем составляют налоги. Как показано ниже, доля налогов в доходах населения в среднем близка к 90%. Реальные ставки, как показано ниже на разнице в доходах самых бедных и самых богатых граждан, разнятся примерно в 16 раз. Вот почему в интересах не только социальной справедливости, но также и экономической целесообразности – для выравнивания потребительского спроса и увеличения тем товарного производства и доходов бюджета, необходимо ввести прогрессивную шкалу ставок налогообложения доходов физических лиц: больше доход – большая доля налога, и наоборот. Но власти почему-то противятся этому, игнорируя громадную разницу относительных налоговых выплат в доходах населения.

Возьмем для примера 2017 год. Суммарный доход консолидированного бюджета страны составил тогда фактически 30 640 млрд. рублей. Он складывался из налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты, а также страховых взносов предприятий во внебюджетные государственные фонды. Из этих доходов около 3 000 млрд. рублей получены за счет экспортных пошлин и налогов, которые выплачиваются не населением, и они при последующих расчетах не учитываются. Таким образом, население страны в 2017 году при приобретении потребительских товаров и услуг выплатило неформальный налог с продаж примерно в сумме 27 000 млрд. рублей. Но при этом нужно учесть также псевдоНДС, то есть, налог с выручки, в сумме 25 344 млрд. рублей, выплаченных населением и которые ушли в «тень». На самом деле, как отмечалось, налог с выручки гораздо больше.

Получается, в бюджет и легализованную «теневую» часть экономики население в 2017 г. выплатило не менее 52 000 млрд. рублей, что по отношению к общим доходам населения в размере 55 447 млрд. рублей составило почти 93%. Если ошибка в расчетах из-за отсутствия полных данных составила 10-15%, то оценочно средняя годовая ставка реального подоходного налога, который выплачивает население страны в бюджет и в «теневую» экономику, составила 75-80%, а не «самые низкие в мире» 13%. Введение прогрессивной шкалы ставок НДФЛ вместо существующей регрессивной, с перераспределением доходов в пользу малоимущих, позволило бы уменьшить существующее опасное для страны неравенство в доходах и налогообложении граждан, увеличить покупательную способность бедного населения и дополнительно увеличить доходы бюджета.

По данным Росстата, в 2017 г. при общем годовом доходе населения в 55 447 млрд. рублей на долю 20% его наиболее обеспеченной части приходилось 47% всех денежных доходов. При этом 10% самых богатых обладали 30,3% всех доходов, а на долю 10% наименее обеспеченной части населения приходилось всего 1,9%, то есть разница превысила 16 раз. Подобное наблюдалось также в 2018-м и 2019 году. Между тем, согласно экспертным оценкам, уже семикратная разница должна служить тревожным предупреждением властям о значительной вероятности проявления серьезных социальных протестов. Поэтому в развитых странах с социально ориентированной экономикой соотношение доходов децимальных групп наименее и наиболее обеспеченного населения не превышает 4-5. Согласно данным Росстата в 2017 г. налога с доходов физических лиц собрали в сумме 3, 252 трлн. рублей. Доход 20% граждан России, самых богатых, составил 26,06 трлн. рублей. С введением только для этой группы наиболее обеспеченных граждан прогрессивно возрастающей шкалы ставок НДФЛ при средней в группе налоговой ставке в 30% (от 21 до 40% в зависимости от дохода) можно было бы увеличить поступление этого налога в консолидированный бюджет до 7,818 трлн. рублей или на 4,556 трлн. рублей. Тем самым можно было бы сблизить ставки НДФЛ самых бедных и самых богатых.

Устранение двух ошибок в Налоговом кодексе РФ ликвидацией налога с выручки и заменой регрессивной шкалы ставок НДФЛ на прогрессивную для 20% наиболее обеспеченных граждан, позволило бы в ценах 2017 г. увеличить доходы консолидированного бюджета страны примерно на 16 трлн. рублей. При этом одновременно уменьшилась бы налоговая нагрузка на население в виде нынешнего налога с выручки примерно на 25,5 трлн. рублей, которые сейчас уходят в «теневую» экономику. Освобождение населения от незаконного «теневого» оброка позволило бы дополнительно увеличить налог с продаж потребительских товаров и услуг в розничной торговле, увеличив тем дополнительно доход бюджета примерно на 10 трлн. рублей. Дополнительные доходы порядка 16 трлн. рублей поступали бы в бюджет ежегодно, что позволило бы избежать повышения пенсионного возраста, увеличить размеры пенсий и восстановить индексации пенсий работающим пенсионерам, снизить поборы с населения, уменьшить цены, а также увеличить покупательский спрос, объемы производства и собираемость налогов. Таким образом можно было бы не только выполнить президентский указ о повышении уровня жизни населения, но и профинансировать решение нынешних, жизненно и материально значимых для страны проблем, возникших в результате коронавирусной пандемии.

Моисей ГЕЛЬМАН, кандидат технических наук,
«Промышленные ведомости» (www.promved.ru)

#законодательство #экономика #налоги #теневой_бизнес #бюджет
Tags: #бюджет, #законодательство, #налоги, #теневой_бизнес, #экономика, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments