"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЛАТОНА РЕВЕЛЬСКОГО И ИЖЕ С НИМ ПОСТРАДАВШИХ (из книги "Дорожный Посох")

Василий НИКИФОРОВ–ВОЛГИН
(1901 – 1941)

ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЛАТОНА РЕВЕЛЬСКОГО
И ИЖЕ С НИМ ПОСТРАДАВШИХ (из книги "Дорожный Посох"):





«...Проходили долгие дни нашего заключения. Однажды мы стали примечать, что вокруг нас нарастает тревога. Временами слышалась отдалённая пушечная стрельба. Мы осмелились спросить как–то у приносящего нам пищу простоватого и доброглазого парня: что происходит на свободе? Он шепнул нам: «Белые наступают!»

Пушечная пальба приближалась. За дверью нашей камеры всё чаще и чаще раздавались нервные бегущие шаги. Они заставляли нас вздрагивать. Мы прижимались друг к другу. С наших уст не сходила молитва. Однажды приносящий пищу объявил нам шёпотом: – Готовьтесь сегодня к смерти…

По уходе его из камеры епископ Платон положил богослужебный начал: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков…»
Мы не сговаривались, что нам петь: всенощное бдение, молебен, но разом почувствовали, что нам следует отпевать себя. Мы запели последование погребения человек: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Аллилуйя…». Епископ Платон поминал о вечном упокоении наши имена: «Ещё молимся о упокоении душ усопших раб Божиих, и о еже проститися нам всякому прегрешению, вольному же и невольному…». При пении прощального «Зряще мя безгласна» мы лобызались и крестили друг друга. Был вечер. Земля вздрагивала от пушечных выстрелов. В замке щелкнул ключ. Вошёл Бронза в сопровождении китайцев. Не ожидая его приказания, мы стали собираться в дорогу…

…Расстреливали по очереди. Первым упал епископ Платон, за ним ксендз, третьим отец Михаил. Он успел крикнуть: — В руце Твои, Господи, предаю дух мой!.. Я стою с игуменом Амвросием. Он вполголоса читает слова исходной песни: «Непроходимая врата тайно запечатствованная, благословенная Богородице Дево, приими моления наша и принеси Твоему Сыну и Богу, да спасет Тобою души наши».

Мне вспоминается сельская церковь. Вербное Воскресение. Иконостас украшен красными прутиками вербы. Я стою в очереди причастников. Мне всего девять лет. В белой рубашке я и в сапогах новых с желтыми ушками наружу… Медленно движется очередь причастников, и все они освещены весенним солнцем. Деревенские певцы поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите»…

Бронза свинцовой поступью подходит с наганом к игумену Амвросию.
– После этого причастника и я подойду к чаше… – туманится в моей голове. – Верую, Господи, и исповедую… – шепчут уста моя. Вся земля превращается в синее облако, и нет уж памяти ни о прошедшем, ни о настоящем… Тело моё как бы опадает, и вот… нет уж меня, облечённого в земляную плоть… Мне на мгновение представляется, что я стою около своего упавшего тела и смотрю на него, как на совлечённую одежду…

Меня выводит из этого состояния грохот бегущих солдатских ног и неистовый, смертью охваченный крик: – БЕЛЫЕ ВОШЛИ В ГОРОД!

Нас не успели расстрелять».

#история #красный_террор #большевики #Россия #гражданская_война
Tags: #Россия, #большевики, #гражданская_война, #история, #красный_террор, Вера и Церковь, Государство Российское, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments