"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Мы все - жертвы коммунизма

На «Портале-Credo.Ru» чрезвычайно горячо обсуждается личность Станислава Белковского, но мне очень жаль, что почему-то никого всерьёз не интересуют его предложения.

Пожалуй, это самый непродуктивный вариант полемики (разумеется, если допустить, что полемика когда-либо бывает продуктивной, наипаче в нашем прекрасном посткоммунистическом мире). Подлинные жертвы коммунизма не только те, кого бросили в ров с дыркой в затылке, мы все его жертвы: палачи, сексоты, вертухаи, писатели, спортсмены, священнослужители – все, кто занимался коммунистической пропагандой. Коммунизм отравил наши души и сердца.

Мы с детства впитали филигранные формулы ленинско-сталинского гуманизма: «Если враг не сдаётся – его уничтожают!»; «Взбесившихся псов расстрелять всех до одного!»; «Чем больше нам удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше!» Мне было, думается, года четыре, когда воспитательница в детском саду учила нас маршировать и петь под баян:

«Бей, винтовка, метко, ловко,
без пощады по врагу.
Я тебе, моя винтовка,
острой саблей помогу».

Достаточно прочитать высказывания моих собратьев-священнослужителей, оппонентов С. Белковского, чтобы насладиться ароматом «православной христианской полемики». Священное Писание ничего не говорит нам о масти Валаамовой ослицы, её возрасте, весе, росте, но только о смысле сказанного ею. Давайте забудем ослицу и подумаем о том, что она изрекла.

Христианин свободен всегда и везде, об этом свидетельствует 2000-летняя история нашей Церкви. Вот уже 25 лет мы вдохновенно рассказываем друг другу и всему миру о каком-то «70-летнем вавилонском пленении» то ли нашей высшей иерархии, то ли всех нас. Это – лукавый сергианский миф, лукавое совковое самооправдание: обстоятельства, де, вынуждали нас лжесвидетельствовать, злодеи из ЧК-ГПУ-НКВД заставляли, они отвели нас в плен, сделали нас рабами, а сами мы – хорошие, честные, мужественные.

Миф о «пленении» оправдывает лжецов и предателей и в сотый, в тысячный раз лжесвидетельствует на Новомучеников и Исповедников Российских, ставит знак равенства между первыми и вторыми: и те, и другие, мол, трудились на одной ниве, спасали Церковь в меру своих сил и возможностей.

Митрополиты Вениамин, Иосиф, Кирилл, авторы «Соловецкого послания» до последней минуты своей жизни оставались свободными людьми, а мы и сегодня, в феврале 2013-го, всё те же «пескари премудрые», дрожим денно и нощно.

Отцы, братия, сестры – оппоненты С. Белковского, назовите мне один правдивый учебник по истории нашей Церкви ХХ века. Митрополит Сергий умер без малого 70 лет назад, но дело его живёт, мы все и по сей день рассказываем друг другу «Правду о религии в России».

Раскрываю наугад один номер ЖМП. Статья «К 30-летию Советской власти». «…Не будет лишним напомнить здесь о том, что все эти, невиданные ещё в мире, достижения – результат действия основного принципа советской власти – вовлечения в строительство социализма самых широких народных масс, то есть принципа самого широкого демократизма… Старые идейные пастыри Русской Православной Церкви помнят, какая безнадёжность охватывала их при сопоставлении мизерных возможностей, почерпнутых ими из сердобольной благотворительности своих прихожан, и той необъятной потребностью во врачебной помощи, в школах, в поддержке престарелых и инвалидов, какая была в дореволюционной России… Равноправие всех граждан перед существующими законами, когда ни происхождение, ни богатство не дают никому никаких привилегий – разве это не есть приближение к идеальному понятию, проповедуемому Православной Церковью: «перед Богом все равны»… Декрет советской власти об отделении Церкви от Государства и провозглашение свободы совести был ударом молота, раздробившим цепь, сковывавшую отжившие формы, и освободившим истинный дух Православной Церкви».

Когда лжесвидетельство началось и когда оно закончится? Когда мы, христиане, начнём жить не по лжи? Ослица говорит лишь тогда, когда молчат не только пророки, но и мы все – члены Церкви воинствующей.

Итак, читаем и обсуждаем только текст С. Белковского, пытаемся понять, что в нём продуктивно и что контрпродуктивно.

Мне кажется, что даже последовательность пунктов С. Белковского запрограммирована совковым мышлением: первая и главная задача – ликвидировать, до основания. А затем…

Но «затем» - задача следующих пунктов (или следующих пятилеток). Сегодня задача – под корень вырубить сады и виноградники или ликвидировать кое-кого как класс. Принцип неизменный – «до основанья».

Православная Российская Греко-Кафолическая Церковь уже была однажды ликвидирована и трансформирована в конфедерацию независимых приходов.

«В 1920 году журнал «Революция и церковь», орган 8-го отдела Наркомюста – тогдашнего Совета по делам религий, - напечатал такое сообщение: «Граждане села Малопинежского Северодвинской губернии вынесли постановление: образовать при малопинежской церкви свободную, не зависимую от патриарха, архиерея и епархиального совета общину верующих и избрали священником гражданина Якова Куклина, прежде служившего псаломщиком. Правящий Архиерей категорически воспротивился решению прихожан, велел запереть храм и не допускать в нём богослужений. Но 8-й отдел Наркомюста на запрос о законности действий этих верующих ответил, что они действовали в полном соответствии с законом».

Действительно, согласно декрету «Об отделении церкви от государства», такое абсурдное решение – образовать особое религиозное направление в пределах одного села – вполне законно, ибо государству нет никакого дела до догматических и канонических основ вероучения» (журнал «Референдум», избранные материалы №№ 1-37, сс. 221-222).

Досталинское название вернуть, действительно, очень желательно, но Православная Российская Церковь никогда не была «конфедерацией независимых приходов». Гражданин Яков Куклин, бывший псаломщик, ликвидирует существующие каноны и сформулирует свои, малопинежские. Святыми первого ранга будут объявлены батька Махно и Прудон. Приход перестанет быть православным, даже если его начнут трансформировать по своему разумению такие глубокие богословы как епископ Антонин (Грановский) или протоиерей Сергий Булгаков. Что общего останется у служивших и служащих на приходах Москвы священников Георгия Кочеткова, Тихона (Шевкунова), Глеба Якунина, Димитрия Дудко, Алексия Уминского, Всеволода Чаплина?

Превращение РПЦ МП в «конфедерацию независимых приходов» делает ненужным и Патриарха, и всех епископов. Церковь распадается на протестантские общины. Мы знаем, что со времён апостола Павла во главе Церкви стоит епископ. Священник служит только по делегированию ему епископом своих прав.

Не надо изобретать велосипед. Не надо упрекать в наших болезнях и нестроениях ныне здравствующего Патриарха Кирилла. Не надо ликвидировать или трансформировать РПЦ МП по рецептам статьи в «Московском комсомольце».

Наша Церковь именуется «соборной», но соборности в Ней сегодня чуть меньше, чем свободы, демократии и прав человека в СССР в 1937 году. Не только Патриарх Кирилл отметает принцип соборного устроения Церкви, его отвергает подавляющее большинство клира и мирян. Просто потому, что мы все, живя в духовном чумном бараке, именуемом Совдепией, нахлебались советчины всласть, причастились ленинизма-сталинизма. С. Белковкий ошибается, когда утверждает, что И.В. Сталин создал РПЦ МП сентябрьской ночью 1943 г. В ту ночь ей было выдано свидетельство о рождении, о чём свидетельствовало коммюнике в газете «Известия». Но в зародыше она существовала уже в тот день, когда митрополит Сергий и члены его временного Синода подписали пресловутую «Декларацию» о радостях и горестях. В ней было чётко и однозначно заявлено: «Мы с нашим народом и с нашим правительством». В начале 1930 года, когда митрополит Сергий давал свои интервью советским и зарубежным корреспондентам, существовал вполне сформировавшийся младенец, в 1942 году, когда была напечатана книга «Правда о религии в России», товарищ Меркулов имел все основания доложить товарищу Сталину, что можно принимать трёх самых проверенных и правильно мыслящих митрополитов и выдавать свидетельство. Патриарх Кирилл «Декларацию» не подписывал, над памятью Новомучеников практически не глумился, не он приковал Православную Российскую Церковь нерасторжимой цепью к телеге коммунистического государства. Он не требовал «восстановления ленинских принципов отношения Церкви и государства». Накануне избрания митрополита Алексия (Ридигера) Патриархом, в июне 1990 г., я писал, что предстоятели РПЦ МП Сергий, Алексий, Пимен различаются лишь степенью владения французским языком да размером головного убора. Сегодня я могу добавить к списку ещё два имени. В 1990 г. могли избрать не митрополита Алексия, а Михаила Антоновича Денисенко (тогда его именовали митрополитом Филаретом, Местоблюстителем Патриаршего Престола РПЦ МП). Потом избрали бы не митрополита Кирилла, а митрополита Мефодия, Филарета или Климента. Ни один из них не пожелал бы вернуться к принципам Поместного Собора 1917-18 гг. Другой лакмусовой бумажки не существует. Велика ли разница, если во главе Массолита стоит Миша Берлиоз или Желдыбин?

Недавно в России было проведено социологическое исследование: более миллиона человек купили и прочитали книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Автор правдиво нарисовал вариант тоталитарной общины. Во главе стоит тупой, злобный, невежественный архимандрит, при нём – группа поддержки, старожилы монастыря, Нафанаил, Серафим и др. По терминологии о. Тихона – святые. Для декорации в монастыре терпят старца Иоанна (Крестьянкина), но дверь к нему время от времени заколачивают наглухо, а паломников гонят взашей. У сталинёнка-наместника образцово-показательные отношения с государством воинствующих безбожников: наместник их сытно кормит, сладко поит, не забывает и ручку позолотить.

Если завтра Патриарх Кирилл последует рекомендации С. Белковского и решит удалиться в женский монастырь, то я буду умолять его не делать этого: послезавтра на его место будет избран архиепископ Гавриил (Стеблюченко) или, что намного страшнее, архимандрит Тихон (Шевкунов)…

150 лет назад А.С. Хомяков, один из главных защитников соборности, упрекал Великобританию:

«…Потому что Церковь Божию
святотатственной рукой
приковала ты к подножию
власти суетной, мирской».

Сегодня этот упрёк, в первую очередь, относится к России.

Наша главная задача – научиться неукоснительно соблюдать Закон, переходить улицу только на зелёный сигнал светофора. Церковь должна быть отделена от государства. Мы исповедуем, что веруем во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, поэтому наша Церковь должна быть Единой; на всех уровнях – приход, епархия, Поместная Церковь. Она строится на принципах соборности; мы все неукоснительно должны соблюдать устроение Церкви, заповеданное святыми Апостолами. Ни катехизация, ни конфирмация не создаст Соборную Церковь.

о. Георгий Эдельштейн
Tags: Вера и Церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments