"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Елена Чудинова. Отравители колодцев (Часть 3)



Часть 3. Выводы

Перейдем к выводам, сначала автора баснословной программы, а затем и к нашим.

Автор пообещал дать мудрый совет, как всё преодолеть и «избежать раскола». На поверку совет оказался заурядной демагогией. «Всё простить, всех понять, объединиться вокруг общей истории».

Допустим, телеведущему представляется, что, вняв его мудрым словам, новые красные бросят свою новую же манеру кормиться то от демократической партии США, то от Китая. (Я что-то подмечаю: как ни пламенный коммунист, так либо то либо другое красной нитью в биографии. Но это я, вероятно, такая циничная).

Но проблема видится в ином. Причем тут «объединение вокруг истории»? Чтобы объединить таким манером, нужно напротив: просто прекратить преподавать историю, не снимать исторических фильмов, изъять из библиотек и продажи исторические книги, от романов до монографий, запретить разговор на исторические темы в публичных местах и в интернете – с жесткими штрафами и Росгвардией. Вот тогда, лет через двадцать, народ в самом деле перестанет «раскалываться». Если, конечно, доживёт, ибо народ без прошлого это народ без будущего.

История объединяет народ только в случае ее нравственной оценки. «Понимать и прощать» нужно, но не вместо, а после того, как таковая дана. Русский народ, народы России имели историю потому, что изучали ее сообразно принятым в стране представлениям о добре и зле.

Сейчас наше пространство разъедено не только по ХХ веку, ржавчина идет вглубь. Сколько столетий дети учили: Иго было злом, взятие Казани покончило с опасностью кочевых набегов. И почему-то это нисколько не ссорило русских с тогдашними татарами. А теперь уже то ли хорошо, то ли плохо, и вообще Батый был «хороший государственник», спросите хоть у рязанцев. А уж как разгулялись отечественные бонапартисты – тема особая.

В нормально устроенной стране нельзя прожить не только без истории, но и без ее нравственной оценки. А оценка не дана. Причем не дано оценки именно событиям слишком к нам близким, памятным по жизни недалеких предков.

В Екатеринбурге мне запомнилась очень символическая встреча с молодым священником, моим читателем. Он сказал, что предки его были комиссарами, и как раз потому он избрал путь служения Господу. Я не хам, чтобы их проклинать, сказал он, но я должен отмаливать их грех. Этот разговор случился около храма, посвященного Августейшим мученикам, в городе, под которым, в общем расстрельном рву, лежит мой дед. Если он уроженец города, возможно, его предок и убил моего. Я подписала ему книгу и попросила молиться за убиенного Константина. И между нами в эти минуты были незабываемые, святые и единство и любовь.

Нравственная оценка, не частная, а государственная, решает всё в жизни общества. А государство пока надеется, что, не разобравшись с Гражданской, можно «всех объединить» на Отечественной. Нет, так не работает. История не живет кусками.

Но я спрашиваю о другом: почему христианский телеканал, касаясь противостояния белых и красных (не сегодняшних, а тех, на войне), не захотел, в упор не захотел учесть религиозного аспекта.

Я надеюсь, всем ясно, что я не имею ничего личного против А. Щипкова. В сей момент он для меня – лицо канала СПАС. И выражение этого лица меня начинает пугать.

Пока государство топчется на месте, не помочь ли бы ему, исходя из простого: красные взрывали храмы и убивали священников, белые этого не делали. На белых аэропланах были нарисованы кресты и иконные лики. На красных – черти и ведьмы. При победе белых не было бы религиозных гонений. Не было бы памятников Иуде, журнала «Красный дьявол», нескольких поколений некрещенных людей. Уж это-то однозначно. Так почему бы христианскому телеканалу не сказать: правой стороной было в войне Добровольчество.

А уж кто из них февралировал, кто еще что – ну нам ли судить тех, кто проливал кровь? Нам-то главное – это было Христолюбивое воинство.

Государство сейчас светское, оно может не счесть этот фактор решающим в оценке правоты, но люди верующие (даже не только христиане) обязаны его учитывать. Прежде всего, прежде всяких «социальных моделей» и прочей вторичности.

Телеканал СПАС ведет себя странно. Но он ли один? В годовщину исхода, только ли СПАС почтил память события столь сомнительным образом?

Портал «Православие» выпускает интервью с Сильвой Казем-Бек, посвященное Ивану Бунину, с которым общался круг ее родителей. Интервью как интервью, но… Описывается история, как литератор, нуждаясь, отказался принять посылку «с икрой и балыком» от их семьи. Вероятно, причины на то были. Вспомним, сколько и советских дипломатов, и завербованных эмигрантов, замешаны в похищениях людей органами НКВД. Да и вообще, кто мог гарантировать Бунину, что икорка – не отравлена? Приказали б ее отчиму отправить яд, он что, принял бы гордую позу? Сомневаюсь. Это ж еще при Джугашвили было. Но нет, эпизод подается как «озлобленность» писателя.

Кое-какие строки попросту пугают.

«Например, он описывает драматическую историю о том, как какой-то красноармеец в шинели расстреливает старика, которого он принимает за буржуя. А рядом со стариком была собачка, паршивая собачонка, которая начала вдруг заливаться лаем. Она облизывала своего мертвого хозяина, бегала вокруг него. А потом стала лаять на всех этих людей в шинелях, выражая тем самым как бы свое неприятие случившегося и свою собачью ненависть к убийцам.

И тут вдруг я читаю слова, совершенно меня потрясшие: Бунин просит у Господа Бога, чтобы Тот «не погасил в нем эту собачью преданность к старому и ненависть к большевикам». Преданность к несчастному застреленному человеку и – ненависть к такому же несчастному, который в него стрелял, соблазнившись новыми призывами, приняв его за «какого-то буржуя». Вот этого я не могла и до сих пор не могу понять!»

Я вот я понять могу. «К такому же несчастному», как же любят эти формулировки спекулянты из религиозной среды!

Заметим, «буржуя», что похоже по тексту, убить можно и вовсе без проблем. Дама видит проблему лишь в том, что убиенный – не буржуй.

Но сколько раз мы это слышали? Помните, «несчастная Гюльчехра Бобокулова», когда как, на наш взгляд, несчастны тут вовсе даже родители убиенной больной малютки. Прямо по речи Александра Дугина в защиту Чикатило: «вы думаете убивать не больно? Расчленять не страшно? Терзать внутренности не противно?»

Не знаю. Я не терзала внутренностей и не убивала беззащитных. Но, в свете убийства, богатый внутренний мир либо личные трагедии живодера мне не особенно интересны, увы.

«– Я считаю, что у Бунина где-то что-то внутри «сломалось» в восприятии того, что же произошло в России. Со всем своим талантом, со всей своей гениальностью – он не понял того, что в действительности произошло в России. Он не понял, откуда взялась эта ненависть народная.

«И когда сам пишет об этом в тех же «Окаянных днях» (а его спрашивали, «за что нас так ненавидят», – это вопрос главный, потому что от этого ведь никуда не денешься), то он не давал ответа. В «Окаянных днях» он точно не давал этого ответа! Пишет лишь, что, дескать, «все переворошили, нашли Салтычиху», но ведь это лукавство! Не Салтычиха только виновата, потому что ведь, если посмотрим, вся русская литература (кого угодно возьмите, любого известного писателя) описывала страдания русского народа. И вообще, ведь не было рая земного в дореволюционной России. Там было очень много такого, чего нельзя было принять, да и не нужно было принимать».

Ну надо же: дама, публикующаяся на сайте «Православие», не знает, что земного рая не бывает, но зато из попыток его построить отлично получается земной ад.

Сломанный Бунин, не понял, не принял. Рифмуется с эфиром Щипкова.

Опять же, мои претензии не носят личного характера. Дама, вероятно, человек своего времени, советский человек, проще сказать, она вполне искренна, а интервью, я гляжу, брал Николай Бульчук, к которому я отношусь вполне симпатически. Речь о политике ресурса. Это тенденция, но – какая?

Для того, чтобы понять, почему православные ресурсы столь странны в даты Белого Исхода, постараемся сначала понять, чем он являлся.

Кем, какими они были – эти миллионы покинувших Отечество?

Были воинами или мирными людьми, бегущими от ужасов красной власти. Важнее – кем и какими стали. Там, в изгнании.

Возможно, они не были слишком «идейными», до идейной ли стройности, когда надо брать винтовку и противостоять нечисти и нежити? Возможно, они не были особо религиозны и, когда Временное правительство отменило непременное посещение служб, на службу не пришли.

Среди поднявшихся на корабли было немалое число февралистов, не сомневаюсь.

Но найдите мне эмигранта-февралиста в каких-нибудь шестидесятых годах прошлого века! Ищите-ищите!

В Нормандии я видела церковь, возведенную по инициативе офицеров, работавших на местном металлургическом заводе. Особая история, но о подробностях в другой раз. Важно – я видела их храм. Когда-то они не пошли на службу. Но зато: пришли все до единого, обретши себе храм на чужбине.

Мое первое, отроческое знакомство с эмиграцией (увы, мне не посчастливилось увидеть тех, кто уходил «среди дыма и огня», но родившихся в первые эмиграционные годы я имела честь знать многих) было входом в мир, где без религии не дышат. Строжайшие посты. Какое-то бытовое, неотделимое от жизни знание обрядов, теологическая эрудированность. Словами не передать, но как же эти люди, воспитанные только что покинувшими Россию родителями, отличались от тех беззаботных вольнодумцев, что попустили Февраль!

Необходимо понимать, что русская эмиграция явилась для нашей истории не сохранением, но возрождением.

Что делают уже в 1929 году русские офицеры? Учреждают первое монархическое общество: РИС-О. Ах, они, февралисты эдакие!

Очищенная страданиями, но не знающая гонений, которым подвергся народ в СССР, эмиграция воспользовалась шансом выправить ход русской жизни.

Творили писатели. Воспитывались верующие дети. Начала развиваться консервативная философская мысль, в начале века бывшая отнюдь не магистральным интеллектуальным направлением.

И – венцом всего этого – белые воины, их дети и маленькие внуки прославили Государя с семьей и присными. Это был 1981 год.

Не случись прославления в РПЦЗ – его не удалось бы впоследствии осуществить в России. Без того граждане наподобие профессора Осипова (лицо не последнее в РПЦ), сопротивлялись как бесноватые.

Со всеми своими ошибками, трудностями и болезнями (их не могло не быть в таком веке, как ХХ) эмиграция не только сохранила, но преумножила – для Отечества.

Какое к этому отношение имеет, кто там вынырнул к власти в 1991 году? Это мы уже пережили.

Мы смогли получить доступ к накопленному за неполный век.

Увы, ныне живущих носителей русской культуры осталось немного. Есть такой странный закон: политическая эмиграция, никакая, не живет больше трех поколений. Четвертое поколение вырастает людьми другой страны.

Поэтому сейчас решается: будет ли сделанное унаследовано в России, или же – всё было напрасно?

Унаследовать сделанное и написанное жизненно необходимо нам для восстановления страны: восстановления еще очень долгого, плодов которого мы, возможно, не увидим сами.

Но все попытки поставить знак равенства между красными и белыми (а в действительности, как мы видим, выставить их и хуже красных) это, по сути, попытка отвратить людей от интеллектуального и духовного наследия эмиграции, сузить историческую ретроспективу.

Спекуляция на «монархизм хорошо, но белые плохи» неизбежно ведет к единственной цели: «православному сталинизму». А страшнее этого противоестественного монстра нет ничего.

Историческое наследие эмиграции препятствует множить уродливые сказки. Наберите в поисковике картинок: «Цесаревич Алексей». Непременно выпрыгнут несколько фотографий … Косыгина. Косыгин де и есть Цесаревич, чудесным образом спасенный самим Джугашвили. Нам это нужно? Они уже готовы заново реанимировать «народного академика» Лысенка, открыть кафедры по «яровизации», и это в стране, которая еще в советское время сумела возродить светлое имя Николая Вавилова.

Белые воины и сегодня защищают нас. От дикости, от варваризации, от беззакония.

Монархии без Добровольчества не быть. Отказ от Добровольчества поведет в дикость, варварство, разруху, которая начинается в головах, а кончается гибелью аграрной составляющей.

Но кому же и зачем нужно в трагические даты Исхода по-настоящему раскалывать народ, препятствовать белым воротиться на родину хоть посмертно?

Это долгий разговор, который сегодня только начат.

«Легитимист», информационное агентство РИС-О (legitimist.ru)

#история #Россия #мнение #пропаганда #большевики
Tags: #Россия, #большевики, #история, #мнение, #пропаганда, Государство Российское, Информация к размышлению и обсуждению, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments