"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Возвращаемся в океан: каким был 2020 год для флота России

Российский флот до конца года получит четыре боевых надводных корабля



За последний год для ВМФ России было построено 40 кораблей, подводных лодок, катеров и судов обеспечения. Однако страна находится еще на начальном этапе восстановления своего военно-морского могущества. Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок разбирался с наиболее знаковыми событиями для российского флота в уходящем году.

В настоящее время программа военного кораблестроения в России находится на этапе своей активной реализации. Вместе с тем корабельный состав отечественного флота по-прежнему оставляет желать лучшего. Российский флот пока по многим причинам (в первую очередь, финансовым) так и не приступил к строительству кораблей класса эскадренный миноносец и крейсер.

Об авианосцах говорить сегодня не приходится в принципе, хотя хорошие проекты этих кораблей уже есть.

Особенно остро в ВМФ стоит вопрос с кораблями противоминной обороны. К примеру, в составе Тихоокеанского флота только один тральщик, который может считаться современным. На Северном флоте пока нет ни одного перспективного корабля противоминной обороны.

Не самым лучшим образом обстоят дела и с современными десантными кораблями. В боевом составе флота их откровенно мало, а к строительству некоторых классов (универсальных десантных) только приступили.

Строительство надводных и подводных сил флота

В уходящем году для Военно-морского флота России было построено 40 кораблей, подводных лодок, катеров и судов обеспечения. Об этом сообщил в интервью газете Минобороны «Красная звезда» главком ВМФ РФ Николай Евменов.

Российский флот до конца 2020 года получит еще четыре боевых надводных корабля

В декабре в состав ВМФ РФ должны войти большой десантный корабль проекта 11711 «Петр Моргунов», корвет проекта 20380 «Алдар Цыденжапов», корабль противоминной обороны проекта 12700 «Яков Баляев» и корвет проекта 20385 «Гремящий».

Продолжается серийное строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта «Борей-А» и многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М», кораблей океанской зоны класса фрегат, корветов и малых ракетных кораблей. Будет продолжено серийное строительство для Тихоокеанского флота дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3.

На предприятии «Адмиралтейские верфи» ведется строительство универсального патрульного корабля арктической зоны проекта 23550 «Иван Папанин». Строящийся в Санкт-Петербурге на предприятии «Судостроительная фирма «Алмаз» ледокол проекта 21180М «Евпатий Коловрат» войдет в состав ВМФ РФ в 2022 году.

Очень отрадный факт, что в интересах ВМФ России запущено серийное производство отечественных дизель-газотурбинных агрегатов М55Р для фрегатов серии проекта 22350.

М55Р успешно прошел квалификационные и приемосдаточные испытания. Ранее подобные энергетические установки флоту поставляло украинское предприятие «Зоря-Машпроект».

М55Р — это первый российский морской агрегат, изготовленный исключительно отечественными предприятиями. Создание морских газотурбинных силовых установок и агрегатов — наукоемкий высокотехнологичный процесс. Подобными компетенциями обладают всего несколько производителей в мире. Таким образом, можно констатировать, что кризис с высокооборотными дизелями для малых кораблей и тральщиков понемногу выправляется.

Оперативная и боевая подготовка

Одним из самых масштабных мероприятий боевой и оперативной подготовки в уходящем году стало учение с межфлотской группировкой разнородных сил ВМФ «Океанский щит-2020», которое прошло в конце июля – начале августа. В ходе него были отработаны совместные практические действия сил Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов, морской авиации ВМФ и авиации Воздушно-космических сил, в том числе Дальней и Военно-транспортной, подразделений Командования сил специальных операций.

Учение «Океанский щит-2020» проходило в акваториях 13 морей на трех стратегических направлениях.

К выполнению задач привлекалось около 170 единиц вооружения и военной техники, в том числе надводные корабли всех классов и суда вспомогательного флота, атомные и дизель-электрические подводные лодки (всего к учению привлекалось 30 кораблей). В ходе практических действий сил и войск флотов достигнуты высокие показатели, успешно выполнено свыше 250 боевых упражнений, в том числе 160 — с практическим применением оружия.

На Тихоокеанском флоте ракетный крейсер «Варяг» и атомный подводный крейсер «Омск» выполнили в акватории Берингова моря совместную ракетную стрельбу по морской цели. «Варяг» произвел пуск противокорабельной крылатой ракеты комплекса «Вулкан», а «Омск» запустил из-под воды противокорабельную ракету «Гранит». Обе ракеты поразили мишени на дальностях более 450 и более 320 километров соответственно. Также была проведена ракетная стрельба береговых мобильных комплексов «Бастион» по мишени в акватории Анадырского залива.

Балтийский флот отработал ряд задач по организации противолодочной, противовоздушной обороны, выполнил торпедные и артиллерийские стрельбы. Также производилась высадка морского десанта на необорудованное побережье в районе полигона «Хмелевка».

В учениях приняли участие 33 самолета, 15 вертолетов, а также беспилотные летательные аппараты морской авиации Военно-Морского Флота.

В целом учения были охарактеризованы как грандиозные. Это, безусловно так, если не сравнивать с аналогичными маневрами времен ВМФ СССР.

К примеру, учения «Байкал» 1966 года, «Север-68», «Океан» 1970 года и другие по всем численным показателям обходили «Океанский щит» этого года в несколько десятков раз. Для примера — в 2020 году высадили 25 бронетранспортеров БТР-82А, а с воздуха десант поддерживали 6 самолетов, а в 1967 году на учениях «Родопы» на Черном море было десантировано 6000 человек личного состава и 1200 единиц боевой техники.

Что касается других элементов боевой подготовки ВМФ России, то, к примеру, нет однозначного ответа, почему морские стратегические ядерные силы Тихоокеанского флота еще ни разу не произвели пуск БРПЛ «Булава».

Перспективное оружие

6 октября 2020 года из акватории Белого моря головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» впервые выполнил стрельбу гиперзвуковой крылатой ракетой «Циркон» по морской цели, расположенной в Баренцевом море.

Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» — самый современный боевой корабль Северного флота. Он был построен на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге и зачислен в состав флота в июле 2018 года. Фрегат успешно выполнил задачи нескольких учений и кругосветного плавания. Он является постоянным участником Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге.

По данным объективного контроля, «Циркон» прямым попаданием успешно поразил морскую цель на расстоянии 450 км, скорость полета ракеты при этом составила более 8 Махов.

Комплексом «Циркон» планируется оснащать подводные лодки и надводные корабли Военно-морского флота.

Гиперзвуковые ракеты «Циркон» рассматриваются как одно из перспективных средств борьбы с авианосными ударными группами (АУГ). И это не удивительно.

Современные авианосцы — главная ударная сила военно-морского флота на морях и океанах и их ввод в сражение зачастую решает исход вооруженного противоборства в целом.

Во всех локальных войнах последних десятилетий авианосцы зарекомендовали себя как очень эффективное средство ведения боевых действий. Вместе с тем авианосцы — очень дорогие корабли в постройке и эксплуатации.

Стоимость современного атомного ударного авианосца уже достигает $13-14 млрд. Это, между прочим, 20% бюджета Вооруженных сил РФ. Сейчас всего лишь девять стран в мире имеют в своих флотах такие корабли.

Одной из главных задач отечественного ВМФ, начиная с послевоенных времен, является борьба с авианосными ударными (многоцелевыми) группами вероятного противника, которые представляют значительную угрозу важным объектам государства и Вооруженных сил, расположенным у береговой черты. Эти вопросы в нашем ВМФ традиционно возлагались (и возлагаются в настоящее время) на корабли, подводные лодки и морскую ракетоносную авиацию.

Планировалось, что в первую очередь авианосцы вероятного противника будут поражать подводные лодки проекта 949А (с противокорабельными ракетами типа П-700 «Гранит») и дальние бомбардировщики типа Ту-22М3 с противокорабельными ракетами типа Х-22 (Ту-22М3М с ракетами Х-32).

Однако многие отечественные эксперты считают, что радиус действия имеющихся в распоряжении отечественных средств поражения не позволяет даже выйти надводным кораблям, подводным лодкам и авиации на рубеж пуска противокорабельных крылатых ракет (ПКР). Даже в случае большой удачи и осуществления пуска ПКР по авианосцу, корабли прикрытия из состава боевой группы вероятного противника с легкостью уничтожат все атакующие ПКР типа Х-22/32 и П-700.

С принятием на вооружение, развертыванием серийного производства гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон» и последующим оснащением изделиями этого типа кораблей и подводных лодок современного российского ВМФ такая проблема во многом будет решена.

Обеспечение базирования флота

Как отметил главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов, сегодня российский флот обладает океанским статусом и способен эффективно действовать во всех широтах.

Вопросы улучшения базирования отечественного флота всегда достаточно остро стояли на повестке дня военно-политического руководства российского государства. В этом году Россия и Судан подписали соглашение о создании пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ РФ в Судане, которое «отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе, носит оборонительный характер и не направлено против других государств». Это соглашение будет действовать следующие 25 лет, а по их истечению будет автоматически продляться на последующие 10-летние периоды, если ни одна из сторон не решит прекратить эту практику.

Россия сможет размещать в Судане не более четырех кораблей одновременно, в том числе с ядерной энергетической установкой. Численность российских военнослужащих не будет превышать 300 человек.

Рано или поздно перед Россией встанет задача восстановления морской мощи государства. И российскому флоту уже сейчас необходима хорошо развитая система базирования.

И ПМТО в Судане здесь — всего лишь первый шаг. Значение его исключительно велико — это безопасность стратегических морских транспортных путей в различных районах Мирового океана, расширение военно-политического и военно-технического сотрудничества со странами региона. ПМТО также обеспечит отдых экипажей, ремонт и материально-техническое снабжение кораблей.

В целом за последние годы для восстановления военно-морской мощи государства сделано весьма много. Тем не менее, страна находится еще на начальных этапах возрождения могучего океанского флота, соответствующего статусу великой державы.

Михаил Ходаренок,
«ГАЗЕТА.ru» (www.gazeta.ru)
Ссылка на материал — https://www.gazeta.ru/army/2020/12/11/13396033.shtml

#вооружение #ВМФ #флот #Россия #ВС_РФ
Tags: #ВМФ, #ВС_РФ, #Россия, #вооружение, #флот, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments