"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

«Копирование не удалось»: о причинах проблем Китая с авиадвигателями



Еще в 2018 году власти США заявили о колоссальной спецоперации по взлому компьютерных сетей 13 мировых производителей авиационной и космической техники по всему миру, и, прежде всего, в самих Соединенных Штатах. По утверждениям американцев, в этой хакерской атаке невиданных масштабов участие принимали как офицеры военной разведки КНР, так и представители тамошних компаний соответствующего профиля. Пекин, естественно, всё отрицал самым решительным образом, но «осадочек», как говорится, остался.

Заключался он, прежде всего в том, что одной из фирм, ставшей предметом повышенного интереса со стороны кибервзломщиков, была CFM International - совместное предприятие американского гиганта General Electric и французского концерна Safran. Между тем, именно эта компания занята важнейшим для Поднебесной делом – проектированием и созданием турбореактивных двигателей LEAP-1С для наиболее перспективного китайского авиалайнера С919, который по замыслу его создателей должен будет стать успешным конкурентом для таких машин, как Airbus A320neo и LEAP-1B для Boeing-737MAX.

Планируется, что «пламенный мотор» нового самолета будет оснащен такими невероятно инновационными деталями, как, к примеру, сделанный с применением технологии 3D WRTM 18-ти лопастный винт из углеволоконного материала с сотовым резиновым заполнителем, значительно повышающим летные характеристики машины. Также его «изюминкой» должны стать двухкольцевая камера сгорания, улучшенная система охлаждения и прочие моменты.

Что интересно, в Поднебесной ранее планировалось создание собственных двигателей для С919 - CJ-1000A и CJ-1000В. Первый, по идее, должен был поступить на сертификацию уже в 2022 году, второй – на год-другой позднее. «В серию» эти двигатели планировалось запустить не позднее 2025-2026 годов. Тем не менее, пока что о каких-либо значительных успехах китайских авиастроителей ни слуху, ни духу. Не этим ли объясняется чье-то желание покопаться в компьютерах CFM International?

Надо отметить, что накопив колоссальный опыт в воспроизведении с высокой степенью точности любых механизмов и электронных устройств – от наручных часов, магнитофонов и компьютеров до истребителей и авианосцев, китайские товарищи решили пойти всё тем же привычным путем и в деле строительства авиационных двигателей. Однако, на сей раз номер не прошёл.

Сегодня, по сути дела, создавать подобные высокотехнологичные изделия современного уровня могут несколько стран в мире, имеющие, без преувеличения, вековой опыт в данном вопросе, а, главное – соответствующую научную и производственную базу. США, Британия, Франция, Россия. «Потягаться» с ними, возможно могли бы Япония и Германия, но там подобные вещи попали под жесткий запрет после Второй мировой войны.

Попросту создать «клон» приглянувшегося двигателя оказалось делом практически невозможным – малейшее отклонение в технологических процессах или примененных материалах сводило на нет все усилия и ухищрения. Приведу несколько конкретных примеров. Задумываясь над созданием собственных истребителей в Поднебесной еще в 80-х годах прошлого столетия «замахивались» на американские F-404-GE-402 и F-404-GE-F1D2, выпускавшиеся компанией General Electric для истребителей F/A-18 и F-117A Nighthawk.

Однако, при вдумчивом изучении вопроса китайские товарищи пришли к выводу, что при всем желании не смогут их повторить в том качестве, которое обеспечивало бы надежную и безопасную эксплуатацию боевых самолетов. Копирование не удалось.

Впоследствии отношения США и КНР окончательно испортились и ни о каком военно-техническом сотрудничестве речь уже не шла. Тогда Пекин оперативно «переключился» на российский ВПК – естественно, не оставляя намерений относительно «заимствования» технологий.

Здесь дело продвинулось успешнее – отечественные изделия менее сложны и прихотливы, зато более надежны, чем американские. Уступая им в каких-то технических параметрах, они зачастую менее «требовательны» в смысле изготовления и эксплуатации. Впрочем, с нашими РД-93, ставшими «сердцами» новых истребителей ВВС НОАК все тоже оказалось далеко не так просто, как ожидалось. Да, скопировать их под маркой WS-13E (Тайшань-21) в конце концов удалось. Однако, повторить в точности те сплавы, которые в России применяются для создания лопаток компрессора двигателя и позволяют ему стабильно работать при колоссальных температурах сгорания топлива, не вышло.

Однако китайские умельцы нашли выход – нанесли на рабочие поверхности двигателя специальные керамические составы, моментально увеличившие жаростойкость и продлившие срок его службы до 2200 часов. Правда, на всё про всё ушел не один год, однако сегодня, к примеру, ВВС Пакистана уже закупают китайские истребители JF-17, оснащенные как раз WS-13E. Впрочем, для перспективных истребителей J-20 этого двигателя уже недостаточно. Летает на российском...

Сегодня в Китае ведутся работы над WS-15, однако, насколько известно, добиться от него стабильности пока не удалось. Что поделаешь – создавать на должном уровне жаровые трубы и газовые турбины при всем своем упорстве тамошние товарищи пока не научились. Вот и получается, что, к примеру, единственным реальным двигателем, способным поднять в небо такие машины ВВС НОАК, как военно-транспортный борт Y-20 и дальний бомбардировщик Н-6 остается российский Д-30КП2, являющийся, по сути, разработкой советского ВПК 60-х – 70-х годов прошлого столетия. В Поднебесной задались целью создать для него достойную замену – турбовентиляторный двигатель W-20. Для этого там планируют... Да, правильно – как можно тщательнее скопировать очередное изделие американской General Electric.

По оценкам профильных экспертов, несмотря на все свои нынешние успехи в области промышленности и науки, способность демонстрировать действительно взрывной рост в этих областях, а также истинный талант в деле освоения новых технологий, китайские авиастроители пока не могут на должном уровне воспроизвести даже советские авиационные двигатели. Впрочем, учитывая те силы и средства, которые в КНР «вбрасываются» в данную отрасль, вполне возможно, что и здесь «прорыва» ждать не так уж и долго.

Александр Харалужный,
«Военное обозрение» (topwar.ru)

#вооружение #мнение #США #КНР #авиация
Tags: #КНР, #США, #авиация, #вооружение, #мнение, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments