"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Американские крылья русского происхождения

Основателями многих инновационных направлений в США в сфере инженерии, как известно, были не американцы.

Например, основателем американской космической промышленности был бывший штурмбаннфюрер СС (майор), разработчик ракет Фау-2 Вернер фон Браун, который согласился в 1945 году сотрудничать с американским правительством.

Не обошла эта тенденция и американского авиастроения, и вертолетостроения. В результате Русской Трагедии 1917-1920 –х годов Россию покинуло множество талантливых людей, которые нашли свое пристанище в различных странах, в т.ч. и в США. Было среди них и множество талантливых инженеров, изобретателей, конструкторов, которые внесли неоценимый вклад в развитие инженерии в США.

Пионером в этой области был известный русский инженер Игорь Иванович Сикорский. Его имя не слишком известно гражданам, про него в основном лишь знают, что он был конструктором первого в мире бомбардировщика в годы Первой Мировой войны - знаменитого "Ильи Муромца".

Мало кто знает, что основателем американского вертолетостроения был сам Игорь Иванович Сикорский.


Игорь Иванович Сикорский на фоне "Ильи Муромца"

В марте 1919 года, не приняв новый режим, он эмигрировал в США и поселился в районе Нью-Йорка. Первое время зарабатывал преподаванием математики, а в 1923 году основал компанию «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Компания прошла долгий и трудный путь становления. Известно, что в предприятии участвовал композитор Сергей Рахманинов, который занимал должность вице-президента. Он же спас компанию от разорения, внеся чек на 5000 долларов. Впоследствии Сикорский эти деньги вернул. Сейчас компания занимает одно из ведущих и фундаментальных положений в вертолетостроительной промышленности США.

В 30-ые годы компания успешно развивалась. До 1939 года Сикорский сконструировал 17 типов самолетов. А в 1939 году Игорь Иванович перешел на разработку новых инновационных летательных аппаратов - вертолетов.

Первый экспериментальный вертолет, разработанный компанией - Vought-Sikorsky 300, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. При этом это был не первый вертолет Сикорского. Номер 300 в названии зафиксировал третий построенный Сикорским вертолёт, с учётом двух, построенных в Киеве, а сам вертолет был, по сути, модернизированным вариантом его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года. Этот вертолет был выпущен в одном экземпляре, но это было лишь начало.


Vought-Sikorsky 300

В 1942 году совершил первый полет Sikorsky R-4 Hoverfly - первый серийный вертолет в мире. С 1943 года началась эксплуатация этого вертолета в армии США и Великобритании, а в 1944 году произошло его первое боевое применение американской армией в Бирме, Китае и на островах Тихого океана для эвакуации раненых солдат, сбитых летчиков, снабжения окруженных частей, корректировки огня артиллерии. Как можно заметить, сфера боевого применения вертолета достаточно широка. Вооруженные силы Великобритании использовали его для поиска подводных лодок и обслуживания королевской семьи. Всего было выпущено 131 единиц этого вертолета.


Sikorsky R-4 Hoverfly

В 1957 году Игорь Иванович Сикорский ушел на пенсию. Но дело его продолжает развиваться и сейчас. Одним из последних стал сконструированный в 2015 году разведывательный вертолет Sikorsky S-97 Raider.

Стоит отметить, что Игорь Иванович до конца своих дней оставался русским патриотом и монархистом. В эмиграции он возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием, принимал участие в деятельности монархического движения. В 1920-е — 1930-е годы входил в Государево Совещание, организованное Кириллом Владимировичем, а также состоял в Русском национальном союзе в Америке. На его средства была построена Николаевская церковь в городе Стратфорд штата Коннектикут, прихожанином которой он был до конца своих дней.

Наконец, стоит сказать, что советское вертолетостроение стало массово развиваться на порядок позже, только с 1950-х годов.

Но Игорь Иванович Сикорский был не единственным русским человеком, внесшим неоценимый вклад в развитие инженерии в США. Русская Трагедия 1917-1923 годов выдворила за исторические пределы много талантливых и одаренных людей, которые вовсе не собирались оставаться не у дел.

Александр Николаевич Прокофьев-Северский, мичман авиации Балтийского флота, герой Первой Мировой войны (в 57 воздушных боях одержал 13 побед), Кавалер Ордена Святого Георгия 4 степени и обладатель Золотого оружия, летавший без правой ноги. Еще до революции он много сделал для развития морской авиации России на Балтике (с 1916 года занимался наблюдением за постройкой и испытанием гидросамолетов).


Александр Николаевич Прокофьев-Северский

Как и большинство Русских Офицеров, он не принял новой власти и в 1918 году под предлогом болезни выехал через Владивосток в США. В этом же году произошла знаковая встреча Александра Николаевича с генералом Билли Митчеллом - горячим сторонником развития бомбардировочной авиации. Прокофьев - Северский поделился с ним своими соображениями по техническому усовершенствованию самолётов. Идеи летчика заинтересовали генерала, и осенью 1918 года ему предложил место инженера-консультанта при Военном министерстве в Вашингтоне. В 1928 году ему было присвоено звание майора ВВС США в запасе.

В 1922 году Александр Николаевич основал фирму «Seversky Aero Corp». К работе в фирме Прокофьев-Северский активно привлекал инженеров-эмигрантов. Было разработано несколько технических новинок, но в годы Великой депрессии компания разорилась.

Возрождение фирмы не заставило себя долго ждать. В феврале 1931 года Прокофьев-Северский основал новую фирму «Seversky Aircraft Corp.», где являлся одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем. Главным инженером стал его земляк, талантливый грузинский авиаконструктор Александр Картвели.

В 1939 году Александра Николаевича без его ведома и в его отсутствие сняли с поста президента, а саму фирму преобразовали и переименовали в Republic Aviation Company.

Впоследствии эта компания разработала один из известнейших истребителей-бомбардировщиков Второй Мировой войны P-47 Thunderbolt, а также Republic A-10 Thunderbolt II, который используется и по сей день.


P-47 Thunderbolt


Republic A-10 Thunderbolt II

Еще одним пионером в сфере вертолетостроения США был Георгий Александрович Ботезат. В мае 1918 года он покинул Россию и эмигрировал в США. Работал экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике. В 1921 году Конгресс выделил ему огромную по тем временам сумму денег в 200 000 долларов на постройку экспериментального вертолёта и зарплату в 10 000 долларов в год.


Георгий Александрович Ботезат

В 1922 году он построил четырехвинтовой вертолет с двигателем мощностью в 170 л.с., способный нести трех пассажиров. До 1923 года этот вертолет совершил более 100 полетов, но правительство воздержалось от дальнейшего финансирования работ по вертолетам, считая их серийное производство преждевременным.


Четырехвинтовой вертолет Ботезата

Позже Ботезат основал фирму по производству мощных вентиляторов, поставлявшихся на военно-морской флот США, и только в 1936 году вернулся к экспериментам с вертолётами, основав фирму «Helicopter Corporation of America». Однако особых успехов в этой области он не добился.


Разработки Георгия Александровича Ботезата

В крупнейшей авиационной компании США того времени Curtiss-Wright работал специалист по аэродинамике и конструктор Майкл Грегор, настоящее имя которого - Михаил Леонтьевич Григорашвили.


Михаил Леонтьевич Григорашвили

В годы Первой мировой войны Григорашвили работал на заводе Щетинина, а затем главным инженером на мебельной фабрике «Мельцер», где воздушные винты собственной системы «Г» были испытаны на самолётах российского Военно-воздушного флота. Винты по своим характеристикам были лучше новейших зарубежных образцов, а также изготавливались из более широкой номенклатуры типичных для России сортов древесины. Их крупносерийное производство было развёрнуто на заводе «Мельцер», который стал к началу 1917 г. ведущим предприятием промышленности по выпуску воздушных винтов — в частности, осенью 1916 года был получен заказ на 3000 винтов от Министерства обороны. Во многом благодаря Григорашвили российская авиация в Первой мировой войне не испытывала недостатка в этом виде продукции.

После установления советской власти в Грузии Михаил Леонтьевич был вынужден эмигрировать в США. В 1921 году поступил на работу конструктором на авиационном заводе «Гэллендет Эркрафт» в штате Род-Айленд, но вскоре переехал в один из центров американской авиации Дейтон на предприятие «Дейтон-Райт». В 1923 году Михаил Леонтьевич Григорашвили стал конструктором на крупнейшей в Америке авиационной фирме «Кёртис-Райт», где принимал участие, в основном, в конструировании ряда скоростных боевых самолётов, а также пассажирских, почтовых и гоночных образцов.

В 20-е годы Михаил Леонтьевич основал не менее двух авиастроительных компаний.

В 1936 году по приглашению он переехал в Канаду, где стал один из основателей канадской авиастроительной промышленности.

Список инженеров, покинувших из-за революции Россию, можно перечислять бесконечно.

Владимир Клыков, участвовавший в разработке транспортного самолета Douglas DC-3, который в СССР выпускался по лицензии под маркировкой Ли-2.

Янис Аккерман, который разрабатывал крылья для всех Boeing "B" (знаменитых «Крепостей», прежде всего 17 и 29).

И так далее. Можно смело утверждать, что благодаря большевикам Россия лишилась в том числе и инженерно-технической базы. Лучшие умы, инженеры, изобретатели. Примечательно, что эти люди были причастны и к созданию самолетов, поставлявшихся по Ленд-Лизу в СССР. Самолеты этих людей выиграли Вторую Мировую войну. Что бы ни утверждали поклонники СССР и Сталина, но факт остается фактом - красные ВВС были разгромлены в первые месяцы войны. И восполнить эти потери помогли лишь поставки по Ленд-лизу.

Россия лишилась национальной инженерно-технической школы, что является невосполнимой потерей, отголоски которой ощущаются и в наше время.

Роман Норов

#история #инженерия #авиастроение #вертолетостроение #США
Tags: #США, #авиастроение, #вертолетостроение, #инженерия, #история, Государство Российское, Информация к размышлению и обсуждению, История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments