"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Сказка, в которой мы не замечаем главной странности



Мы все, решительно все, знаем это с детства: направо пойдёшь, налево пойдёшь... Художник Васнецов тоже знал это с детства, хотя его детство далеко отстоит от нашего.

Сказка. Вечное и древнее.

Но в этой сказке есть одна странность.

Вспомним - сказки сочиняет и хранит народ, простой народ. Сказка это УНТ - устное народное творчество, оно анонимно, не потому, что автор неизвестен, а потому, что прежде, чем сказка примет окончательную форму, каждый новый сказитель добавит что-то от себя. Авторские сказки появились довольно поздно. Еще когда Пушкин написал "Руслана и Людмилу" некий почтенный профессор Глаголев клокотал от гнева: что за моветон? Куда катится наша литература? Пристало ли образованному человеку рифмовать глупости, услышанные в детстве от няньки? (Да, образ Арины Родионовны на этом месте приобретает большее значение, чем нам казалось).


А вдруг этот канальский Глаголев прав?! Вот не буду больше писать!!

Народное и купное творчество. Значит - в нем должно быть всё из народной жизни. Ничего необычного, необычное отсеется в пересказе.

Разве что - уж очень крепко сидит.

Так вот необычное, загадка, в сказке для нас есть, только мы ее не видим, ибо мерим по себе.

Камень предупреждает. Но - кого или - как? (Годится любой вопрос). На нем начертана надпись.

Минуточку. Сказка пришла из устного творчества. Ее пересказывают друг дружке неграмотные крестьяне. В XIX веке, конечно, стремительно развивалось народное образование, но сказка-то несомненно намного старее. Она вроде как должна уходить корнями в те времена, когда неграмотен не только крестьянин-сказитель, но, извините, и сам витязь.

Алёша, допустим, прочтёт. Он Попович, его отец на горох ставил, чтоб зады затолмил, хотел по своей стезе наладить. Но Добрыня-то с каких пирогов грамотен? А Илья?

Так для кого начертана надпись, которую прочтет один путник из тысячи?

Трудился-выбивал, а о целесообразности не подумал?

Вот сочиняет талантливый мужичок за скирдовицей... Едет мол богатырь, а перед ним развилка да предупреждение... Мужик судит по себе, поэтому надпись не придет ему в голову. Он сочинит вещую ворону, дежурящую на камне, он самому камню велит заговорить человеческим голосом... Но мужик не может не спросить себя: если надпись, как же неграмотный-то разберется? Ой, нескладно...

Так в чем же дело? Камень с надписью некому придумать, но его придумали.

Просто корни этой сказки (как и всех сказок про наш "круглый стол" - "высокую гридницу" Владимира Красное Солнышко) уходят много глубже, чем мы думаем.

В дотатарское время, в период военного ослабления, но "информационного взрыва", начавшегося в первое же столетие после Крещения Руси.

Дело не в том, что юная дочь Великого князя держала салон, где баловались античными философами на древних языках. Дело вот в чем.



Хорошо, когда уровень элиты высок, особенно в наше время, когда пьяная "элита" ходит на четвереньках и изъясняется подзаборным языком, это кажется очень благодетельным. Но уровень социума определяется по нижнему срезу.

В Древней Руси эти записки писали холопы господину, жена мужу, работник - приятелю, девица - подружке, а мальчишка Онфим извел в школе кучу бересты на свои бессмертные каракули.

"Поклон от Марины сыну моему Григорию. Купи мне зендяницу (ткань, ЕЧ) добрую".

"Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея. если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне чтения доброго".

(Интересно, какого? "Александрию"? "Физиолог"? "Хожения в Святую Землю"?)

"Пошли ко мне Осташка-плотника".

(Кстати, береста не хуже бумаги, если уметь ее снимать правильно. Мой отец баловался. Снимал бересту так тонко, что засовывал ее вместо бумаги в пишущую машинку, сгодилось бы сейчас и для принтера. Если найду, как-нибудь сфотографирую и покажу. Я не умею).

Таким образом вывод наш прост - сказки - былины - старины - как ни назови, сочинялись во времена всеобщей грамотности. Дочек Ярослава Мудрого камень с надписью не удивлял. Каждый же прочтет.

В темные времена, после ига, такие моменты народна память попросту удержала, как камень удерживает очертание древнего папоротника. Просто удержала, без вопросов. Удержать и сочинить вещи разные. Непонятное удержать можно, а сочинить нельзя.

Кстати, когда, по общеевропейской моде, по деревням пошли странные чудаки с блокнотами в вещевых мешках - фольклористы - варианты былин про витязей они нашли (на разных диалектах) в самых разных пределах, в том числе - в местах сравнительно недавнего русского заселения. Не нашли, увы, только в Малороссии. Это косвенно подтверждает предположение, что именно в тех краях этнический состав населения сильно переменился, когда русские двинулись в земли похолоднее и подальше от кочевых.

Но это к слову.

Фотографии взяты из свободного доступа.

Елена Чудинова,
блог на «Яндекс Дзен»

#мнение #литература #история #Пушкин #фольклор
Tags: #Пушкин, #история, #литература, #мнение, #фольклор, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments