7 (20) июля 1770 года в Молдавии у реки Ларга русские войска под командованием генерал-аншефа П. Румянцева разгромили превосходящие по численности османские войска во главе с крымским ханом Каплан-Гиреем.
К началу третьего года русско-турецкой войны 1768—1774 гг. русские войска заняли оба дунайских княжества – Молдавия и Валахию – с их главными городами. Однако положение нашей армии осложнялось тем, что она была разбросана на большом пространстве, кроме того, неудачей закончилась попытка взять штурмом сильную турецкую крепость Браилов. Екатерина II в письмах командующему русским войсками генерал-аншефу П. Румянцеву высказывала чрезвычайную обеспокоенность, почему Браилов до сих пор находится в турецких руках. Румянцев же в это время стоял в Подолии на «зимних квартирах» и восполнял недостаток провианта и фуража в своем войске. Однако ситуация на театре военных действий требовала решительных мер, поэтому 23 апреля (6 мая) 1770 года Румянцев выступил в поход по направлению к Хотину, где 15 (28) мая переправился через Дунай. Командующий писал в своих донесениях: «Здешний климат попеременно то дождями обильными, то зноем чрезмерным нас тяготит, ибо в ясные дни при самом почти солнечном всходе уже жар величайший нарастает, которого на походе солдаты, паче из новобранных рекрут, снести не могут, а ночи, напротив, холодом не похожи на летние». Кроме того, в Молдавии в то время свирепствовала эпидемия чумы, вследствие чего Румянцеву пришлось идти малонаселенными территориями, что увеличивало длительность похода.
В начале июля 40-тысячная русская армия встретилась с большим турецко-татарским войском при впадении реки Ларги в Прут. По самым приблизительным подсчетам, неприятельская армия насчитывала около 80 тысяч солдат. Турецкий лагерь был расположен за Ларгой на возвышенном плато и занимал выгодную для обороны местность. С севера позицию прикрывала непроходимая вброд река Ларга, с запада – реки Балаш и Прут, с юга и юго-востока – река Бабикул. С северо-востока и востока позиция не имела естественных препятствий и была уязвимой. Турки учли преимущества и недостатки позиции — наиболее уязвимый фланг был особо укреплен чтобы не допустить обхода позиции справа. Конница была сосредоточена за правым флангом.
Румянцев, оценив обстановку, решил нанести основной удар по правому флангу неприятеля, при этом поручив дивизии генерал-поручика П. Племянникова произвести отвлекающий маневр и затем, одновременно с фланговым ударом, перейти в атаку. Румянцев построил войска в боевой порядок в 8 км от турецкого лагеря. Скрытность обеспечивалась и соблюдением звуковой и световой маскировки. Пехота русской армии была построена в несколько каре численностью 2-4 тыс. человек каждое. Конница разместилась между каре, а также позади их и на флангах. Артиллерия была передана дивизиям, часть ее выделялась в резерв. Нельзя не отметить и тактическое новаторство русского полководца – Румянцев отказался от построения войск в общеармейское каре, которое было громоздким и больше подходило для оборонительных действий. Генерал построил свои войска в дивизионные каре – более мобильные и наделенные достаточным количеством артиллерии.
В ночь на 7 (20) июля русские войска двинулись в наступление, переправившись через Ларгу. В первой линии находились три каре под командованием генералов Репнина, Потемкина и Баура, во второй линии двигалось каре под началом П. Румянцева, третью линию составляла тяжелая конница. Легкая конница находилась за левым флангом каре первой линии. Артиллерия передвигалась в интервалах между каре первой линии. Наступление русских с правого фланга стало полной неожиданностью для турок – они в спешном порядке начали перебрасывать свои войска и артиллерию с фронта на атакованный фланг. Это было использовано дивизией Племянникова, которая незамедлительно перешла в атаку. Попытка татарской конницы контратаковать вдоль долины реки Бабикул не имела успеха. Выдвинутые к долине артиллерийская бригада и русская кавалерия, а также егерские батальоны сосредоточенным огнем смели конницу противника. Тем временем Румянцев ввел в атаку вторую линию боевого порядка – неприятель не выдержал удара и побежал. Потери турецко-татарского войска составили около тысячи человек убитыми, русские потери составили 91 человек убитыми и ранеными.
Спустя несколько дней при Кагуле русские войска нанесли османской армии сокрушительное поражение. Это победа своим масштабом несколько затмила успех при Ларге. Тем не менее, сражение при Ларге знаменательно тем, что показало преимущество новых тактических приемов. Полководческий гений П. Румянцева в полной мере проявился в боевом построении войск, применении рассыпного строя егерей и более упрощенной системе развертывания войск. Таким образом, тактическая гибкость и умелое руководство войсками оказалось сильнее численного превосходства противника.
Николай Сычев,
Общество "Двуглавый Орел"
#историяРоссии #Русскаяармия #русскотурецкаявойна