"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Империя это всегда благо: роль государствообразующего русского народа



Многое из того, что внесли в текст Конституции РФ, уже давно существовало в текстах конституций в наших национальных республиках. Федерация сильно отставала от национальных республик.

Государствообразующая роль русских, записанная в нашу Конституцию, на общероссийском референдуме основана «на объективном признании роли русского народа в образовании российской государственности, продолжателем которой является Российская Федерация. Оно не умаляет достоинства других народов» (Из заключения Конституционного суда РФ).

В своей истории русским народом была создана величайшая мировая государственность. Собственно, каждая по-настоящему великая нация стремится построить свой мир, свою цивилизацию, свою Империю. Национальные идеалы в таком образовании развиваются до определённой универсальности, на территории которой могут свободно чувствовать себя и все другие народы. Государственнообразующая миссия, собственно, и появляется, как результат формирования в русском ареале проживания идеалов правды, имперского порядка и справедливого общежития.

Русский Мир сформировался как государственный путь между двумя крайностями: глобалистской и изоляционистской. Между всесмешением самобытных национальных организмов в глобалистском «мировом государстве» и замыканием в сугубо этнических границах и интересах. Русская Империя позволила народам, вошедшим в её состав, сохранить своё национальное лицо, свою самобытную жизнь и одновременно участвовать совместно с русским народом в великих исторических событиях мировой истории.

Русская Империя — как высшее состояние государства, родилась из иерархии русских союзов (семьи, рода, сословия), а в дальнейшем, перерастая свои национальные границы, создала великий проект государственного и культурного объединения для внешних народов. В состав Русской Империи входили как те территории и народы, которые завоевывались (либо для достижения «естественных геополитических границ», либо для обуздания «неспокойных соседей»), так и те, которые добровольно принимали идеал человеческого общества, которым жила сама Россия.

Совершенно очевидно, что каждое государство наделено особым национальным духом, и в Империи этот «дух нации» получает выход на мировую арену как главное действующее лицо человеческой истории.

Национальная политика России

Роль национальной политики в Российской Империи во многом выполняли те религиозные установки, которые культивировались в государственных установлениях. Но были и определённые положения, которые могли быть названы и национальной политикой.

Обычно народ, попадавший в лоно Российской Империи, оказывался в ситуации, когда с ним заключали договор о дальнейшем совместном проживании. Если это было добровольное присоединение, то, как правило, элита кооптировалась в общероссийскую, а населению сохранялись те привилегии, которые у него были и до присоединения. Если же имело место завоевание, то здесь Государь определял, какое будет дальнейшее административное и прочее устройство. Обычно, и в этих случаях на завоёванных территориях сохранялись местные законы и традиции верований и быта. В дальнейшем, если лояльность к Империи и императорской власти сохранялась, то привилегии могли увеличиваться, но если (как в случае с поляками) по присоединении происходили постоянные восстания, то начинался обратный процесс.

Как правило, продвижение по службе, поступление на учёбу и прочее также не зависело от национальности.

Такая мягкая внутренняя политика, не встревающая поминутно в размеренную жизнь наций никакими всероссийскими политическими потрясениями-перестройками-реформами, давала возможность самим людям устраиваться так, как им удобнее, и способствовала количественному росту подданных Российской Империи.

«Ничьи интересы, — обоснованно утверждал профессор В.Д. Катков, — не связаны так неразрывно с интересами всего народа, никто так недоступен подкупам, никто не имеет больше средств знать то, что нужно для управления государством, как Государь… Счастье народа — Его счастье, горе страны — Его горе. Его действия и распоряжения, при исключительном Его положении, никаких других целей, кроме охраны народных интересов, иметь не могут».

Охрана Самодержавием интересов народных давала свои результаты в демографическом росте, как русского, так и других народов, населявших Российскую Империю.

Династия Романовых в течение трёхсот лет смогла обеспечить спокойствие своим подданным. Все враги, за исключением Наполеона, не вторгались вглубь страны и не ставили жизнь страны на грань выживания. Эти достигнутые Государями благоприятные обстоятельства давали возможность их подданным чувствовать себя спокойно.

Восемьдесят процентов населения Российской Империи в 1913 г. было православным. Демографическая ситуация в Империи достигла максимума не только за всю свою историю, но, пожалуй, и за мировую. Население России в XVIII и XIX столетиях увеличивалось в 3,5 раза за столетие.

Эти темпы были сохранены и в начале XX столетия. Ежегодный прирост населения в 1897–1901 гг. составлял 1,7%, в 1902–1906 гг. — 1,68%, в 1907–1911 гг. — 1,65%. В общих цифрах это ежегодный прирост более чем на 2,2–2,8 млн новорождённых.

Тюркские народы

Ещё со времён формирования политического единства Московского государства к нему стали присоединяться многие поволжские народы.

Старая Москва строила своё государство основательно и прочно. Государственные люди и ученые книжники Москвы не отличались внешним, часто пустым европейским блеском, но были олицетворением здравого национального смысла и государственной целесообразности.

Все, что хоть раз побывало в московских руках, считалось уже навсегда русским, и вернуть его пытались с удвоенной силой, даже если неоднократно теряли вследствие многочисленных войн.

Сегодня немало говорится о военном присоединении Казанского ханства к Москве в 1552 году. Но это лишь полуправда. Множество татар присоединилось к Москве вполне мирно, перейдя на русскую службу. Так, например, сын казанского хана Улу-Мухаммеда, Касым стал основателем Касимовского ханства, представители которого несколько веков верно служили Московским государям.

Бесконечные войны между казанскими кланами (большинство ханов выросло вне Казани и опиралось на внешние силы) и работорговля привели к покорению Казани царём Иоанном Грозным, в войске которого было большое количество татар.

Последующая история татар внутри русского государства позволила им достичь численности в 5,5 млн. В Казани была открыта первая провинциальная гимназия Империи (1758). Императорский Казанский университет стал третьим университетом России, открытым в 1804 году. Вместо арабского алфавита татарская письменность развивалась на основе кириллицы.

Особую роль, особенно в военной истории России сыграли башкиры. Ногайские мурзы и сибирские правители доставляли много неприятностей башкирским племенам, пока те не вступили в московское подданство.

Царское правительство гарантировало соблюдение вотчинного права башкир, свободу вероисповедания, сохранение местного самоуправления и общую государственную безопасность. Башкиры же несли воинскую службу как военно-служилое сословие, наподобие казаков, участвуя во всех крупных войнах.

В 1788 г. было утверждено духовное магометанское Собрание в Уфе, которое ведало всеми мусульманами на востоке страны.

В сфере образования в 1909 году был открыт Уфимский учительский институт, который затем стал Башкирским государственным университетом.

Другой тюркский народ — чуваши в составе Российской Империи перешли из язычества в Православие, составив с русским народом не только государственное единство, но ещё и духовное. Столица сегодняшней Чувашской республики — Чебоксары, была основана русскими ещё в 1469 году.

Финно-пермская группа

Совершенно особую роль в жизни финно-угорских народов вошедших в состав России, сыграло русское Православие. Мордва, марийцы, удмурты, коми, карелы духовно присоединились к мировому христианству через Русскую Православную Церковь.

Начало взаимоотношений мордвы и русского народа относятся ещё ко временам Киевской Руси. Мордва вошла в состав Русского государства уже в XIV столетии. Современная столица Республики Мордовия была основана в 1641 году. Далее письменность у мокшанского и ярзянского языков в XVIII веке была разработана на основе кириллицы. В жизни мордвы распространился даже русский крестьянский уклад.

Марийцы как национальная общность вошли в состав русского государства после разгрома Казанского ханства. Сегодняшняя столица Йошкар-Ола (Царёвококшайск) была основана как русский город-крепость в 1584 году. При Петре I марийцы стали призываться в русскую армию и защищали вместе с русскими общее государство. Примерно тогда же стала развиваться марийская письменность на основе кириллицы. Первая грамматика марийского языка появилась в 1775 году.

Удмурты частью присоединились к Русскому государству до разгрома Казанского ханства, а частью уже после этого события. В первой половине XVIII века, после 1731 года, когда была учреждена комиссия новокрещенских дел — удмурты массово приняли Православие. Ижевск, столица сегодняшней Удмуртской республики, был основан в 1760 году как железоделательный, а затем и как оружейный центр Империи.

Калмыки и буряты

К России были присоединены и монгольские народы, исповедующие в своём большинстве буддизм. Калмыки ещё в 1608–1609 годах впервые принесли присягу на подданство русскому царю. Они были верными соратниками России и защищали южные рубежи России. Для буддистов-калмыков, называвшихся ламаитами, в 1828 г. была дарована жалованная грамота на свободное отправление ламайского учения. Высшее лицо избирался и определялся Высочайшим указом. Само управление по делам веры было разделено между Астраханским губернатором, главным приставом инородцев Ставропольской губернии и самим ламой.

Столица современной республики Калмыкия — Элиста была основана русским крепостным крестьянином Кийковым (1865 г.).

При присоединении Россией территорий вокруг Байкала в ареал русского государства попали монгольские племена, которые сформировали со временем единую общность — бурятский народ. Ещё до заключения Буринского договора 1727 года, забайкальские буряты несли караульную службу по охране границы между Китаем и Россией.

Далее в 1764 году были созданы 4 бурятских казачьих полка. А после сформирования в 1851 году Забайкальского казачьего войска в его состав вошли три конных полка и три пеших бригады, среди которых были 5-й и 6-й бурятские полки.

В области образования в 1833 году была открыта Русско-монгольская войсковая школа, в которой учились дети казаков-бурят. Современная столица Улан-Уде (город с 1775 Верхнеудинск) был основан в 1666 году казаками, как зимовье Удинское.

Народы Кавказа

Контакты Русского государства с кавказскими народами начались ещё со времен Мстислава Храброго, князя Тмутараканского, в конце X столетия. Он удачно воевал с хазарами, аланами, косогами. После преодоления татарского ига Московское государство продолжило с XVI столетия общение с кавказскими народами. Какие-то народы входили в состав России добровольно, какие-то принуждались к миру русской силой.

В Российской Империи были разные мусульманские сообщества, и поэтому русская власть организовала несколько духовных мусульманских управлений. Позже других (в 1872 г.) было издано Положение об управлении духовными делами магометан Закавказского края, которые ранее подчинялись Оренбургскому и Таврическому правлениям.

«Магометанское духовенство, — писал профессор И.С. Бердников, — назначается по выбору магометанского общества и по утверждению государственной власти. Муфтий назначается Высочайшим указом, кадии назначаются с утверждения Сената, а приходское духовенство с утверждения губернского начальства».

В Закавказье Шейх-уль-ислам также назначался Высочайшим повелением, члены Духовного Правления — Кавказским наместничеством, а прочие духовные лица — губернатором.

В неспокойном Закавказском крае от мулл требовалось удостоверение о том, что они не состоят в антиправительственных обществах и не придерживаются запрещенных учений типа мюридизма.

Все лица, назначаемые в мусульманское духовенство, прежде приводились к присяге на верность Императору.

«Мусульманские духовные лица, — указывал профессор И.С. Бердников, — подчинены единственно властям, установленным русским правительством. Им воспрещается, без особого дозволения главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, обращаться к иностранным духовным или иным властям за какими-либо наставлениями и разъяснениями».

Русская государственная власть заботилась о распространении образования. Воюя с Турцией и Ираном, со своими геополитическими соперниками, Российская Империя способствовала безопасности и росту благосостояния кавказских народов, которые под сенью дружественных штыков пользовались всеми привилегиями мирного существования.

Территориальное расширение страны вобрало с состав Империи множество новых кавказских народностей и племён, которые часто не успевали проходить той бытовой и культурной спайки, которую претерпевали народы, попавшие в более структурированный национальный организм Московского государства. Здесь интересно заметить, что развал СССР оставил в ареале Российской Федерации практически все народы, присоединённые ещё в Московские времена, и совсем немногих, вошедших уже в Петербургский период. Москва значительно более умело и глубоко соединяла со своей государственностью покорённые народы, чем это делал Петербург и тем более СССР.

Большая Россия, даже расширяясь, всегда несла народам мир, благоденствие и замирение межнациональных противостояний. Империя это всегда благо.

М. Смолин,
Общество "Двуглавый Орел"


#история_России #Империя #национальнаяполитика #национальныйвопрос #экспансия #сепаратизм
Tags: #Империя, #история_России, #национальнаяполитика, #национальныйвопрос, #сепаратизм, #экспансия, Государство Российское, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments