"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Неполноценные авианосцы не подходят для российского флота (Часть 1)


В краткосрочной перспективе альтернативы "Кузнецову" нет

Исследование того, что реально могут лёгкие авианосцы и самолёты с коротким/вертикальным взлётом и посадкой, того, насколько они оказываются в итоге дешевле для обществ, которые уже имеют хоть какие-то авианосные силы и палубную (в отечественной терминологии – корабельную) авиацию, и того, насколько десантный корабль со сквозной полётной палубой может заменить собой авианосец (хотя бы лёгкий и неполноценный), было нужно не само по себе. Оно было нужно для оценки того, в какую сторону в части развития авианосных сил идёт отечественный флот, и в какую сторону (другую) его сейчас пытаются подтолкнуть. И надо сказать, что тут не всё просто.

Варианты для России

Согласно «Основам государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», утверждённым указом президента №327 от 20 июля 2017 г., в России планируется создание морского авианесущего комплекса.

Что это за комплекс, вопрос пока открытый. ВМФ хочет большой авианосец, и ВМФ в этом прав. Возможно, что где-то уже сформулировано тактико-техническое задание на такой корабль или проект ТТЗ. Однако есть нюансы.

Практика военно-морского строительства последних лет в России показывает, что нередко научно обоснованные решения или хотя бы просто уже запущенные и практически исполнимые проекты просто рушатся личной волей отдельных деятелей, достаточно влиятельных, чтобы опрокинуть нормальный порядок принятия решений «пинком», противопоставив установленному порядку личную некомпетентность, обусловленную должностью власть и коррупционный интерес одновременно. Так появился проект 20386, уничтоживший возможность в разумные сроки обновить отечественные противолодочные силы, так появился проект 22160, который флот сейчас просто не знает, куда приткнуть, и это бесполезное судно (именно так) в итоге просто дефилирует от одной базы к другой.

Может ли что-то такое произойти с будущими авианосными силами? Увы, да.

Две новости для размышления.

Первая уже фигурировала в самой первой статье по теме: «По утверждению вице-премьера Ю. Борисова, в России ведётся разработка самолёта вертикального взлёта и осадки».

Вторая: 2 декабря 2019 года президент Путин на совещании по проблемам военного кораблестроения заявил:

«В ближайшие годы необходимо активно наращивать боевые возможности флота. Во многом это зависит от планового поступления в боевой состав ВМФ фрегатов и подводных лодок, разработанных под применение гиперзвуковых ракет «Циркон»… а также эсминцев и десантных кораблей».

Надо сказать, что при всём уважении к личности В.В. Путина невозможно не заметить, что достижение господства на море и в воздухе является необходимым условием для использования десантных кораблей и десанта как такового. А этого вне боевого радиуса базовой авиации можно добиться только с помощью авиации корабельной. Впрочем, «Основы», согласно которым у нас должны всё-таки появиться авианесущие корабли, утвердил он же.

Тем не менее, у лиц "несколькими уровнями ниже" может быть свой интерес.

Автору ещё до пожара на авианосце «Адмирал Кузнецов» намекали, что из ремонта тот может и не выйти. Более того, в показаниях людей, выживших при затоплении плавдока ПД-50, фигурирует такая интересная вещь, как «сильный толчок», который люди на плавдоке почувствовали перед началом его затопления.

Потом произошедший «на ровном месте» пожар. Это какая-то странная цепочка совпадений, нас как будто куда-то подталкивают.

У англичан тоже был похожий пожар, на АВ «Викториес», вполне умеренный по последствиям, но после него правительство Гарольда Уилсона, жаждавшего, похоже, превратить третью по мощи и влиянию страну в мире в ручную собачку американцев, списало этот авианосец, хотя он ещё мог бы послужить. Не завёлся ли у нас где-то свой «Уилсон», пусть даже на невысокой должности?

Зайдём с другой стороны. В 2005 году рядом специалистов ГОСНИИ АС была написана книга «Авиация ВМФ России и научно-технический прогресс. Концепции создания, пути развития, методология исследований». В этой работе, насыщенной как интересными фактами, так и любопытным матаппаратом, содержится одно занимательное утверждение. Авторы указывают, что каждый раз, когда в СССР активизировались научно-исследовательские работы по авианосной тематике, на Западе в специализированной прессе появлялся просто вал публикаций, расписывающих в красках то, какими замечательными являются лёгкие авианосцы, как много они дают тем странам, которые в них вкладываются, и что это, вообще говоря, будущий магистральный путь развития авианосных сил.

На выходе, правда, появлялись «Нимитцы», потом «Форды» и в самом худшем случае «Шарль де Голль» и «Куин Элизабет».

Факт того, что в России существует лобби, хоть и слабое (и скрытое), озадаченное вопросами лишения нашей страны хоть каких-то значимых авианосных сил, для многих окажется неочевидным, но оно есть, и информационная поддержка идее «а давайте спишем «Кузнецова» и вместо него построим пару УДК с «вертикалками» тоже есть – иначе она просто не смогла бы так широко распространиться.

Приведём банальный пример другой идеи, которая распространялась такими же методами.

Есть мнение, и у этого мнения масса сторонников, что атомные подлодки, вооружённые ПКР (ПЛАРК), — это такое сверхоружие, которое способно буквально вымести с лица Мирового океана любое количество авианосных групп. Апологеты этой идеи думают, что они сами до этого дошли, или же апеллируют ко временам С.Г. Горшкова, когда такие подлодки «прописались» в ВМФ.

На самом же деле в советском флоте эти корабли были частью очень сложной системы, от которой на сегодня почти ничего не осталось, а концепцию «ПЛАРК как сверхоружие» очень грамотно вбросил в нестойкое сознание отечественных патриотов вполне конкретный русскоязычный житель города Сиэтла, никогда гражданином России не являвшийся, на рубеже 2000-х и 2010-х годов. При этом человек вполне себе работает в американском авиапроме и имеет хорошие связи в ВМС США. Зачем он это сделал, до сих пор является открытым вопросом. Пальцем тыкать не будем, просто, если вы являетесь сторонником этой идеи, то имейте в виду, что на самом деле она не ваша.

Вполне возможно так же точно отследить источник набора идей «зачем нам авианосец, ведь можно посадить десяток СВВП на десантный корабль, вот вам и авианосец», если задаться целью. Такие идеи так просто не возникают.

Таким образом, мы имеем комплекс из следующих событий:

— откуда-то в массовое сознание массово пробралась идея использовать десантные корабли вместо авианосцев и самолёты вертикального/короткого взлёта и вертикальной посадки вместо нормальных;

— похоже, какая-то такая же идея была вброшена на самый верх, во всяком случае, Ю. Борисов утверждает, что создание СКВВП ведётся «по поручению президента»;

— единственный авианосец и инфраструктуру для его ремонта преследует последовательность аварий и катастроф, которые местами выглядят несколько странно и заставляют задуматься о саботаже;

— президентом озвучено то, что основой морской мощи России будут эсминцы и десантные корабли.

Все эти факторы, вместе взятые, говорят о том, что искажение пути развития отечественных авианосных сил и повторение нашей страной британских ошибок вполне реально. И тот факт, что Россию как будто бы толкают по британскому варианту, тоже во многом показателен.

Пока известно то, что «разработка» СКВВП толком на самом деле и не идёт: это не опытно-конструкторская разработка (ОКР), итогом которой должен стать реальный самолёт. Это научно-исследовательская работа – НИР, и до ОКР там ещё очень далеко. И флот, и ВКС отбрехиваются от этого самолёта как только могут, и причины этого вполне очевидны, ведь он будет настолько же хуже отечественных самолётов с нормальными взлётом и посадкой, насколько «Си Харриер» был хуже «Фантома» для британских ВМС. Остаётся только пожелать успеха морякам и лётчикам в срыве этого начинания, от этого проекта действительно не будет никакой пользы.

А ещё стоит добить идею о полезности гипотетической отечественной «вертикалки» окончательно.

Вертикальная тяга против горизонтальной скорости

Нужно понимать, что денег не хватает никогда, и, направляя финансирование на один проект невозможно не урезать финансирование другому проекту. Направляя деньги на СКВВП, надо понимать, откуда они будут взяты. И быть уверенным, что это будет оправданно. А ещё надо понимать фактор времени.

Сколько денег и времени уйдёт на создание гипотетического отечественного СКВВП? Пока ушло два года. Уже. И какие-то деньги тоже. По счастью, у нас есть возможность дать прогноз, ориентируясь, во-первых на то, сколько в современной России создаются такие самолёты, а, во-вторых, на то, сколько времени уходило на их создание раньше.

Самой близкой по сложности к гипотетическому СКВВП является программа ПАК ФА/Су-57. Кратко пробежимся по ней. Сначала о времени.

Создание истребителя пятого поколения стартовало в 1986 году. Сейчас 2020-й, и самолёт всё ещё не готов – нет штатного двигателя, есть вопросы по РЛС с АФАР. Всё это тоже будет решено, но не сегодня, а в течение нескольких лет. Если предположить, что в 2024 году мы будем иметь в серии истребитель с двигателем второго этапа и более-менее локализованной серийной РЛС Н036, то можно будет сказать, что за 38 лет задача по созданию самолёта нового поколения была выполнена.

Кратко пробежимся по этапам: МиГ 1.42 и 1.44, проекты ОКБ Сухого С-37 и позже С-47 «Беркут», работы ОКБ им. Люльки над двигателями, которые породили АЛ-41Ф, вместе с никогда не построенными микояновским ЛФИ и С-54 от «Сухого» составили необходимый для проектирования и постройки истребителя научно-технический задел. В начале 2000-х стартовали те ОКР, которые в итоге породили Су-57 и скоро породят его штатные двигатель и радар. Без предшествующего массива работ по экспериментальным боевым самолётам и двигателям для них, программа ПАК ФА не стартовала бы.



Cтоимость этих двух самолётов по справедливости надо добавлять к программе ПАК ФА

Таким образом, для создания принципиально новой машины нашей стране нужно 35-40 лет.

А если считать от момента старта программы ПАК ФА, без учёта временных затрат на предшествующий задел, то отсчёт надо вести от 2001 года. То есть это на сегодня 19 лет, а на наш гипотетический 2024 год – 23.

Но, может быть, есть возможность как-то решить вопрос более быстро? Посмотрим на то, как эти вопросы решались раньше.

Итак, нашим первым серийным вертикально взлетающим штурмовиком, который был по-настоящему боеспособен, был Як-38М 1984-го года. Малоизвестный факт – по своим качествам в ударных операциях эта машина превосходила «Харриеры» и уступила первое место среди «вертикалок» только в 1987 году, с появлением «Харриера II».


Вариант "М" и "чистый" Як-38 многие считают одним и тем же самолётом, а это было далеко не так. На фото характерный для последних серийных Як-38М вариант окраски

Конечно, по своим лётно-техническим характеристикам «Як» сильно уступал нормальным самолётам, но это было абсолютно неизбежно, «Харриер» тоже был хуже «Фантомов», а F-35B существенно хуже, чем F-35C.

Сколько времени понадобилось ОКБ Яковлева, ВМФ и в целом СССР, чтобы наконец-то создать нормальный боевой СВВП? Смотрим по этапам:

1960-1967 годы: проект Як-36, мертворожденный демонстратор возможности вертикального взлёта, оказавший, однако, фатальное для морской авиации и флота влияние на мозг Д.Ф. Устинова.

1967-1984: эпопея с первой серийной «вертикалкой» — Як-36М/38. Эту машину создавали три года, потом семь лет она шла к серии, после вступления в строй оказалось, что самолёты небоеспособны, их пришлось сначала переделывать, иногда прямо на кораблях, это не помогло, в 1980 их отправили на войну в Афганистан, где наконец-то удалось подобрать оптимальные настройки двигателей и сопел при взлёте. После этого самолёты быстро достигли предела своей боеспособности и показали, что воевать на них не получится, после чего и была создана следующая модификация, которая и стала более-менее боеспособной.

Итого: 24 года до первого серийного доведённого штурмовика. А что Як-41? Ему помешал распад СССР, но до распада СССР этой машиной занимались с 1974 года (первые рисунки начали рисовать ещё раньше). Таким образом, от политического решения о создании самолёта до начала его испытаний прошло 17 лет – и всё это было до распада СССР. Потом американцы проплатили ещё несколько лет испытаний и постройку ещё двух прототипов, и даже этого не хватило, чтобы хотя бы подойти к реальным возможностям этой машины. На сегодня осталась документация и один образец, пригодный как пособие. Его и таскают сейчас по цехам и лабораториям в рамках идущей НИР.

Таким образом, в СССР сроки создания боевой авиатехники были не сильно меньше. Но может это мы, русские, такие сиволапые, и нам надо научиться чему-то на Западе? Тоже нет. У «Харриера» (если считать с «Кестрелом», который неотделим от конечной машины) путь от рисунка до вступления в строй занял 12 лет с 1957 (начало работ по «Кестрелу») по 1969 (первые серийные «Харриеры» в ВВС). При этом у этого самолёта было БРЭО на уровне каменного века, и в дальнейшем пришлось разрабатывать его морскую модификацию, что тоже стоило времени и денег. Займись британцы «Кестрелом» изначально как морским самолётом, в 12 лет они не уложились бы.


Герой Фолкленд начинал в эпоху чёрно-белого фото

Более свежим примером является американская программа Joint Strike Fighter, породившая F-35. Она началась в далёком уже 1993 году, причём у неё были предшествующие исследования. Только спустя 13 лет в качестве победителя в конкурсе был выбран F-35, но только в 2015 году первое подразделение ВВС на этих машинах достигло боеготовности, а первые СКВВП F-35B достигли боеготовности только в 2018 году.

Таковы сегодня реальные сроки создания новых самолётов.

Сколько это стоит в деньгах? Оставим Америку и сосредоточимся на наших финансовых реалиях. Пока известно, что на Су-57 было истрачено около 60 миллиардов рублей. Но, во-первых, в этой сумме нет ни копейки из периода 1986-2001 годов, нет затрат на создание НТЗ, а ведь в нём только летающих самолётов было два, один МиГ и один Су. Во-вторых, не учтены различные сопутствующие ОКР, которые финансировались по линии Минпромторга. Сегодня, мы, видимо, с уверенностью можем сказать, что создание принципиально новой машины на имеющемся НТЗ (пусть, например, материалы по Як-41/141 и «Изделию 201» будут считаться НТЗ), может стоить около 70-80 миллиардов рублей. Если окажется что имевшийся НТЗ не достаточен (а это по факту уже так – иначе «по поручению президента» сразу же началась бы ОКР по созданию «вертикалки», а началась НИР), то сумму надо увеличивать, сроки тоже.

Скажем так – реально, если упереться как следует и вложить серьёзные ресурсы, получить готовый СКВВП к 2040 году. Естественно, речь идёт только о первом летающем прототипе.

Но ведь к тому моменту уже и пятое поколение будет устаревшим. На сегодня точно неясно, чем будет истребитель 6-го поколения, пока ряд отечественных специалистов считает, что реализовать переход на новый уровень боевых возможностей, оставаясь в рамках одной машины невозможно и речь должна идти о системе из различных пилотируемых и беспилотных аппаратов, действующих совместно. Как сюда вписать работы по новой «вертикалке» — вопрос открытый, зато тот факт, что переход на следующее поколение окажется делом не дешёвым и более важным чем «вертикалка» можно считать свершившимся.

Вывод из всего этого простой: если сейчас «свернуть с пути», на который наша страна встала в 1982 году, то есть с пути создания полноценных авианосных сил, с нормальными авианосцами и самолётами с горизонтальными взлётом и посадкой, то на создание одного только самолёта с коротким или вертикальным взлётом и вертикальной посадкой у нас уйдёт не менее 80 миллиардов рублей и не менее 20 лет времени – и это только до первых прототипов, не до серии.

А если не сворачивать? А если не сворачивать, то мы внезапно обнаруживаем, что корабельный (палубный) самолёт-истребитель у нас в серии. Речь идёт о МиГ-29К.

В нашей стране серийно производится вполне полноценный многофункциональный корабельный истребитель. На фото — МиГ-29К на палубе авианосца "Викрамадитья" ВМС Индии


В нашей стране серийно производится вполне полноценный многофункциональный корабельный истребитель. На фото — МиГ-29К на палубе авианосца "Викрамадитья" ВМС Индии

При упоминании этого самолёта кое-кто начинает морщиться, однако давайте назовём вещи своими именами – это ХОРОШИЙ самолёт. Более того, он состоит на вооружении не только в нашем флоте, но и в ВМС Индии – и не факт, что индусы не докупят ещё. И это при том, что у них и так больше МиГов, чем у нас. А ведь у них есть выбор.

В чём его минусы? Их, в основном три.

Первый – старая РЛС. Даже последний вариант БРЛС «Жук» с АФАР не до конца удовлетворяет требованиям современной войны. Вторая проблема – высокая посадочная скорость. Известно, что у наших лётчиков-палубников наблюдались даже отслоения сетчатки глаз от перегрузок при посадке. Надо сказать, что это ненормально, такого быть не должно, и не только из-за гуманизма, а ещё и из-за того, что это накладывает ограничения на предельное количество посадок в сутки для отдельного пилота и ограничивает возможности для боевой подготовки.

Последней проблемой является длительное и трудоёмкое межполётное обслуживание.

Потенциально, в будущем, если или когда пойдёт речь о создании катапультного авианосца, то нужна будет модификация с усиленной носовой частью и передней стойкой шасси, способной выдержать катапультный старт.

Что мы таким образом имеем?

Во-первых, самолёт уже есть. Нам не надо 20 лет времени и 80 миллиардов денег, чтобы его создать. Во-вторых, пример F-35C, для которого американцы разработали новое крыло для улучшения посадочных характеристик, показывает, что проблема высокой посадочной скорости решаема. Более того, американцы решили её за 4 года – именно на столько позже относительно машины для ВВС палубный вариант «С» вступил в строй.


Отличия крыльев F-35C от других вариантов самолёта

Собственно, когда модификации самолёта ограничиваются планером, то обычно они в несколько лет и укладываются – китайцы свои палубные самолёты под катапультный старт сделали примерно за те же сроки и они сейчас летают с их наземных экспериментальных катапульт.


Китайский J-15 с усиленной носовой стойкой шасси для катапультного запуска

Проблема РЛС с АФАР тоже может быть решена лет за пять-шесть, если ею заниматься: по крайней мере, в этот вопрос наконец-то начали вкладывать деньги. То есть на новом МиГе вполне может появиться и новая РЛС, причём за те же пять-шесть лет. Это всё, конечно, тоже потребует и денег и времени – но несравнимо меньше чем принципиально новый самолёт, а главное – повторимся – ждать новых самолётов не придётся, пока нет «нового МиГа» можно обходиться теми, которые есть и производятся серийно.

Трудно решаемой выглядит проблема обслуживания – но по этому параметру даже наш МиГ намного лучше чем F-35, а во-вторых, до некоторой степени остроту этой проблемы можно снизить на будущих модификациях, хотя полностью она не решится.

Таким образом, в части самолётов Россия стоит перед выбором из двух путей.

Первый: использовать серийную машину, которая стоит на вооружении флотов двух стран, один раз применялась в военных действиях, имеет двухместный учебно-боевой вариант, которая очень не плоха по любым меркам, хотя и не дотягивает до F-35C, а как только позволят финансы, делать новую модификацию, которая будет создана примерно за 5 лет.

Второй: вложить фантастические деньги в проект «вертикалки», которая с вероятностью в 100% будет иметь не лучшее БРЭО, чем другие отечественные самолёты ко времени готовности, будет отставать от Запада настолько же, насколько отстают наши обычные самолёты, и всё это ради того, чтобы за двадцать или более лет упорного труда получить самолёт, уступающий тому, что мы можем иметь максимум через пять лет.

Здравый смысл говорит нам о том, что выбора тут на самом деле нет, а те, кто пытается представить дело так, что он всё-таки есть, совершают предательство или глупость, смотря о ком идёт речь.

По технологическим и финансовым причинам, ставка на серийную технику для нас пока носит безальтернативый характер.

Из чего следует второй вывод – ставка на уже имеющийся авианосец тоже пока носит безальтернативный характер.

(продолжение следует).

Александр Тимохин,
«Военное обозрение»


#авианосец #ВМФ #флот #ВСРФ #аналитика #самолеты #армия_России
Tags: #ВМФ, #ВСРФ, #авианосец, #аналитика, #армия_России, #самолеты, #флот, Военный отдел, Информация к размышлению и обсуждению, Русская армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment