"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Неделя 3-я Великого поста: Крест Господень



«Радуйся, живоносне Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкви ограждение, им же клятва разрушися и упразднися, и попрася смертная держава и вознесохомся от земных к небесным. Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину украшение, пристанище спасения, даруяй мирови велию милость». Такими словами (и иными многими) ныне Церковь возвеличивает и прославляет Живоносный Крест, это орудие нашего спасения.

Знаем мы с вами, конечно, что Животворящий Крест есть главная наша святыня, главное наше духовное сокровище. И Церковь эту святыню особо славит. В течение целого года, в среду и пятницу, в молитвословиях церковных почти на каждой седмице прославляется Крест. Он торжественно износится на поклонение три раза в году: летом, первого августа ст. стиля, когда воспоминается торжественное изнесение его из соборного храма в Константинополе, царствующем граде, и его шествие с крестным ходом там по улицам этого града; 14 сент. ст. стиля – главный крестный праздник, когда воспоминается его торжественное Воздвижение, и нынешний праздник – в середине Великого Поста.

Почему же Церковь именно в этот день, в третье великопостное воскресенье, особо так предлагает Крест нашей молитве и поклонению?

Был в Ветхом Завете случай, о котором рассказывает Святая Библия, когда народ еврейский, странствуя по пустыне под предводительством пророка и боговидца Моисея, шел по пустыне, долго не имея воды, и наконец люди стали изнемогать от жажды. Наконец, увидали источник с водой. Истомившиеся, измученные, бросились они к этому источнику, но увы, вода оказалась настолько нестерпимо горькою, что не было возможности ее пить. Воззвали к Моисею. Моисей прямо обращается к Самому Господу с молитвой, указывая Ему на бедственное состояние народа и на этот источник воды, а Господь указывает ему на древо, которое он должен с молитвою погрузить в воды этого источника. Когда Моисей это сделал, с водой произошла чудесная перемена и она стала приятной на вкус и освежающей, как это бывает только в самых лучших и чистых источниках воды.

И вот это-то чудо, как указывали св. отцы, было прообразом того, как Животворящий Крест услаждает бушующие и горькие воды житейского моря, в котором мы с вами находимся. А в частности, вот теперь, во время Великого поста, Церковь для того нам напоминает о Кресте и его предлагает, чтобы ободрить нас и укрепить нас на дальнейшее прохождение крестного подвига.

Конечно, кто не постится, тому это непонятно – он не видит в этом нужды; но тот, кто пост соблюдает, тот знает, что немощь человеческая дает себя знать во время этого труда постного и что человек слабеет; и для того, чтобы ободрить его и духовно укрепить, Церковь напоминает ему о кресте, о том, что сделал Господь Иисус Христос для нас людей, как Он взял на себя грехи наши, пригвоздил их ко Кресту, Сам на нем пригвоздился и этими Своими Крестными страданиями исходатайствовал нам спасение и помилование от божественного Правосудия.

В особенности понятно это великим постникам подвижникам, истинным инокам в строгих монастырях. Там постятся строго, сурово, не жалея себя. Некоторые постники целые дни проводят совершенно без пищи и пития. И для того, чтобы укрепить человеческую немощь, ослабевающую в этих постных подвигах, подвижники и обращаются к Древу Крестному. Оно говорит нам о том, что Господь претерпел для нас, и этим окрыляет на новые труды, на новые подвиги.

Но помните, когда мы с вами покланяемся Животворящему Кресту, прикладываемся к нему и целуем его, как нашу святыню, как драгоценность, как сокровище, нас освящающее, мы всегда должны иметь в мыслях память о том, что произошло на Кресте.

Тайна Крестного подвига Спасителя заключается в том, что Он пригвоздился ко Кресту Своей человеческой природой и этой природой принял все Крестные муки. Но в то же самое время, т. к. Он был не просто человек, а Богочеловек, Его божественная всеведущая природа сообщала Ему полное ведение о всех грехах всех людей всех веков. И о наших также. И когда Он там страдал, переживая скорбно в этих муках грехи всего человечества, то и наши грехи там были пред Ним и о них Он скорбел и за них Он пригвоздился – за грехи каждого из нас.

При этом, св. отцы говорят нам следующее: так как сила Крестного подвига, его спасительное действие распространяется на все времена и, следственно, касается всех человеческих грехов, то всякий раз, когда мы с вами совершаем грех, мы как бы отяжеляем ту муку, которую Господь на Кресте переносит за нас. Св. отцы так прямо и говорили, что грешники, нераскаянно грешащие, второй раз распинают Сына Божия, как бы снова Его пригвождая ко Кресту, как бы сами участвуя в тех страшных ударах, под которыми гвозди крестные вонзались в святейшее тело нашего Господа.

Существует повествование о чудотворном образе Божией Матери «Нечаянная Радость», где рассказывается о том, как один человек грешник, часто проходивший мимо Иконы Божией Матери, несмотря на то, что шел на свои грехи, однако же с верой и благоговейно славословил Ее, произнося ангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». И вот однажды, после такого приветствия, он вдруг с ужасом видит, что образ как бы ожил, Божия Матерь и Спаситель на нем как бы живые, а из ран Спасителя струится живая кровь. Затрепетал он, упал пред образом в ужасе и просит Матерь Божию: «Матерь Милосердия, ходатайствуй о мне грешном пред Сыном Твоим, чтобы Он простил мне мои беззакония». А Она ему ответила: «Вы называете Меня Матерью Милосердия, а сами не милосердны к Моему Сыну, ибо всякий раз, когда вы так нераскаянно грешите, вы второй раз пригвождаете Его ко Кресту». Человек грешник умолил Ее. Она исходатайствовала у Сына Своего прощение для него – но какое здесь назидание для нас!

Помни об этом, христианин, и склоняясь пред Крестом и лобызая его, моли Господа, чтобы Господь силою Крестною укрепил тебя на борьбу с грехом, чтобы не грешить тебе нераскаянно, и этими нераскаянными грехами вновь не пригвождать своего Господа ко Кресту. Аминь.

митр. Филарет (Вознесенский)

#Православие #Церковь #Великий_пост #проповедь
Tags: #Великий_пост, #Православие, #Церковь, #проповедь, Вера и Церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments