"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Глава STRATCOM: Америка стоит перед точками ядерного невозврата



Достаточно известные в узких "околоядерных" кругах, но неизвестные широкой публике в России и США проблемы США с ядерном оружейным комплексом (ЯОК), то есть неспособность производить новое ядерное оружие и ограничение возможностей по поддержанию и модернизации арсенала, на днях очередной раз добрались до Конгресса США, так сказать, публично.

Стратегический адмирал режет правду-матку

На этот раз правду-матку конгрессменам рубил вновь назначенный взамен ушедшего на повышение (и резко переставшего "рубить" даже осторожный вариант этой самой правды-матки) генерала Хайтена адмирал Чез Ричард. Адмирал Ричард, выступая перед членами подкомитета по стратегическим силам Комитета по вооруженным силам Конгресса (Палаты представителей) по поводу бюджетного запроса МО США в части стратегических сил и ядерной тематики вообще, заявил следующее:

"Если мы прямо сейчас не начнем энергично и умно инвестировать средства в нашу ядерную промышленность, то мы начнем последовательно достигать "точек невозврата" [по ядерной тематике]. Я прогнозирую, что это сначала случится в нашем ядерном оружейном комплексе, затем в системах командования и контроля над ядерными силами, и, наконец, со средствами доставки нашей ядерной триады".

Он также предупредил, что задержки в финансировании ключевых усилий по воссозданию ядерных производственных возможностей хотя бы на минимальном уровне, могут привести к тому, что США "потребуется восстанавливать, причем почти с нуля, в течение нескольких десятилетий и инфраструктуру, и компетенции, необходимые для ядерной мощи и ядерной энергетики".

Адмирал также добавил, что, когда идет речь о "модернизации" американской ядерной триады, то упускается из виду "другой вариант развития событий, в котором все будет иначе, и мы этого делать не станем".

Ричард считает, что в этом случае у США не останется почти ничего из того, что сейчас есть, и возможности СЯС упадут до уровня, многократно необходимого для сдерживания. Причем, судя по всему, это даже без учета "новых средств и обстоятельств" (новых российских видов стратегического вооружения из состава "систем оружия 1 марта", как их часто зовут).

"Вся триада вскоре окажется близка к окончанию своих сроков службы. И либо мы будем заменять то, что имеем, либо мы окажемся на пути тотального разоружения, причем перед лицом растущих угроз", — считает командующий СТРАТКОМ.

Выступая на условиях анонимности для одного из американских военных изданий во время недавнего визита в штаб-квартиру STRATCOM в Омахе, штат Небраска, военные чиновники там определили FY27 через FY35 как “опасную зону”, в которой все ключевые проекты ядерной модернизации будут выходить в онлайн, поскольку их существующие программы наследия начинают сокращаться.

Получение этого периода будет иметь решающее значение, заявили официальные лица, и задержки, технические или из-за проблем с финансированием, могут вызвать цепную реакцию, которая приведет к жесткому выбору того, что может и не может быть модернизировано, чьи сроки службы не могут быть продлены и что пойдет под списание, то есть под нож.

Чего хотят в Пентагоне

Администрация Трампа запросила около 46 млрд. долл. на финансирование ядерных программ в 2021 финансовом году. Это включает в себя 28,9 млрд. долл. для МО США, которое финансирует НИОКР по средствам доставки, а остальная часть финансирования — для Национального агентства по ядерной безопасности (NNSA) Министерства энергетики США, которое занимается обслуживанием, содержанием ядерных боеприпасов и разработкой программ их модернизации.

В 2021—2025 финансовых годах Пентагон планирует потратить на ядерную модернизацию не менее 87 миллиардов долларов. Согласно справке МО США, это включает в себя:

24,9 млрд. долл. на разработку и начало постройки атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа "Коламбиа", с тем, чтобы первая из них вышла на свое первое боевое патрулирование в 2031 г. Раньше, кстати, планировалось ввести первую лодку на несколько лет раньше, но сроки непрерывно сдвигались, а цена — росла.
2. 24 млрд. долл. на инвестиции в систему управления ядерными силами, в частности, в связь и АСБУ (автоматизированная система боевого управления — как раз недавно в России ее в СЯС полностью заменили на новую).

3. 22,6 млрд. долл. на стратегический бомбардировщик нового поколения, но старого вида (выглядящий как чуть измененный и уменьшенный В-2А) B-21 "Рейдер", с датой ввода в эксплуатацию во второй половине 2020-х годов, а скорее всего, и этот срок немного сдвинется.

4. 13,2 млрд. долл. на новую моноблочную МБР GBSD, которая начнет заменять МБР "Минитмен-3", с датой ввода в эксплуатацию первых систем в 2029 г.

5. 2 млрд. долл. для замены крылатых ракет воздушного базирования AGM-86В (неядерный их вариант в минувшем году окончательно списали) новыми КРВБ, известными как LRSO в районе начала 2030-х годов.

6. 480 млн. долл. на разработку нового боевого блока для БРПЛ "Трайдент-2" новой модификации для ПЛАРБ "Коламбиа", названного W93 (Mk7). Этот заряд подается как новая конструкция, но тут же уточняется, что блок-то новый, а вот конструкция у него базируется на старой. Вообще, изначально он должен был называться IW2 (Interoperable Warhead, "совместимая боеголовка") и быть действительно новой конструкцией, но, похоже, как с заменой IW1 на W87-1, произошло нечто странное. Американцы, уверяющие, что в 30-х годах восстановят свои технологии производства нового ядерного оружия в минимальном объеме, возможно, не очень в этом уверены. Кстати, этот "новый ББ старого дизайна", как его окрестили в СМИ и экспертном сообществе, вызывает большие вопросы на Капитолийском холме, в смысле, нужен ли он вообще, и его судьба совершенно неясна.

7. 187 млн. долл. на адаптацию истребителя F-35 для использования ядерной авиабомбы B61-12, с начальной датой ввода в эксплуатацию в 2024 г.

8. 48 млн. долл. на усовершенствованную сборку хвостового комплекта для этой самой новой бомбы В61-12 и неуказанную сумму на саму программу модернизации, которая в очередной раз "уехала вправо".

9. Неизвестная пока сумма на разработку "новой морской КР с ядерным зарядом", которая пока что является программой, висящей в воздухе: в Капитолии многие и слышать о ней не хотят, да и ракету-то американцы сделать могут, а вот заряды для нее будут неизвестно когда, но очень не скоро.

К чему все это?

чего бы это новый командующий СТРАТКОМ так разоткровенничался? Самым простым, но только отчасти правильным объяснением будет нчто типа этого: "Да он просто хочет, чтобы Конгресс выделил денег столько, сколько запросили военные". Да, конечно, хочет. Но жути нагоняет он неспроста, и если где и перехлестывает за край, то немного. Проблемы с ЯОК Америки известны тем, кто интересуется вопросом, и нет ничего удивительного в том, что адмирал поставил их на первое место в списке "точек невозврата". Действительно, ядерный арсенал США сокращается, и сокращался зачастую не потому, что какой-то тип боеприпаса стал не нужен, а потому, что мощности для обслуживания и пересборки ограничены и на очереди стоят куда более ценные типы боеприпасов. Так было не раз за последние годы.

И адмирал понимает, что падение численности можно, конечно, засекретить, как это недавно сделали опять в США, но оно от этого не остановится, и темпы могут еще и увеличиться. И можно в итоге оказаться на дне "ядерной ямы", когда производства еще нет, а зарядов нет даже для многих средств доставки, которые имеются, причем для большей их части. Более того, есть сторонники такого сокращения, и в экспертном сообществе, и в верхах, и даже подбирают под свою теорию нужную теоретическую базу из разряда "зарядов у нас мало, но больше нам и не нужно". Но эти изыскания — тема для отдельного материала. Пока же можно сказать, что планы по восстановлению производства уже постепенно "уезжают вправо", и не факт, что этот процесс остановится — ведь так не раз бывало ранее. Что там говорить о несбыточности поставленной крайне невысокой планки, скажем, в 80 плутониевых питов-кювет в год, когда уже раздаются голоса специалистов, что к середине 30-х и на тридцать в год бы выйти было бы неплохо. Так ведь несчастная модернизация В61 старых серий в B61-12 опять сдвигается на 2 года уже, причем объяснение, что все из-за каких-то там некачественных конденсаторов, которым ищут замену (2 года ищут), как-то не выдерживает критики. Кстати, а что за конденсаторы, почему они некачественные? Вы их в Китае купили? В общем, тут у США и правда все сложно.

Сложно сказать, почему проблемы с системами управления СЯС адмирал поставил на второе место — вот уж с электроникой и системами связи как-то не ожидается фатальных проблем у США. Но, видимо, речь об общей устарелости ряда звеньев имеющейся системы управления. Зато понятно, почему в списке есть и средства доставки. Да, несмотря на то, что "Минитмен-3" на службе порядка полувека, но устарелость конструкции МБР позволила (такой технический парадокс) достаточно просто осуществлять замену твердотопливных двигателей в ступенях, что с современными технологиями изготовления ступеней было бы невозможно — требовалась бы замена целиком. Ракета старая, но система наведения и сам боевой блок в ней куда более современные — унаследованы от МХ (хотя и не все ББ на "Минитменах" оттуда сейчас). "Трайдент-2" и вовсе можно считать одной из наиболее выдающихся БРПЛ мира, которая успешно прошла продление сроков эксплуатации и модернизационные работы. Но ни МБР, ни БРПЛ США от этого вечными не становятся, да и даже удачные ракеты являются, несмотря на модернизации, плодами того времени, в котором их создали. То есть морально устаревают. И тут адмирал Ричард прав: если не вкладываться в разработку замены, в один прекрасный и недалекий день выяснится, что операцию по ПСЭ, продлению сроков эксплуатации, как называют это у нас, а у американцев это LEP — Life Extension Program, больше проводить нельзя, а замены все нет. И такой вариант возможен, как и вариант "отката" в далекое прошлое не только по числу зарядов и технологиям их производства и обслуживания, но и по средствам доставки. Так что адмирал краски если и сгустил, то не очень уж сильно.

Деньгами горю можно и не помочь

Но есть еще один момент. Дело в том, что проблемы эти не решатся, если вовремя и в срок финансировать работы, как на этом настаивает Чез Ричард. Деньги — еще не все. Люди и их компетенции — куда важнее. Влей ты хоть триллион, но если не будет толковых кадров, ничего не поможет. Мы сами не раз сталкивались с этой проблемой, выбираясь из безвременья 90-х. Американцы, судя по ряду признаков системного кризиса, например, в авиастроении, сталкиваются с этим тоже, хотя и причины у них совсем иные. А тот же ЯОК находится в куда худшем состоянии. И дело даже не в производстве. Дело в утрате культуры обращения с ядерным оружием. То же NNSA считает для себя незазорным публиковать фотосеты с ядерных арсеналов и предприятий по обслуживанию, где люди грубейшим образом нарушают святая святых — регламент работ. И у нас, и у американцев принципы осуществления важнейших работ с ядерным боеприпасом практически идентичны. Так, при осуществлении операций персонал обязан иметь строго установленную форму одежды и внешний вид, и это не пустая формальность. Персонал обязан работать над любой операцией втроем — один работает, второй начитывает инструкцию первому, третий контролирует каждый шаг (и все трое — друг друга). Так было у американцев, и так — у нас. Но публикуемые фото и видео говорят о том, что этого не происходит сейчас. Регламент изменили? Вряд ли. Некому за порядком проследить? Всем наплевать? Тогда неудивительно, что происходят странные случаи вроде ядерной бомбы В61, несколько лет лежавшей физически поврежденной в арсенале, но успешно "проходившей" все регламентные проверки.

И если так с обслуживанием, то и с людьми на производстве, и в разработке тоже может быть не все в порядке. И чего эти люди на эти запрашиваемые суммы наработают и насоздают, никто не знает. Так что тревогу адмирал Ричард бьет не зря, но не факт, что, добейся он своего, это обязательно поможет.

К тому же хватает и противников этих программ, считающих, например, что можно и дальше ограничиться вечной модернизацией и обслуживанием имеющихся зарядов. Или что нужно отказаться от МБР как от класса и "ноги" ядерной триады, перейдя к ядерной диаде. И их хватает и на Капитолийском холме. И, скажем, случись в США смена власти или потеряй республиканцы контроль над Сенатом, — и многое из того, что утвердили, точно так же будет секвестрировано. Или по иной причине, как в этом году "рекордного" бюджета порезали программы практически во всех видах ВС США.

Я. Вяткин

#вооружение #ядерное_оружие #ядерная_триада#ракеты #США #ВПК #проблемы
Tags: #ВПК, #США, #вооружение, #проблемы, #ракеты, #ядерная_триада, #ядерное_оружие, Военный отдел, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments