"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Разрушитель легенд: Сергей Соколинский открывает «неизвестную историю» новой России



8 февраля 2020 года Санкт-Петербург увидел документальный фильм режиссёра Сергея Соколинского «Русское знамя над градом Петровым». Премьера состоялась в Большом зале духовно-просветительского центра «Святодуховский», на территории Александро-Невской лавры.

Трудно было бы придумать более подходящее место для первого показа этого фильма, ведь посвящён он бурным событиям, происходившим в 1989-1991 гг., когда в г. Ленинграде развернулась напряжённая борьба за возвращение духовных и культурно-исторических символов нашей страны, в том числе – за возвращение городу на Неве имени Святого апостола Петра…

Фильм, как заявили его создатель, С.В. Соколинский, и его ведущий, Б.Г. Кипнис, они посвятили «молодёжи России, тем, кто родился после 1991-го года, тем, кто не может знать на основе личного опыта, как… в конце восьмидесятых – начале девяностых годов началась борьба за новую Россию…» Это фильм о группе русской патриотической молодёжи, в далёком уже 1989 году назвавшей себя Историко-патриотическим объединением «Русское Знамя» и сумевшей перевернуть общественное сознание огромного многомиллионного города. Но, конечно, не только об этом. Это фильм об эпохе. Фильм о Петербурге и петербуржцах. О их символах и ценностях вечных…

Не скажу, что Большой зал духовно-просветительского центра был на премьере заполнен на все сто процентов, но он уж точно не пустовал: публики, желающей увидеть новый фильм Сергея Соколинского, было много. И публика пришла разная – как те, кто имел прямое отношение к происходившему на экране, так и те, кто ранее никогда не слышал о событиях, освещённых в фильме. В итоге и те, и другие разочарованы увиденным не были.

Сергей Соколинский – личность творческая, человек разносторонних интересов, простирающихся от военной истории до русского рока. В кинематографе он до сих пор был известен как режиссёр, сценарист и актёр игрового кино, где, помимо эпизодического участия более чем в трёх десятках фильмов, за его плечами стоят две большие самостоятельные режиссёрские работы – фильмы «Прекрасное завтра» (2011) и «В активном поиске» (2014). А вот в жанре документального кино Сергей Соколинский выступил впервые. И по общему признанию зрителей дебют этот оказался – триумфальным!

Фильм – а это целых 86 минут – получился очень информативным. И при этом – динамичным, смотрится он на одном дыхании. В чём секрет этого эффекта? Ведь почти полтора часа (три серии) для документального кино – это очень много. Разумеется, секрет – в мастерстве автора. Но не только…

Нужно сказать, что сама тема, выбранная для фильма, оказалась весьма острой и одновременно практически неизвестной для наших современников, принадлежащих к молодому поколению. Дело в том, что история возвращения названия городу Санкт-Петербургу, как и история борьбы за официальное признание в СССР Русского Национального бело-сине-красного флага стали подвергаться замалчиванию и старательному переписыванию с самого начала, то есть уже с осени 1991 года – в угоду «демократическому» мэру Северной столицы А.А. Собчаку, разного уровня чиновникам и тогдашней политической элите страны. И в этом отношении автор фильма «Русское знамя над градом Петровым» выступил в нём в роли «разрушителя легенд». Причём, сделал он это исключительно профессионально и корректно, с опорой на огромный объём материалов и документальных источников.

Так кто же на самом деле вернул Санкт-Петербургу его историческое название? Как происходил процесс возвращения России её национальной и государственной символики? На эти и многие другие вопросы в фильме «Русское знамя над градом Петровым» зрители найдут исчерпывающие ответы.

Несомненной заслугой Сергея Соколинского является привлечение к съёмкам в фильме значительного числа интересных участников, причём, не только главных героев фильма – бывших членов Объединения «Русское Знамя». Перед зрителями предстают и представители Православной Церкви, и известные политические деятели Ленинграда – Петербурга конца 1980-х гг. начала 1990-х гг., и ведущие сотрудники культурно-просветительских учреждений Северной столицы, и «знаковые фигуры» петербургского бомонда, и юристы, и авторитетные учёные эксперты…

Фактически фильм построен на веренице интервью, а при таком подходе, как известно, очень трудно удержать внимание зрителей и снять увлекательную картину. Тем не менее, Сергею Соколинскому это удалось сделать.

Можно было бы поставить в вину автору некоторый перегруз картины информацией, указать на многочисленные отходы в сторону от главных тем – борьбы за Санкт-Петербург и Национальный флаг. Но такой подход был избран автором намеренно, ибо он сознательно не ограничился названными вопросами, а посвятил свою работу деятельности Историко-патриотического объединения «Русское Знамя» в целом.

Несомненная удача фильма – его ведущий! Здесь режиссёр снова «попал в яблочко», предложив поучаствовать в своём проекте харизматичному петербургскому историку Борису Кипнису. И Борис Григорьевич справился с поставленной задачей блестяще.

Наконец, укажу на ещё одно обстоятельство, на мой взгляд, способствовавшее успеху фильма. К сожалению, в наше время вокруг исторической науки стало подвязаться немалое количество людей, громко именующих себя «историками», но не имеющих при этом даже среднего исторического образования. Появились и так называемые «военные историки», не обладающие ни соответствующим базовым образованием, ни опытом реальной службы в Армии или Военно-Морском Флоте. Такие самозваные «историки» и «военные историки» – а их немало, и они, увы, проявляют свою гиперактивность не только в социальных сетях, но и на страницах печатных изданий – настоящее бедствие для исторической науки, и без того переживающей сегодня не самые лёгкие времена. Режиссёр Сергей Соколинский, напротив, никогда не бравировал званием историка, хотя и получил прекрасное историческое образование, окончив специализированный класс средней школы с углублённым изучением истории, а затем – факультет социальных наук (бывший исторический) РГПУ им. Герцена. Историческое же образование, по-настоящему профессиональное понимание исторических процессов и чувство исследуемой эпохи, несомненно, являются огромным плюсом всякого режиссёра, работающего над исторической темой.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что документальный фильм «Русское знамя над градом Петровым» – весомый вклад в освещение истории Санкт-Петербурга, истории общественно-политического движения в бурную эпоху последних лет существования СССР, истории русской национальной и российской государственной символики. Вне зависимости от того, пробьёт ли эта картина себе дорогу на «большой экран» и центральные каналы ТВ, этот вклад автором фильма уже сделан. И 8 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге родился ещё один мастер добротной отечественной исторической кинодокументалистики.

Хотелось бы пожелать Сергею Соколинскому не успокаиваться на достигнутом успехе. И отнюдь не топтаться вокруг одной, столь удачно раскрытой им, темы; удерживать взятую творческую высоту, расти дальше, искать и столь же талантливо освещать новые, малоизвестные широкому российскому зрителю страницы отечественной истории, в том числе последних десятилетий. А их, этих страниц, ещё так много в нашей русской истории…

И.Б. Иванов

#Санкт_Петербург #история_России #Русское_знамя #документальный_фильм
Tags: #Русское_знамя, #Санкт_Петербург, #документальный_фильм, #история_России, Белое дело вчера и сегодня, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments