"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Розанов в сетях революции



О замечательном, можно сказать, даже великом русском философе и литераторе Василии Васильевиче Розанове стоит писать только в его стиле или хотя бы в меру своих слабых сил подделываться под него. Иначе нельзя. Иначе будет мелко и пошло.

Розанова оппоненты называли Протеем, Иудушкой, а то и юродивым от литературы. Последнее – вернее всего. Метод юродской провокации. Без него и Розанов – не Розанов, а сверхсерьезное подражание Максиму Горькому…

Василий Васильевич скончался 5 февраля 1919 года в Сергиевом Посаде, еще не переименованном советской властью в Загорск. Считается, что Розанова убили болезни и постоянное полуголодное существование.

Однако, это все слишком просто, чтобы погубить Розанова. Он умер, схваченный революцией как рыба сетью и вытащенная на борт траулера, летящего по волнам к светлому будущему.

Вот летит кораблик и летит, а в разделочном цехе спокойненько шкерят рыбу: брюхо взрезают, а потом чик ножичком… голова – в одну сторону, хвост – в другую. И нет рыбки. Только тушка. Запас засоленного провианта для путешествия в дальние дали коммунизма.

Последняя и не оконченная книга Василия Розанова «Апокалипсис нашего времени» страшна своей безысходностью. Литератор ополчается на народ, христианство и грубо кощунствует. Он как бы упрекает Господа нашего Иисуса Христа за то, что революция ввернулась в тело России как ржавый шуруп. Розанов недоумевает: «Как Бог допустил такое?» А упреки то надо было обратить к себе самому, ведь видел же яснее прочих, что надвигается, но ерничал, перебегал в газетах от монархистов к ревдемократам и обратно, гордился своей приспособляемостью. Нет бы стоять непоколебимо на позициях, столь почитаемых и любимых им, Константина Леонтьева и Федора Достоевского, глядь и революция не свершилась!

И соломинка переламывает спину верблюда. Правда, если соломинок до этого нагрузили много. Так вся русская интеллигенция и состояла из соломинок, которые сами не жаждали грузиться. Боялись соломинки, что их причислят к царским сатрапам или запишут в доносчики. Жандармам руки не подавали. Пришел 1917 год. Пых! Сгорели соломинки в пламени, гуляющем на ветру. Кое-кого костер минул… И понеслись уцелевшие соломинки за границы России, аж до Парагвая и Австралии.

Василия Розанова миновала чаша сия. Он ушел к Богу, исповедовавшись и причастившись, как верный христианин, покаявшийся во гресех своих. Отпевали русского философа три священника. Двое из них: отец Павел Флоренский и священномученик Иларион (Троицкий) завершили свои пути в недрах советской тюремно-лагерной системы…

Революция не нуждается в памяти! Крест на могиле Розанова и памятник на месте погребения К. Н. Леонтьева в 20-е годы были уничтожены. А сами захоронения преданы забвению. И лишь в 1991 году их вновь обнаружили…

Революцию Розанов понимал очень хорошо. Он рано разглядел ее срамную душеньку.

Характеристика революции и революционеров у него точны, но кажется, что сам Розанов содрогается в омерзении от увиденного: «Революция имеет два измерения – длину и ширину; но не имеет третьего глубины. И вот по этому качеству она никогда не будет иметь спелого, вкусного плода, никогда не «завершится»…

Она будет все расти в раздражение; но никогда не настанет в ней того окончательного, когда человек говорит: «Довольно! Я – счастлив! Сегодня так хорошо, что не надо завтра»… Революция всегда будет с мукою и будет надеяться только на «завтра»… И всякое «завтра» ее обманет и перейдет в «послезавтра». Perpetuum mobile, circulus vitiosus, и не от бесконечности – куда! – а именно от короткости. «Собака на цепи», сплетенной из своих же гнилых чувств. «Конура», «длина цепи», «возврат в конуру», тревожный коротенький сон.

В революции нет радости. И не будет.

Радость – слишком царственное чувство и никогда не попадет в объятия этого лакея.

Два измерения: и она не выше человеческого, а ниже человеческого. Она механична, она матерьялистична. Но это – не случай, не простая связь с «теориями нашего времени»; это – судьба и вечность. И, в сущности, подспудная революция в душах обывателей, уже ранее возникшая, и толкнула всех их понести на своих плечах Конта-Спенсера и подобных».

Рассуждая же о картине Ильи Репина «Манифестация 17 октября 1905 года», Розанов в 1913 году великолепно обрисовывает типажи всех революционеров. Вряд ли сам Репин мыслил о возможности подобной трактовки. Но задумался и додумал Розанов: «Девочка совсем «закружилась»... В сущности, она «закружилась» своими 17 годами, но это «закружение возраста» слилось у нее с петербургским вихрем, в который она попала из провинции, приехав сюда только 1 ½ года назад. И она сама не понимает, от возраста ли кричит, или от революции…


Такая же «без мысли» и поднявшая букет высоко кверху еврейка, лет 35, в середине толпы, в центре картины. Дальше «поднятого букета» она вообще ничего не думает. Она вся – эффект, поза и единичный выкрик. Смотрите, у левого ее плеча чиновник в форме, тоже громко поющий песню «о ниспровержении правительства». Он начитался Щедрина, он вообще много читал, – и лет 20 нес на плечах служебную лямку «20-го числа», которую в блаженный карнавал сбросил. Но еще лучше, в форменном пальто, чиновник лет 45, с крепко сжатыми губами и богомольно смотрящими вперед глазами! Вот лицо, полное уже мысли, веры, – лицо прекрасное, хотя тоже немножко тупое! Он всю жизнь философствовал у себя в департаменте, он читал декабристов и о декабристах, он все ждал, «когда придет пора»... И вот пришла вожделенная «пора», конституция, – и он внутренне молится и весь сосредоточен…

Позади еврея простолюдин-революционер, «распропагандированный» на митингах не более 9 месяцев назад. Это – «быдло» революции, её пушечное мясо. Он голодал до 17 октября, но, увы, и после 17 октября будет голодать. И наконец, позади его неоформленное лицо настоящего революционера, единственное «настоящее» лицо революции во всей картине: это террорист, самоубийца, маньяк, сумасшедший. Он всё молчит, и до революции, и после революции. Молчит, молчит и потом убьёт. А почему убил – не скажет и даже едва ли знает».

Знал, ох, знал Розанов чем закончится веселый карнавал революции… Пьяным мордобоем в кабаке.

Одной лишь верой в торжество идеального строя в грядущем XXX столетии не проживешь. Зашел лакей, с «товарищем маузером» на брюшке и сменивший затасканную ливрею на кожаную комиссарскую куртку, в кабак: «А, ну-ка мне водочки пять стопочек, да чего-нибудь там закусить! А платить не буду! Я – не тварь дрожащая и право имею!» Слово за слово. И понеслось. Где уж тут о других думать?! Моментально попадают под раздачу восторженные курсистки, благообразные старички, невинные дети и инвалиды.

Поди новый хозяин Советской России и стрелять пустится. Сапоги в конском навозе (не из деревни привез – на мостовой вляпался!), чужое пенсне золоченое на носу поблескивает и… «бах! бах! бах!». Чего стесняться, когда маузер есть и «забижают контрики»…

Впрочем, тем, кто избежал расстрела в кабаке вряд ли жизнь показалась сладкой от сахарина. Как тому же Розанову.

Революция пришла и «черносотенца» Розанова печатать перестали. Кушать хочется. Еще в детстве, в отличие от сытого с юных лет «вождя мирового пролетариата», мальчику Васе пришлось месяцами есть печеный лук с хлебом изо дня в день, изо дня в день. Печеный лук на вкус отвратителен. Но что делать? Сырым луком каждые сутки не напитаешься.

Слава Богу, забрал к себе старший брат!

И после революции Розанов вернулся в голодное детство свое. Стоимость еды взлетела до небес и выше. Мешочников отлавливают краснозвездные патрули. У спекулянтов все же имеется товар на продажу или обмен.

Василий Васильевич увлекался нумизматикой. И пошла на распыл его знаменитая коллекция монет. Жаль древнеримскую монету, да желудок хлебца просит.

Еще костюмы отправились на обмен:

– Один килограмм за костюм? Побойтесь Бога, мадам, он же из чистой английской шерсти!

– Вот и жрите, Ваше Превосходительство, свою англицкую шерсть. Картопля ныне дорога!

– Я – не Превосходительство. Ладно бери костюм, давай картошечку. Смотри не обмани. Дома перевешу.

– У нас все честно и благородно. Мы же не лиходеи какие-то…

Разочарование Розанова от настигшей его жизни – это разочарование ребенка. И есть надежда, что Всемилостивейший Спаситель принял душу раба Божия Василия в лучшем мире. А революция не завершилась до сих пор. Ее продолжают восхвалять и звать…

Мы пока не вышли из тени…

А. Гончаров,
Общество "Двуглавый Орел", rusorel.info

#Россия #революция #судьба_человека #Розанов #большевики #коммунисты
Tags: #Розанов, #Россия, #большевики, #коммунисты, #революция, #судьба_человека, Белое движение и борьба с большевиками, Информация к размышлению и обсуждению, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments