"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

«Убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой» (Евангелие 28-е о званых на ужин)


«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28)», — говорил Господь всем, кто искал утешения в Боге. В этих словах заложена идея личного общения человека с Богом. Однако не сказано «приимите», а «приидите», то есть, подчеркивается, что в духовном делании человек должен сделать усилие, совершить маленький личный подвиг.

Только ли на Небесах находят упокоение христиане, труждающиеся в сем мире и обремененные бесконечными заботами и борьбой? Может быть, и на земле есть некое особое место, куда Господь призывает «прийти» человека, чтобы хоть на малое время обрести долгожданный покой?

Одно из воскресных Евангелий, 28-й Недели по Пятидесятнице, которое можно назвать притчей «о званых на ужин» (Лк. 14:16-24), посвящено теме труда и отдыха. Господь произнес эту притчу в доме одного из фарисейских начальников, когда хозяин дома и гости — все возлежали за вечерней трапезой.

«…Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово» (Лк.14:16-17). Святые отцы, например, блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.), под образом раба понимали Сына Божьего, посланного Богом Отцом, Который приготовил для людей «званый» вечерний прием — богатый ужин, призванный приобщить человечество к благам небесной жизни.

Однако «начали все, как бы сговорившись, извиняться» (Лк. 14:18). Поразительное единодушие проявили законники, фарисеи и первосвященники в своем отношении к Божьему приглашению. «Первый сказал … : я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее» (Лк. 14:18). Причина кажется вполне естественной — действительно, купив нечто, следует пойти и посмотреть предмет покупки. Но почему нельзя было «посмотреть землю» в другое время, наутро после ужина, например? Вообще, о какой земле идет речь?

Святоотеческое учение указывает на первую причину, по которой люди не спешат на зов Божий, — это привязанность к земле. Земля и земное, видимое и такое ощутимое, приносящее благополучие и уверенность в завтрашнем дне — как не думать об этом? Как не перебирать в мыслях одно земное дело за другим? Как не заботиться об успехе своего труда? Конечно, трудиться — одна из Божьих заповедей, и никто не осуждает человека за необходимый ежедневный труд! Но ведь и «ужин», на который зовет Небесный Царь, не занимает много времени. Не зря ведь говорится — ужин, время вечернее, когда работа остается позади и наступает час отдыха. Кроме того, «званый» ужин созывается не каждый день.

«Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня» (Лк. 14:19). По толкованию профессора Александра Павловича Лопухина, известного русского богослова (XIX в.), в извинениях «второго» из званых было больше логики, чем у «первого», ведь волы — не земля, которая может подождать. Купленных волов тотчас нужно подвергнуть испытанию, чтобы в случае их непригодности успеть вернуть погонщику или заменить на других животных. Однако почему в притче говорится именно о «парах» волов, причем числом пять?

У человека есть пять чувств — зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Все они возникают посредством парных органов тела, даже «вкус», при распознавании которого участвуют язык и нёбо (см. архиепископ Никифор (Феотокис), «Толкование Воскресных Евангелий», гл. 11). Именно «чувственность» нередко является причиной, по которой духовные дары оказываются человеку недоступны. «Чувственность», то есть, преимущественное пребывание ума и сердца человека в сфере удовольствий от физического соприкосновения с окружающей природой, — более тонкая сфера существования, чем грубая привязанность к земле и ее благам. Особенно трудно бывает отличить чувственное, «душевное», от духовного, если речь идет о зрении и слухе. Разве наслаждение красотой искусства, включая музыку, не возвышает человека над суетностью бытия? Конечно, возвышает. Но увлечение «чувственными» наслаждениями может привести к забвению духовности, мыслей и чувств, связанных с Богом, вечностью, спасением души.

Подобно второму и третий из приглашенных отказался: «Я женился и потому не могу прийти» (Лк. 14:20). Известный греческий и российский богослов и педагог архиепископ Никифор (Феотокис) (XVIII в.) называет отказ «третьего» приглашенного выражением «силы и неудобопреодолимости уз плотских пожеланий и беззаконий». С одной стороны, благословение на женитьбу и продолжение человеческого рода было дано человеку еще в Раю (Быт. 1:28). Однако после грехопадения первых людей даже естественные свойства человеческого существа стали служить поводом к забвению Бога. Удивляет категоричность отказа «третьего». Неужели нельзя было прийти с женой? Очевидно, не только в женитьбе было дело.

Семейный союз между мужчиной и женщиной не может быть препятствием для жизни с Богом. Скорее наоборот, чувства любви и ответственности, которые рождаются в браке, возвышают душу, делают ее более восприимчивой к молитве. Все Священное Писание призывает молодых людей жениться и строить семью. Но если плотские отношения ослепляют человека, делают его рабом плоти, заставляют забывать обо всем — о Творце, о здравом смысле, святости, — если приглашение к богообщению становится пустым звуком, безинтересным и даже раздражает, — не стоит ли пересмотреть систему ценностей? Ведь всему Бог положил свою меру, за которой начинается ложный путь, где и естественное может привести к беззаконию.

Что же говорит хозяин дома своему рабу, когда тот вернулся один? «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14:21). Святые отцы подразумевают под этой категорией приглашенных — мытарей и кающихся грешников, людей смиренных жизненными обстоятельствами, для которых земное уступает по значимости небесному.

Затем, когда раб вернулся, хозяин снова говорит: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14:23). Живущие «по дорогам и изгородям» символизируют язычников, людей, еще не пресвященных верой. Но их тоже зовет Господь к участию в Небесном Царстве. «Много званных, но мало избранных» (Лк. 14:24), — заканчивает Господь притчу. Но это не значит, что кто-либо из людей оказался без приглашения — всех от мала до велика зовет Господь, чтобы наполнился дом Божий, Церковь Христова. Церковь в более узком смысле — храм, в широком — совокупность верующих людей.

В Церкви, находясь еще в земной жизни «труждающиеся и обремененные» обретают покой от Бога. Здесь, на Святой Вечери, принимают Небесную пищу те, кто откликнулся на Его дружеское приглашение.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин


#вера #церковь #православие #христианство #проповедь #Евангелие
Tags: #Евангелие, #вера, #православие, #проповедь, #христианство, #церковь, Вера и Церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments