"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Слово в день Преображения Господня

PreobrazhenieСегодня святая Церковь воспоминает один из важнейших моментов земной жизни Иисуса Христа. Божественный Учитель, в сопровождении учеников Петра, Иакова и Иоанна, взошел однажды на гору Фавор — помолиться. Во время молитвы внешний вид Господа изменился: Лице Его просияло, как солнце, и тело Его озарилось необыкновенным, неземным светом, настолько сильным, что он проникал даже сквозь одежды Спасителя, которые, по словам Евангелиста, сделались белыми, как свет (Матф. 17, 2). Это прославление Господа, называемое Преображением, относится к Иисусу Христу, как к Богочеловеку, и касается собственно Его человеческой природы, так как по Своей Божественной сущности Спаситель от вечности имеет одинаковую славу с Богом Отцом. Каким же путем пришел Иисус Христос к Фаворскому прославлению своей человеческой природы?

Спаситель часто говорил Своим слушателям о том, что Он пришел на землю исполнить не Свою волю, но волю Пославшего Его Бога Отца; и в исполнении Отчей воли Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Филип. 2, 8). Это несение возложенного на Него креста, этот самоотверженный подвиг служения роду человеческому Иисус Христос совершал в непрестанном и нередко настолько напряженном и продолжительном молитвенном общении с Богом Отцом, что сопровождавшие Его ученики, случалось, не выдерживали молитвенного бдения и от усталости засыпали. Так было, например, на Фаворе и в саду Гефсиманском. Именно молитвенным подвигом и послушанием воле Божией Спаситель и одухотворял свое безгрешное человеческое естество, постепенно возводя его на степень прославленного. Совершаясь постепенно, это прославление особенно ярко сказывалось в таких случаях жизни Спасителя, как Преображение, Воскресение Его из мертвых. Окончилось же оно тем, что Иисус Христос, и как Сын Человеческий, возсел одесную Бога превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства (Ефес. 1, 20-22). Посему, т. е. за послушание до смерти, говорит св. Апостол Павел, и Бог превознес Христа и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних (Филип. 2, 9-10). Такова сущность и причины Преображения Господня.

В Фаворском прославлении Богочеловека мы, верующие в Него, должны почерпать для себя указанее цели наших стремлений и пути к достижению этой цели. В этом заключается весьма важное значение Преображения Господня для человечества, почему и святая Церковь возглашает сегодня от лица верующих: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный.

Сущность нашего преображения, по подобию Христова, раскрывает Ап. Павел в своих посланиях. Преобразуйтесь, говоритъ он верующим, обновлением ума вашего (Рим. 12, 2), т. е. стремитесь, при помощи спасающей блогодати Божией, к духовному обновлению, старайтесь отложить прежний образ жизни ветхого человека и облечься в нового по образу Христа; не вы служите міру, отдаваясь его привязанностям, а пусть мір служит вам лишь для возведения вас на небо, для вашего преображения в нового небесного человека. Отсюда очевидно, что и к нашему духовному прославлению ведет тот же путь, каким шел Иисус Христос: исполнение воли Божией, ясно выраженной в слове Божием, и по возможности непрестанное молитвенное общение с Богом.

На примере угодивших Богу людей можно видеть, что, благодаря молитвенному подвигу и борьбе со страстями и похотями, еще въ условиях земной жизни замечается начало преображения, прославления человеческой природы. У людей, живущих в Боге и для Бога, обычно наблюдается светлость и ясность взора. Но влияние молитвы и подвига крестоношения простирается на состояние и всего тела: по свидетельству Ефрема Сирина, святым, во время пламенной молитвы, казалось, что душа их едва держится в теле и они просили Бога «ослабить волны благодати Своей»: а тело преподобной Марии Египетской, во время и под влиянием молитвы, утончалось настолько, что отделялось от земли и поднималось на воздух.

В века, ближайшие к земной жизни Христа Спасителя, было еще сравнительно много людей, стремившихся, подобно Марии Египетской, к духовному обновлению своего человеческаго естества. Но уже в IV в. у св. Ефрема Сирина из его наболевшего сердца вырываются следующие слова скорби об оскудении святых: «болит мое сердце, страдает душа моя!» – говорит он. «Где взять мне слез и воздыханий, чтобы оплакать оскудение святости среди нас? Где у нас отцы? Где святые? Где бодрственные? Где трезвенники? Где смиренные? Где кроткие? Где безмолвники? Где воздержники? Где богобоязненные? Где сокрушенные сердцем, которые в чистой молитве стояли бы пред Господом, как ангелы Божии, и орошали бы землю слезами умиления? Где безсребренники, которые не стяжали бы ничего тленнаго на земле, но непрестанно следовали бы за Христом по тесному пути, с крестом в груди, готовые на каждый крест жизни? Нет ныне между нами их добродетелей, нет подвижничества. Воздержание их нам тягостно, на молитву мы ленивы, на безмолвие нет у нас сил, а к пустословию мы очень склонны; на доброе у нас нет охоты, а на злое мы всегда готовы. Вот в какие живем мы времена». По поводу этой скорби Преподобного один современный церковный вития справедливо ставит вопрос: «если, – говорит он, – так отзывался св. отец IV в. о своем времени, которое, в сравнении с нашим, еще не скудно было благочестием, то что сказал бы он теперь, когда море неверия и нечестия затопило весь христианский мір»? [1].

И действительно, современный христианский мір, вместо приближения к горе Преображения, все больше и больше удаляется от нее. Редеют ряды людей, готовых, подобно Симону Киринейскому, возложить на свои рамена крест Христов и устремиться с ним к Фаворской славе; и напротив, сгущаются толпы гордых, не желающих подчинить свой разум в послушание вере и старающихся вместе с древними иудеями и язычниками «упразднить Крест Христов» только потому, что этот Крест, говорящий о самоограничении, укоряет их разнузданное служение плоти. «Религия плоти» с ее безграничным эгоизмом — вот что является кумиром громадной части современного христианского общества, вот чем последнее подменило религию Креста, озаренного Фаворским светом и оправданного востанием Жизнодавца. Эта «религия плоти» служит краеугольным камнем современной культуры и, в частности, так называемой изящной литературы и нового искусства, на которых нравственно и эстетически воспитывается подростающее поколение. Неудивительно, что при таких условиях наблюдается поразительный нравственный развал и молодого и старого поколения: родители не знают, что делать с детьми, а дети не хотят знать родителей, потому что часто не видят в них ничего лучшего той грязи, с которой они знакомятся в современной литературе и искусстве. Поистине, скажем словами св. Андрея Критского, «закон (для нынешних людей) сделался безсильным, Евангелие – недействительным, все писание – безполезным, пророки и всякое слово о праведниках – напрасными» (из Великого Канона). Такое нравственное состояние, такое погружение людей в чувственность – нельзя не признать крайне опасным; оно напоминает положение человечества пред всемірным потопом, когда Господь отвернулся от людей, потому что они стали «плотью».

Неужели мы и дальше будем злоупотреблять долготерпением Божиим? Да не будет этого! Прославляя ныне преобразившегося на Фаворе Господа, вознесем и возможно чаще будем возносить к Нему усердные молитвы, чтобы присносущный свет Его возсиял и в нас грешных — в наших мыслях, чувствованиях и поступках. Но чтобы наша молитва была действенна, чтобы она не была отвергнута Господом, как жертвы нечестивых древних иудеев (Ис. 1, 11-15; Иер. 6, 20; 14, 12), для этого нам нужно сраспяться Христу со страстьми и похотьми, самым делом доказать свое желание – отрешиться от старого –греховного и сделаться достойными восприятия присносущного света Фаворского. Омойтесь, очиститесь, говорил Господь древним нечестивым иудеям, служившим только внешним Богопочтением, но не имевшим духа сокрушенного и сердца смиренного, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, научитесь делать добро... Тогда придите – и разсудим. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю, если будут красны, как пурпур, – как волну убелю (Ис. 1, 16-18).

Если мы соединим молитвенное горение к Богу с несением Креста Христова, с совлечением с себя ветхого человека, тогда, веруем, вселится в нас благодать Божия, которая уврачует наши немощи и восполнит наши недостатки, тогда, молитвами Богородицы и всех Святых, мы соделаемся причастниками присносущного света Христова, явленного на Фаворе, к чему мы и предназначены Волей Отчей.

Примечание: проповедь произнесена прот. Николаем Писаревым в Спасо-Преображенском монастыре, г. Казани, при Архиерейском служении – 6 августа 1909 года.

РПЦЗ
Tags: Вера и Церковь
Subscribe

  • США: молитва ацтекскому идолу войны

    В калифорнийских вузах вводится странная учебная программа Госдеп США 30 марта опубликовал доклад о состоянии прав человека в мире.…

  • Ударная беспилотная

    «Корсар», «Орион», «Альтиус» вооружены и очень опасны Фото: regnum.ru Длительное время Россия плелась в хвосте стран, которые выпускают…

  • Советы молодому офицеру. На службе

    — Пусть ошибки и ложные приёмы не смущают тебя. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments