"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Панславизм (ч.1). Из глубины веков до Берлинского Конгресса

Сегодня в нашем мире царит принцип "каждому народу – свое государство". Для стран и народов Запада стремление к независимости и индивидуальности кажется естественным. Но справедливо ли это для нас, славян? А ведь наша история говорит обратное: все мы в различные эпохи стремились объединиться вокруг одного центра. Но на пути такого объединения во все эпохи вставало множество препятствий.

До XVIII в. осуществить идею панславизма было невозможно. Славянские народы были разделены границами, а отношения между государствами выстраивались династическими и личными предпочтениями правителя, которые не всегда совпадали с интересами всей страны. Простой пример: Кревская уния 1385 года, когда литовский князь Ягайло ради польского трона порвал с Православием, со своим народом и "поставил крест" на своей стране.

Вторым препятствием для объединения славян был выбор центра. Сербы, хорваты и остальные южнославянские народы быстро попали под владычество Порты, а их территория стала ареной постоянной борьбы между Турцией и остальной Европой. Чешско-моравское государство с самого его образования подавало большие надежды (и даже было одним из претендентов на византийское наследство), однако германские князья быстро подчинили его Священной Римской Империи. Великое Княжество Литовское, успешно начав собирание земель Киевской Руси, пало жертвой династических закулисных интриг. Таким образом, к началу XV в. оставалось только два претендента на роль всеславянского центра: Польша и Москва.

Два центра с самого начала находились в неравном положении. К началу противостояния Польша сильно преуспела: будучи относительно слабой державой и играя на личных чувствах, она сумела с выгодой для себя присоединить Великое Княжество Литовское, а ловкие династические браки позволили заговорить всей Европе о "наступлении Ягеллонов" (династия правила в Венгрии, Богемии, Трансильвании, были попытки занять даже троны германских княжеств). Пока же Польша делала успехи, Москве приходилось бороться насмерть с Ордой и страдать от вечных интриг "господина Великого Новгорода". Но у Москвы было главное преимущество: Византийское наследство, а также невозможность личным и династическим интересам Великого Князя влиять на политику государства (московская система подобного просто не допускала).

Проблемы, стоявшие на пути объединения славян, были решены в XVIII веке, когда преимущества России дали свои плоды. Отношения между государствами стали выстраиваться не сколько династическими делами, сколько интересами стран в целом. Такой расклад больше всего отвечал духу русского народа и совсем не устраивал польскую шляхту, заботившуюся только о личных выгодах. Результат не заставил себя ждать: ослабленная войнами и внутренними раздорами Речь Посполитая была разделена, а Россия выиграла право быть единственным центром объединения всех славян.

После окончания наполеоновских войн в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Англия, Австрия и Россия заняли место первых скрипок в "европейском оркестре". Приход Русской армии в Париж и Венский конгресс вызвали небывалое ранее в истории возвышение нашей страны в мире. Но теперь появились новые проблемы. Дальнейшее объединение славян под одной крышей сталкивалось с интересами великих многонациональных держав. Вторая проблема - после присоединения к России большей части польской территории поляки начали подпольную борьбу за независимость. Но это подсказало выход: если раньше объединение славянских народов делалось дипломатией и войнами, то теперь – силами освободительных движений.

Ну а чей это козырь – народная освободительная борьба? Слово взяли южнославянские народы, изнывающие под властью Турции и имеющие опыт в постоянных восстаниях. Такая борьба требует политической платформы, и вряд ли обойдётся без внешней помощи. Мощь и влияние России давали такую надежду. Панславизм перестаёт быть витающей полумифической идеей и облекается в конкретные политические формы.

Термин "панславизм" впервые был предложен в Чехии Яном Геркелем в 1826 г. В те годы среди западных и южных славян из среды борцов-освободителей вышло множество выдающихся панславистов, сформировавшие основы этой идеи (Йозеф Добровский (чех), Вук Караджич (серб), Людевит Гай (хорват), Павел Шафарик, Ян Коллар (словаки) и др.).

Вне России было сформировано три варианта панславистской идеи. Первый: объединение всех славян вокруг России, приоритет народно-освободительной борьбы и помощь России в войнах против Австрии и Турции. Второй вариант: превращение Австрии в федерацию славян, австрийцев и венгров с присоединением всех польских и южнославянских земель. Третий вариант разработали польские националисты, выступавшие за возрождение Речи Посполитой и противопоставление всех славян России.

В самой России формулированием панславизма занимался Михаил Погодин. В целом, его вариант панславизма был схож с идеями прорусских зарубежных деятелей (первый вариант), но вдобавок ко всему распространял русскую триаду (Православие, Самодержавие, Народность) на остальные славянские народы. России отдана главенствующая роль среди славян, а их объединение под покровом Русского Царя есть неотъемлемая часть великой миссии России в мире. Русский философы Константин Аксаков, Алексей Хомяков, Иван Киреевский и другие — выступили с идеей противопоставления славянского православного мира во главе с Россией во главе "больной", безверной Европе.

Новый толчок к развитию движения был дан в 1848 г., когда на волне европейских революций славянские народы вступили в новый этап борьбы за свою независимость. 20 апреля 1848 г. хорватский историк Иван Кукулевич предложил идею созыва Всеславянского конгресса. Он был созван 2 июня, но представителей нашей страны на нём практически не было. На нём обсуждались вопросы организации борьбы славян за независимость, а также искался компромисс между различными вариантами панславизма (было отдано предпочтение прорусскому панславизму). На первый взгляд, для России "весна народов" 1848 г. была отличным шансом для претворения идей панславизма в жизнь. Но перед Николаем I стоял щекотливый выбор. Поддержка Россией всеобщего славянского восстания испортила бы её репутацию страны, честно выполняющей все договорённости и охранителя порядка. Отказ в помощи сильно бы обидел панславистов. Кроме того, были опасения, что Русская Армия может не выдержать кровопролитную войну против Австрии и Турции, а в перспективе и против всей остальной Европы. В итоге пришлось выбирать международный престиж и жертвовать панславизмом: Россия помощью Австрии в подавлении венгерского восстания ещё больше укрепила репутацию "жандарма Европы" и разочаровала панславистов.

Несмотря на всё это, среди отечественной интеллигенции, в отличие от дворянской элиты, идея борьбы с Австрией за освобождение славян была очень популярна. В 1858 возник первый в России Славянский комитет (Московский), проводивший активную благотворительную деятельность по изданию и рассылке книг на славянских языках, поддерживавший национальные устремления болгар и сербов. Постепенно эти комитеты стали появляться во многих городах. В их деятельности активно участвовали известные писатели В.И.Даль, Аксаковы, Ф.И.Тютчев, историки С.М.Соловьев, Д.И.Иловайский и многие другие.

В мае-июне 1867 г. по случаю Русской этнографической выставки в Москве прошел новый Славянский Съезд, на который съехались 81 представитель от зарубежных славянских организаций. Делегаты съезда удостоились аудиенции у Императора Александра II. Идея славянского единства звучала во многих выступлениях на Съезде. Но самое главное достижение Съезда – создание тесных связей между панславистскими организациями. Это было сделано очень кстати: напряжение на Балканах росло, и начало войны было лишь вопросом времени.

Наибольший политический вес панславизм приобрёл в 70-ые г. XIX в. во время русско-турецкой войны 1877—1878. Перед Россией и панславистским движением стояла задача создания независимых славянских государств на Балканах (как первый этап на пути воссоединения) Однако ещё до начала войны пришлось пожертвовать Боснией – она была отдана Австрии как выкуп за её невмешательство в войну. Больше всего надежд возлагалось на Сербию и Болгарию. И они оправдались: сербские и болгарские добровольцы сделали значительный вклад в разгром турецких армий.

После окончания войны Россия и панславистское движение столкнулись с противодействием европейских держав, которых возмутил грабительский, по их мнению, Сан-Стефанский мирный договор. По этому договору большинство балканской территории Турции отдавалось Болгарии. А сама Болгария начала движение в сторону России. Появилась реальная возможность, что Болгария просто войдёт в состав нашей страны, и тогда Австрия с "боснийской взяткой" вылетит из региона. Такое слияние было бы победа панславизма, что грозило Австрии и Германии новыми восстаниями славянских народов и повторением 1848 г.

В такой ситуации надо было что-то делать. Англия и Германия потребовали пересмотра Сан-Стефанского мира на Берлинском конгрессе. Их главной задачей являлось расчленение южных славян на мелкие государства, которые было легко контролировать, подчинять своему влиянию, а также стравливать между собой. Разделение Великой Болгарии и возврат части отнятой территории Турции превратило Балканы в кучку непрерывно ссорящихся государств. Политические склоки между новообразованными государствами стали ссорить бывших братьев по панславистском союзу. Нарастающая мощь Англии и наличие на континенте сильной сухопутной австро-венгерской армии сдерживало Русских Императоров от активной борьбы за распространение идеи. Южно- и западнославянские народы, опасались, что если они проявят инициативу, как в 1848 г., эта идея не найдёт поддержку у России и их борьба закончится поражением.

Конец XIX века стал поражением для панславизма. Новый расклад политических сил в Европе после Берлинского Конгресса не давал надежды на успех национально-освободительной борьбы, поскольку такое восстание обречено, а его внешняя поддержка быстро выльется в большую войну. Надо было искать новую тактику в борьбе за объединения славян.

Александр Павлов, Глеб Ходкевич
Tags: События и комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments