"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Два «Варяга»

1 ноября 1899 года, то есть 120 лет тому назад был спущен на воду в американском городе Филадельфия знаменитый русский крейсер «Варяг», заслуживший себе славу в неравном бою у города Чемульпо (Инчхон). Этот бой явился началом Японо-русской войны (1904—1905 гг.).

Подвиг «Варяга», участвовавшего в сражении с превосходящими силами противника, восхитил весь мир, но мало кто знает, что у крейсера «Варяг» был предшественник – парусно-винтовой корвет «Варяг», принявший участие в экспедиции русского флота к берегам Америки в 1863—1864 гг.

Корвет «Варяг» принадлежал к числу русских судов, которые были оснащены паровыми машинами, и все эти корабли входили в программу модернизации русского флота.

1863 год в мировой истории имел достаточно серьезное значение. В Польше вспыхнуло восстание против России, которое, когда тайно, когда явно, поддерживали Англия и Франция. Польское восстание носило кровавый характер, и его не следует считать чисто освободительным и «прогрессивным», ведь польское «Jeszcze Polska nie zginęła» означало не только требование независимости Польши, но и захват коренных земель Великороссии, Белоруссии и Малороссии. В этом смысле, перед нами очередная попытка польского панства усесться на шее других людей, принадлежащих совершенно к иной национальности.

Англия и Франция играли в свою игру. Ослабления России после Крымской войны им показалось недостаточно, поэтому поддержка польских сепаратистов и должна была помочь хоть каким-то образом расколоть Российскую империю.

Любопытно, что радикальная группировка польских инсургентов носила простонародное название «Красные».

В Северной Америке в 1861 году вспыхнуло противостояние между Севером и Югом, получившее неверное название Гражданской войны, да и повод для начала данной войны обычно подают липовый – борьба за освобождение негров-рабов. На самом деле, на территории США сформировались два этноса, два зародыша возможных наций: дикси — южане и янки — северяне. Они отличались друг от друга и в стереотипах поведения, и в идеально-нравственном плане. Численность дикси была меньше во много раз, но на территории Юга имелись огромные плантации хлопка.

Хлопок в XIX веке- это стратегическое сырье, приносившее очень большие доходы. Независимость Конфедерации штатов Америки (КША) автоматически означала, что экономика Севера будет подорвана, ибо южный хлопок будет сбываться в любые страны и по любым ценам. Дикси было наплевать на единство с янки, экономическое процветание они могли себе обеспечить сами.

Англичане в противостоянии Юга и Севера лицемерно поддержали южан, ибо по духу Англия была гораздо ближе Северу. Однако хлопок, джентльмены, он и решил все! Россия выступила в поддержку «демократического» Севера. Это диктовала геополитическая обстановка.

Корвет «Варяг» отправился в 1863 году к берегам Северной Америки в составе эскадры. Командиру корвета, капитан-лейтенанту Лунду была поставлена задача угрожать морским путям в Атлантике и в случае особой ситуации перехватывать английский и французские суда.

Русская эскадра была как бы ответом на провокационные действия Англии и Франции против России в Польше и одновременно угрозой, возможно предотвратившей прямое участие Англии в польских событиях. Для того, чтобы Англия задумалась, надо было ударить ее по самому больному месту – по кошельку. И, конечно же, русский флот способствовал победе Севера над Югом. Морской министр США Уэллес в своем личном дневнике отметил «Боже, благослови русских!»

Корвет «Варяг» после экспедиции совершил выдающийся морской переход и стал первым русским военным кораблем, прошедшим через Магелланов пролив в Тихий океан.

«Варяг» неоднократно совершал походы в Японию. Тогда еще русско-японские отношения не достигли высочайшего конфликтного напряжения.

Но вернемся в 1904 год. Крейсер «Варяг» был блокирован в Чемульпо, в нейтральном порту вместе с канонерской лодкой «Кореец». 9 февраля 1904 года капитан «Варяга» Всеволод Федорович Руднев получил от японского контр-адмирала Уриу ультиматум – покинуть порт Чемульпо. Если русские этого не сделают, Уриу грозился нанести удар по нашим кораблям на рейде.

Эскадра Уриу состояла из 14 судов. Безусловно, не все они приняли участие в сражении. Русские корабли нанесли многочисленные повреждения вражеским, но прорваться через превосходящие по всем параметрам силы противника не удалось.

Русские крейсер потопил один японский миноносец и серьезно повредил два японских крейсера, но выхода не было. Команды кораблей приняли решение уничтожить их.

«Варяг» был затоплен, канонерскую лодку «Кореец» взорвали. Кроме того, русские моряки затопили пароход «Сунгари», в сражении участия не принимавший.

Подвиг «Варяга» и капитана Руднева был оценен даже врагами. Уже в 1907 году Руднева японский император наградил орденом Восходящего солнца. Он стал вторым европейцем, получившим этот орден. До него такой чести удостаивался только генерал-майор Иван Иванович Зарубин в 1881 году. Руднев орден принял, но никогда его не носил.

Корвет «Варяг» и крейсер «Варяг» — это символы русской морской традиции, это часть нашей истории, и забывать о ней нельзя. Дыры в истории – это все равно, что дыры в сердце нации.

Александр Гончаров
Общество "Двуглавый Орел", rusorel.info


#флот #история_России #модернизация #Варяг #сражения #корвет #крейсер
Tags: #Варяг, #история_России, #корвет, #крейсер, #модернизация, #сражения, #флот, Военный отдел, Государство Российское, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments