"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Иван III Державный (часть 1)



Когда речь заходит о великих правителях Руси то большинство сразу вспоминает Петра I, Екатерину, Александра Невского и Ивана Грозного личности которых действительно вписываются в мировую историю. Каждый по своему и в свое время. Если расширить круг, то вспоминаются Владимир Креститель, Владимир Мономах, Рюрик, Ярослав Мудрый. Они были достойными в нашем отечестве спору нет. Но так исторически сложилось и этому нет объяснений (хотя есть предположения и весьма обоснованные), что личность Ивана Третьего не просто забыта и отодвинута в сторону, а по сути его заслуги перед отечеством умышленно искажались поздними историками, особенно советского времени. [1]

Создателю Русского государства у нас памятник один (в Калуге) единственный на всю Россию, а памятников Петру I превеликое множество. Значит, памятью Ивана III мы не очень дорожим.

Когда мы любуемся панорамой Московского Кремля с его древними соборами, самое время вспомнить государя всея Руси Ивана Васильевича. Не Ивана Грозного, конечно, а его деда, он тоже был Иван Васильевич. Московский Кремль создавался по его почину. То же самое и наш государственный герб, двуглавый орёл, впервые появился на великокняжеских печатях Ивана III в конце XV века. Пятьсот лет назад!

Пятьсот лет назад он создал в России тот тип верховной власти, который сохраняется у нас до сих пор! Все наши цари, императоры — наследники Ивана III. И его ученики… чаще нерадивые.

А вот Ивану III учиться было не у кого. Хотя он был современником великого знатока политических технологий эпохи Возрождения — Никколо Макиавелли. Но они никогда не встречались. Макиавелли жил в Италии, свою знаменитую книгу «Государь» (о том как, какими методами надо бороться за сильную власть) написал через несколько лет после смерти Ивана III. Впрочем, это ещё не известно, кто у кого мог поучиться. В отличие от итальянца, Иван III не проиграл ни одной политической партии.

В ходе правления этого Великого князя и Державного государя произошло немало определяющих судьбу русского государства событий. Во-первых, произошло объединение значительной части разрозненных русских земель вокруг Москвы. Этот город окончательно становится центром общерусского государства. Во-вторых, было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов. После стояния на реке Угре Русь окончательно сбросила с себя татаро-монгольское иго. В-третьих, при правлении Ивана III территория Руси увеличилась в пять раз и стала составлять порядка двух миллионов квадратных километров. Также был принят Судебник - свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения. Государем была учреждена первая на Руси почта, в городах появились городские управы, было запрещено пьянство, существенно усилилось вооружение войск. [2]

Ивану III принял от отца Василия II, прямо скажем, тяжёлое наследство: разорённую (после усобной войны с Дмитрием Шемякой. прим сост.), полуразвалившуюся страну. К тому же зависимую от татарских ханов.

Иван III начал собирать не земли, чем прославился его предок Иван Калита, Иван I. Уже несколько столетий власть на Руси была рассредоточена, разделена на уделы между членами большого княжеского рода. В этой княжеской федерации шла бесконечная кровавая война за власть. Вместе с тем совершенно ясно, что междоусобные войны являлись главным препятствием на пути к национальному возрождению и политической независимости.

Эта бессмысленная борьба князей делала Русь лёгкой добычей соседей. Удельная Русь не имела исторического будущего.

Сложившуюся закоренелую систему Иван III начал постепенно, но решительно менять в 1470 году, может быть, даже немного раньше.

Начал свою реформу Иван III с Новгорода – повёл борьбу с новгородским сепаратизмом.

Летом 1471 года Иван III начал крупную военную операцию против Новгородской боярской республики. Три колонны московских войск двинулись в разные концы огромной Новгородской земли. Одна из колонн огибает озеро Ильмень по западному берегу и идёт на соединение с псковичами, которые выступают на стороне Москвы.

Обычно русские князья ходили на Новгород зимой. Так легче пройти через здешние болота. Но Иван III торопится. Он идёт летом. До зимы может оформиться антирусская коалиция с участием соседней с Новгородом Литвы, Ливонского ордена и Орды... Причём в Новгороде есть влиятельные силы, которые активно ищут защиты в Литве. Опаснейшая тенденция, между прочим. Ведь Литва в то время – это огромное государство: Смоленск, Калуга, Киев – это всё Литва. Граница проходит чуть ли не под Москвой. А потому новгородско-литовское сближение надо предотвратить. Но это – не более чем реалии данного момента. Цель, идея похода Ивана III – другая.

Ещё в прошлом году он открыто объявил новгородским послам свою политическую доктрину: он призывал их не отступать от "старины". А "старину" Иван III понимал как исконное единство Русской земли под властью великого князя, как это было при Рюрике и Владимире Святом.

С идеей "старины" правительство Великого Новгорода не согласилось. Оно держалось своей новгородской, боярской "старины". Пришлось решать спор на поле брани. Кровопролитное сражение на реке Шелони поставит точку в этом споре: войско Господина Великого Новгорода будет разбито на голову.

Сражение на Шелони закончилось пленением нескольких тысяч новгородских воинов. В их числе была верхушка новгородского боярства. Иван III распорядился участью пленных своеобразно: большинство были просто отпущены на волю. Это были так называемые "меньшие люди", рядовые горожане. А вот четверо бояр, в том числе Дмитрий Борецкий, были казнены. Хотя в прежнее время с ними поступили бы как с почётными пленными, и они подлежали выкупу. Но ведь Иван III объявил, что Новгород – его "отчина" – часть единого государства, значит, организаторы выступления против исконной власти – не почётные пленники, а государственные изменники.

Кроме того, казнённые – это не просто знатные люди, бояре. Это – олигархи. Власть в Новгородской республике находится в их руках. С помощью политических технологий, вероятно, не менее эффективных, чем в наше время, олигархи ловко манипулируют общественным мнением. Так что новгородское вече и прочие демократические институты им не помеха, они обслуживают их интересы.

Но люди на Руси обычно не поддерживают носителей неправды и уж тем более не любят, когда их "держат за дураков". А потому большинство новгородцев и жителей новгородских пригородов не захотели умирать за такую демократию. Шелонская битва как раз и обнаружила у новгородцев отсутствие всякого воодушевления.

(Невольно напрашивается аналогия из обстановки наших дней: по нарезанным в первой половине ХХ века большевиками по телу Единой и Неделимой России границам в 1991 году был произведён разрыв Русского пространства на несколько "уделов". "Удел" Украина стремится в современную антирусскую коалицию. В 2014-м году многие рядовые и офицеры ВСУ готовы были сдаваться без боя, если бы на территорию Украины вошли ВС РФ.)

Через несколько дней после Шелонской битвы в Коростыни, на берегу Ильменя, начались переговоры Ивана III с новгородцами. Архиепископ Феофил, возглавлявший новгородскую депутацию, от имени горожан "бил челом в своём преступлении". Потом заключили договор (докончание). Важным пунктом этого договора был отказ Новгорода от самостоятельной внешней политики. С этим связано обязательство не принимать недругов великого князя и не обращаться за помощью к Литве. Внешняя политика государства – это прерогатива великого князя.

О внешней политике Ивана Васильевича разговор особый. Реформатор придаёт ей исключительное значение. Первым делом – "прорубает окно в Европу". Задолго до Петра Великого!

Там в Европе, Иван III выбирает себе невесту – племянницу последнего византийского императора – Зою Палеолог.

Зоя Палеолог была принцессой погибшего царства — православной Византии. И жила она не в Константинополе, в котором хозяйничал турецкий султан, а в Риме; жила на попечении папы римского, главы католического мира. И вот теперь не кто-нибудь, а сам папа римский Павел II прислал Ивану III послание, в котором обещал свою поддержку в случае, если великий князь захочет посвататься к византийской принцессе.

Падение Византии Рим попытался использовать для подчинения православной греческой церкви с помощью так называемой «унии». Отец Ивана III и русские иерархи категорически отвергли идею унии, после чего отношения Москвы и Рима стали откровенно враждебными. Собственно говоря, никаких реальных отношений и дипломатических контактов не было вовсе.

И вдруг грек Юрий Траханиот привозит Ивану III в Москву некий «лист» с посланием папы по поводу брачного союза.

Великий князь, поразмыслив, решил откликнуться на предложение папской курии.

Решение, несомненно, было политическим и государственным.

Иван III сделал свой непростой выбор. И не ради так называемого «византийского наследства», не для того, чтобы объявить Русь политической и духовной преемницей Царьграда, Византийской империи. Этот вопрос… будет решён на Руси без ссылок на права, полученные через брак Ивана Васильевича с Зоей Палеолог … дело было в другом. Свой брачный союз государь использовал для того, чтобы вывести страну из политической и культурной самоизоляции. Чтобы начать общаться с Западом, где Рим был влиятельной политической силой.

Открытость миру станет при Иване III одной из важнейших государственных идей. И вот что следует обязательно отметить: эта открытость не имеет ничего общего с западничеством Петра Великого. Иван III не ломал Русь через колено и не менял логику национального развития.

Обряд венчания состоялся в Кремле, в маленькой деревянной церкви, устроенной внутри строившегося тогда нового Успенского собора. Стены белокаменного храма успели возвести на высоту человеческого роста; кругом стояли леса, рядом — горы приготовленного камня…

Так пересеклись два исторических события: свадьба великого князя и «гречанки» и —строительство собора. Главного храма Москвы и всего Московского государства.

20 мая 1474 года почти достроенный собор рухнул.

Причина катастрофы при строительстве Успенского собора была очевидной: технические просчёты. Лучшие зодчие страны не смогли одолеть технических проблем. За рухнувшим собором Иван III увидел нечто большее: строительная культура России со времен монгольского нашествия находилась в упадке. И эту проблему надо было срочно решать…

(Продолжение следует)

Источники

1) ГОСУДАРЬ, ДЕРЖАВНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН 3 ВАСИЛИЕВИЧ. Живой Журнал URL:https://zloivinni.livejournal.com/102884.html (дата обращения: 26.10.2019);
2) Андрей Детцель. 10 самых значимых правителей Руси из династии Рюриковичей. Вологда КП. URL:https://www.vologda.kp.ru/daily/26135/3026001/ (дата обращения: 26.10.2019);

Подготовил В. Галкин


#РОВС #история_России #ИванIII #Москва #Новгород #Литва #война #политика #Зоя_Палеолог #Успенский_собор
Tags: #Зоя_Палеолог, #ИванIII, #Литва, #Москва, #Новгород, #РОВС, #Успенский_собор, #война, #история_России, #политика, Государство Российское, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments