"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Екартерининский тракт: двухсотлетняя дорога, по которой до сих пор можно ездить

На Южном Урале до наших дней сохранились участки старой дороги, вымощенной булыжником два столетия назад, по указу Екатерины II. Местная дорожная сеть раскинулась в виде придатков Сибирского тракта, связавшего столицу Российской Империи и Китай. Несмотря на столь продолжительное время, прошедшее с момента укладки дорожного полотна, до сих пор местные жители используют «Катин тракт», как они сами его называют, по его основному назначению. Тракт сохранился бы в более масштабном виде, если бы не дорожные работы, кои проводят ежегодно, и желание отдельных сограждан разжиться «халявной» брусчаткой.

Небольшой исторический экскурс. Испокон веков одной из двух главных проблем Руси оставались дороги. Сейчас с ними все более или менее нормально, но каких-то триста лет назад дорожной сети не было от слова совсем. В большей мере логистика опиралась на речное судоходство и транспортировку грузов волоком. Так что возникшая распутица могла растянуть срок доставки грузов даже на небольшие расстояния. Короче говоря, отсутствие транспортной инфраструктуры значительным образом тормозило развитие отечественной экономики, а вместе с ней и остального прогресса.

Развитие торговых отношений с Китаем потребовало создание транспортных коридоров. Остро назрел вопрос развития магистрального дорожного полотна. Так появился Сибирский тракт, между прочим, ставший самой длинной полевой дорогой в истории человечества! Со временем тракт обрастал вспомогательной дорожной сетью.

Поначалу булыжные мостовые связали крупные города, а затем и небольшие веси. По мнению историков, дорожная сеть начала опутывать уральский регион во времена правления Императрицы Екатерины.

«В городах и селениях, у питейных домов не останавливаться»

Главной транспортной артерией Урала долгое время оставалась дорога, связавшая Екатеринбург и Оренбург. Однако тракт пролегал не напрямую, а связывал между собой десятки крупных городов и сотни небольших поселений. В теплое время года по тракту перегоняли скот, везли продукты питания и прочие грузы. Как правило, основной трафик наступал в весенне-летний период под открытие многочисленных ярмарок. Зимой тракт использовался значительно реже ввиду особо тяжелых и опасных условий эксплуатации.

По приказу Александра I были утверждены правила обустройства трактов. Согласно требованиям, предполагалось использовать под устройство тракта полосу шириной в 30 сажен (порядка 60 метров). Под проезжую часть отводилось 10 сажен (около 22 метров), по 5 сажен (10 метров) с каждой стороны надлежало использовать для обустройства сточных канав и зеленых насаждений, остальную часть выделяли под перегон домашнего скота. Строили и поддерживали тракт крестьяне, обложенные дорожной повинностью. В качестве стимула им предлагали возможность заработать неплохие деньги на транспортной инфраструктуре, обустроив придорожный сервис: организуя постоялые дворы и торговые точки. Так что тракты становились довольно притягательным для крестьян и местечковых помещиков.

Передвижение по тракту было отрегулировано особым расписанием и уставом. К примеру, ямщик был обязан на ночь останавливаться исключительно на постоялых дворах или станциях. При этом для экипажей, осуществлявших доставку важных грузов, к примеру, перевозивших государственную корреспонденцию, действовал особо строгий запрет: «нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться».

Маршрут кандального звона

Одной из центральных точек на пути Уральского тракта стал город Верхнеуральск, а точнее основанная в нем тюрьма. Этот город стал обязательным пунктом пребывания как осужденных с местного региона, так и каторжан перегоняемых из губерний центральной части страны в Сибирь.

Несколько столетий Верхнеуральский централ оставался главной перевалочной базой в пенитенциарной системе России. Каторжан заковывали в кандалы, связывали друг с другом и вели группами по 100-200 человек, иногда их количество достигало 500 человек, в день колонны проходили по 20-30 километров.

По аналогии с узловыми жд-станциями, здесь менялись конвоиры, лошади, также давали кратковременный отдых арестантам. В разное время стены местной тюрьмы встречали декабристов, народников, террористов, демократов и революционеров. По самым скромным подсчетам, в XIX веке по Екатерининскому тракту прошли более одного миллиона осужденных каторжан.

Умели же строить…

Дорожное покрытие из брусчатки сохранилось в Челябинской области на нескольких участках. Один фрагмент старинного «автобана» расположен в Уйском районе. Выстланный двухсотлетней брусчаткой, бывший екатерининский тракт, расположен между древней Петропавловка и селом Ахуново.

Местные жители активно используют дорожное полотно при передвижении между населенными пунктами. Причем, данный участок дороги находится практически в идеальном состоянии: ни выбоин, ни рытвин, ни ям – ни одной характерной черты «второстепенных» областных дорог.

Второй участок дороги, на котором мне довелось побывать, располагается в Каслинском районе. Небольшой фрагмент тракта сохранился чуть хуже, чем предыдущий фрагмент, но все же исправно держит дорогу. Оба этих участка являются частью огромного Екатерининского тракта, по которому можно было добраться из Оренбурга в Соликамск или из Уфы в Челябинск.

Любушкин Андрей

#история #дорога #надежность #транспорт #ЕкатеринаII
Tags: #ЕкатеринаII, #дорога, #история, #надежность, #транспорт, Государство Российское, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments