
Как и в России, гражданская война в Испании сразу же приняла не только политический, но и религиозный характер: в то время как франкисты выступали с позиций защиты Веры, республиканцы насаждали воинственный атеизм – только в Мадриде в одну ночь с 19 на 20 июля 1936 года ими было демонстративно сожжено 50 церквей…
Сам генерал Франко, которого вскоре стали называть «Испанским Корниловым», о целях этой борьбы говорил: «Наша война – это война религиозная. Мы все, кто боремся, христиане или мусульмане, мы солдаты Бога, и мы воюем не против других людей, а против атеизма и материализма...»

Ещё раньше в национальную Испанию окружным путём, через Португалию, прибыл редактор журнала «Часовой» (неофициальный печатный орган РОВСа) капитан В.В. Орехов. В Саламанке, где находился штаб Национальной Испанской армии, Орехов представился генералу Франко в числе первых одиннадцати иностранных журналистов и в качестве военного корреспондента был прикомандирован к армии генерала Варелы.
Вскоре генерал Миллер издал циркуляр о порядке приема добровольцев в Испанский иностранный легион. Этот призыв был горячо поддержан многими Белыми офицерами. В Париже только от одного Корниловского ударного полка сразу же записалось 53 желающих отправиться добровольцами.

В начале марта 1937 года франко-испанскую границу тайно перешла первая группа добровольцев РОВСа во главе со штабс-капитаном Марковского артиллерийского дивизиона Д.К. Голбаном. 1 апреля ушла вторая группа. В августе – третья… Но после задержания французскими жандармами четвёртой группы переходы через франко-испанскую границу пришлось прекратить: французские власти перекрыли её наглухо, и проникнуть на территорию Национальной Испании стало практически невозможно.
Командование РОВ Союза пыталось наладить другой канал отправки русских добровольцев – через Италию, которая оказывала военную помощь франкистам. Однако итальянские власти, опасаясь лишних международных осложнений, воспротивились этому. Таким образом, попасть в Национальную армию удалось очень немногим.
Тем не менее около восьмидесяти русских Белых добровольцев, в основном – чинов РОВСа, всё же смогли вступить в армию генерала Франко. Из них был сформирован русский взвод, который сражался в рядах испанских рекете (монархистов-традиционалистов), в составе отдельного батальона «Донна Мария де Молина» (Tercio Donna Maria de Molina). Некоторая часть русских добровольцев попала служить в Испанский Иностранный Легион.

Для помощи Белым воинам, сражающимся в армии Франко, и их семьям летом 1938 года в Брюсселе (Бельгия) был образован Комитет под председательством вдовы Главнокомандующего Русской Армии баронессы Ольги Михайловны Врангель. В состав Комитета вошли жёны видных деятелей РОВСа и других русских национальных организаций: графиня К.В. Апраксина, С.А. Архангельская, Г.И. Беккер, А.Р. Варнек, Е.С. Гартман, М.М. Иванова, М.В. Орехова (секретарь), В.А. Пурпиш, Л.А. Резвая, Ш.Г. Фричеро (вице-председатель). Русская Белая эмиграция воспринимала войну в Испании как продолжение начатой в 1917 году войны с мировым злом коммунизма и в подавляющем своём большинстве всем сердцем была на стороне испанских Белых.


Среди погибших – генерал-майор Анатолий Владимирович Фок, который, будучи опытным артиллеристом, командовал в Арагоне артиллерией укрепленного района Кинто. В одном из своих последних писем генерал Фок писал: «Те из нас, кто будет сражаться за национальную Испанию, против III Интернационала, а также, иначе говоря, против большевиков, тем самым будут выполнять свой долг перед Белой Россией».

Фрагмент из книги: И.Б. Иванов. «Под Русским Знаменем. Белое Дело между прошлым и будущим». – М.: 2017. – 416 с.
#РОВС #ИгорьИванов #Испания #Франко #Миллер #гражданскаявойна #рекете #франкизм #добровольчество