"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

"Ревизионистский" фильм

В последние годы российский кинематограф выпускает весьма необычные фильмы на военную тематику. "Апостол", "Утомлённые солнцем", "4 дня в мае" и им подобные вызвали множество скандалов, а мнения критиков разделились. На 70-летие начала советско-германской войны зрителям преподнесли новую ленту: "Служу Советскому Союзу". Название фильма сразу ассоциируется с лентами 60-80-х гг. Но после просмотра задаёшься вопросом: о чём думали создатели фильма и что они хотели этим сказать?

Вкратце содержание. В лагерь на Кольском полуострове попадают главный редактор газеты и известная актриса. Он – за опечатку в газете ("Товарищ Сралин" на первой полосе). Она – за отказ в интиме самому Лаврентию Павловичу. Он – на лесоповале, она – развлекает зеков на концертах актёрской группы ГУЛАГа. До этого они жили гражданским браком, а после перелома потеряли друг друга из виду.

В фильме присутствуют две сюжетные линии. Одна раскрывает чувства между Михаилом и Таисией, встретившиеся после разлуки и простившие друг другу все прегрешения. Вторая линия – судьба лагеря во время войны. Всё начинается с того, что во время перекура зеки случайно находят клочок газеты с известием о начале войны (и это в лагере недалеко от финской границы в конце июля!). У некоторых заключённых появилась надежда, что их выпустят и отправят на фронт. Но война приходит сама: на лагерь нападают немцы. НКВДшники при этом быстро убегают, предоставив зеков самим себе, которые тут же разделились на две группы: одна за сдачу немцам, а другая за сопротивление. Настроенные на защиту лагеря берут верх, а потом им хитростью удается уничтожить десант. Прибывший по тревоге отряд НКВД ставит выживших обитателей лагеря к стенке за "встречу немцев с оркестром".

На первый взгляд кажется, что фильм насквозь антисоветский. Об этом говорит почти всё, начиная от самой темы фильма и заканчивая мелкими эпизодами (например, когда лагерный авторитет Одесса заявляет, что он русский, а не советский человек). Ревизия советской истории – очень актуальная тема, и такой фильм точно не останется незамеченным. Но этот фильм не так прост как кажется...

Начнём с того, что создатели ленты явно переборщили с антисоветизмом. Переборщили настолько, что становится непонятным: недоделка это, или ирония? Главные отрицательные персонажи - чекисты - показаны зверями, а не людьми. Никто не отрицает преступлений ЧК, но зачем перегружать фильм негативом? Мы видим только сцены сплошного насилия чекистов над заключёнными. Но не видим ответа на вопрос: а почему эти люди пошли в НКВД? Что их заставило стать палачами своего же народа? Ответ следует искать в искорёженных людских судьбах и в самой системе. Ничего этого в фильме нет.

Один из главных антисоветчиков – лагерный авторитет "Одесса" – поначалу смотрится весьма неплохо. Но под конец, когда он отвечает редактору на "советский народ" и ругается чуть ли не матом – вспоминаются, мягко говоря, нехорошие отзывы Ульянова-Ленина о нашем народе. И этот образ создателями фильма часто используется. Зеки (в т.ч. настроенные антисоветски) представлены как, прощу прощения, простой скот. На лагерь готовится нападение, а они с криками выбирают военный совет и под конец устраивают междоусобицу. Разумеется, что если бы эта ситуация случилась в реальной жизни, тоже появились бы готовые защищать лагерь и желающие сдаться врагу. Отличие в разности менталитетов: реального и того, что представлен в фильме. Советский человек привык работать под ударами палки, а если он сам руководит – то применяет палочный метод так же, как раньше применяли к нему. Но обратимся к истории Русской Армии: перед тем, как вступить в тяжёлое сражение, в котором нет никакой надежды на победу, в котором остаётся только погибнуть, командование всегда предоставляло выбор солдатам: или остаться или покинуть поле боя. Хотя покинувших не осуждали, почти все соглашались вступить в сражение. Второе отличие: в России никогда не было таких понятий как заградотряд и расстрел перед строем. В фильме мы видим типично советский менталитет: желающим сдаться пригрозили расстрелом. Можно возразить – это же советские времена, так и должно быть. Но в то время стрельбу своим в спину и палочную дисциплину простой человек не принимал, советский менталитет тогда ещё не сформировался. И наконец третье отличие: советскому человеку абсолютно безразлична судьба его ближнего, в то же время русский человек, как Христианин, готов "положить душу свою за друзей своих".

Кроме того, фильм полон казусов и недоработок. Это и история со "Сралиным" (куда в редакции смотрели-то?), и прямая связь с Берией в кабинете начальника лагеря. Это и клочок газеты, по которому зеки через месяц(!) узнают о войне (а ведь из заключённых накануне войны формировался Второй Стратегический эшелон – те самые "чёрные армии"). Сюда же относится и удивительно лёгкий разгром немецкого десанта. Перечислять все ошибки можно до бесконечности. Сюжет тоже недоработан, связь между сюжетными линиями полностью отсутствует, напряжённые и ключевые эпизоды сжаты до предела, зато много времени уделяется переливанию из пустого в порожнее.

В целом, антисоветский фильм с кучей недоработок и претензий превращается в карикатуру, в ленту-пустышку, которая лишь усилила крики сторонников Советского Союза. И это вполне объяснимо. Сегодня, когда набирает обороты ревизия советской истории и люди начинают видеть истину, наше общество по советскому вопросу разделилось во мнениях. Полноценный ревизионистский фильм, показывающий правду безо всяких прикрас и гипербол, сегодня невозможен, поскольку деньги на кинематограф выделяет государство. А мы все хорошо знаем, в чём заинтересованы корпорация "РФ" и лично Путин. Они не хотят отказа от советского прошлого, даже в сегодняшней напряжённой политической обстановке. Отстаивать советскую версию сегодня глупо, а правду сказать нельзя. Поэтому остаётся один выход – утопить истину в потоке лжи и грязи так, чтобы человек потерял надежду найти правду.

Подобные фильмы несут непоправимый вред ревизионистской теме, дискредитируя её и дезориентируя людей реками лжи. Она требует аккуратности, спокойствия и честности. Нельзя людям рассказывать правду, показывая вот такие фильмы-пустышки. Нельзя смешивать истину и ложь с помощью приёмов этого фильма, т.к. правда всегда чиста.

Нам остаётся только надеяться на то, что в будущем люди не утратят интереса к истине советского прошлого и захотят узнать всё как было на самом деле и без прикрас. Даже несмотря на то, как страшна наша истинная история XX в. С другой стороны, говорить правду, когда она твоей стороне, проще простого…

Глеб Ходкевич
Tags: События и комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments