"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Ложная цель со сложной судьбой


Long Range Stand Off (LRSO) – новейшая стратегическая крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ), ныне находящаяся в стадии разработки эскизного проекта, должна до 2030 года заменить весь арсенал устаревших КР AGM-86В.

В 2017-м Raytheon и Lockheed Martin получили отдельные контракты от Министерства обороны и ВВС США. Каждой компании для доработки технологий и снижения рисков (Technical Maturation and Risk Reduction, TMRR) выделено по 900 миллионов долларов. Обозначения YAGM-180A и YAGM-181A присвоены прототипам КР Raytheon и Lockheed Martin соответственно. В 2022-м Министерство обороны США на конкурсной основе выберет один из проектов для инженерно-технической и производственной разработки (Engineering, Manufacturing and Development, EMD).

Развитие нового поколения КРВБ можно отследить с января 1968 года, когда ВВС США разработали тактико-технические требования к ракете – ложной цели для защиты бомбардировщиков от советских ЗРК и истребителей-перехватчиков под названием SCAD (Subsonic Cruise Aircraft Decoy). SCAD должна была стать ракетой-мишенью, которая имитировала бы бомбардировщики на экранах РЛС, имея такую же ЭПР, для введения в заблуждение систем ПВО противника. По сути это было продолжением проекта ложной цели-имитатора ADM-20 Quail. На стадии формирования концепции выяснилось, что SCAD может быть оснащен ядерной боеголовкой, и название изменили на Subsonic Cruise Armed Decoy. С началом полномасштабной разработки в июле 1970 года ракета получила обозначение ZAGM-86A вместо прежнего SCAD. Однако стоимость электронных систем для программы SCAD резко возросла, и в июне 1973-го проект был закрыт – стало ясно, что экономически более выгодно разработать чисто ударную крылатую ракету без возможности двойного назначения.

После отмены программы SCAD ВВС США немедленно запустили новую программу разработки КРВД в ядерном оснащении, используя SCAD в качестве отправной точки. В сентябре 1974 года с фирмой Boeing был заключен контракт на разработку новой ракеты. Обозначение AGM-86A сохранилось, поскольку новая ракета ALCM была по сути вооруженным имитатором SCAD. AGM-86A имела длину всего 4,3 метра (14 футов) и поэтому могла применяться с тех же внутрифюзеляжных револьверных пусковых установок CSRL (Common Strategic Rotary Launcher), что и AGM-69 SRAM. Тестовый пуск AGM-86A состоялся в марте 1976-го, а первый полет с полностью функционирующей системой управления выполнен в сентябре того же года. AGM-86A имеет инерциальную навигацию Litton P-1000 вместе с системой McDonnell Douglas AN/DPW-23 TERCOM (Terrain Contour Matching).

В 1977 году стартовал проект JCMP (Joint Cruise Missile Project): на базе КР AGM-86A было решено разработать ракету с увеличенной вдвое дальностью полета, получившую обозначение AGM-86B. Одной из главных целей являлась максимальная унификация перспективных КР, разрабатываемых для нужд ВВС и ВМФ США. Для оснащения надводных кораблей и атомных подводных лодок ВМС США фирмой Raytheon разрабатывалась КР BGM-109A «Томагавк». При реализации программы JCMP было принято решение об установке на BGM-109A и AGM-86B единой системы коррекции траектории по изображению рельефа местности AN/DPW-23 корпорации McDonnell Douglas и малогабаритного двухконтурного реактивного двигателя Williams F107-WR-100. Была осуществлена частичная унификация термоядерной боевой части будущих КР – обе ракеты оснащены модификациями ЯЗУ W-80. AGM-86B имеет длину 6,32 метра, наибольшая ширина трапециевидного корпуса – 0,693 метра, размах крыльев – 3,65 метра, стартовый вес – 1458 килограммов. Дальность полета – 2500 километров. Тестовый пуск КР AGM-86B состоялся в августе 1979-го, а два года спустя ракета поступила на вооружение.

AGM-129 ACM (Advanced Cruise Missile) – первая малозаметная стратегическая крылатая ракета – поступила на вооружение только бомбардировщиков B-52H Stratofortress. Первоначально планировалось полностью заменить ею AGM-86 ALCM, но ограниченное финансирование привело к закупке менее 500 ракет.

Исследования ВВС США по новой крылатой ракете со стелс-характеристиками начались в 1982 году, когда стало ясно, что AGM-86 ALCM будет слишком легко обнаруживаться новейшими системами противовоздушной обороны СССР. В 1983-м General Dynamics получила контракт на разработку новой ракеты AGM-129A ACM. Тестовый пуск состоялся в июле 1985 года, а в июне 1990-го первые серийные ракеты поставлены в ВВС США. AGM-129A оснащена турбовентиляторным двигателем Williams F112 и такой же термоядерной боеголовкой W-80-1 переменной мощности, что и AGM-86B. Максимальная дальность полета ракеты – 3700 километров. Длина – 6,35 метра, стартовый вес – 1680 килограммов. Полуторакратного увеличения дальности полета ракеты AGM-129A удалось добиться благодаря более высокой топливной экономичности двигателя Williams International F112-WR-100. Первоначальные планы предусматривали производство до 2500 ракет AGM-129, но вскоре количество было сокращено до 1460, а затем и до 1000. Как и многие другие оружейные программы, ACM пострадала от окончания холодной войны. В 1992 году ВВС США объявили о прекращении производства ракеты после выпуска 460 единиц, последняя была доставлена заказчику в 1993-м. В 2007 году AGM-129 сняты с вооружения.

Массогабаритные характеристики новых ракет LRSO останутся прежними, такими же, как у старых AGM-86, поскольку ракета должна уместиться на ПУ CSRL, то есть вес – не более 1800 килограммов, общая длина – максимум 6,4 метра.

Двигателем для LRSO будет турбовентиляторный Williams International F112-WR-100. Других, подходящих для ракет такой размерности, нет и не предвидится. Разработка нового двигателя – длительный и дорогостоящий процесс.

Совершенно очевидно, что Raytheon, как наследница General Dynamics, будет делать ракету на основе конструкции AGM-129 ACM, но только на современной технологической базе, а Lockheed Martin – на базе AGM-158C LRASM. Наверняка на ракете будет использован турбовентиляторный Williams International F-107-WR-105 (на базе Williams F112) для достижения требуемой дальности.

План ВВС США по закупке 1000–1100 КР LRSO даст увеличение общего количества КРВБ более чем на 40 процентов по сравнению с текущим запасом в 575 ракет ALCM. Оснащенная ядерной боеголовкой W80-4, LRSO будет интегрирована в системы не только бомбардировщиков B-52H, которые в настоящее время единственные носители ALCM. 20 B-2A и бомбардировщики следующего поколения В-21 также получат новые ракеты, по 16 на самолет.

«Это оружие модернизирует воздушную часть ядерной триады, расширит наши возможности», – заявила секретарь ВВС США Хизер Уилсон (Heather Wilson).

Сергей Кетонов

#США #Америка #ракеты #аналитика #военноедело #проект #оружие
Tags: #Америка, #США, #аналитика, #военноедело, #оружие, #проект, #ракеты, Военный отдел, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments