"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Купец Павел Третьяков — образец национальной элиты, стратег русской перспективы


29 мая 1860 года купец, меценат и коллекционер П.М. Третьяков составил завещание, согласно которому он оставлял Москве свою коллекцию картин и 150 тысяч рублей серебром для устройства картинной галереи. Остаток своего капитала в 8186 рублей просил употребить «на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей».

Замоскворечье, по сей день и есть коренная Москва, несмотря на социальные бури ХХ века пытавшиеся разрушить всё «старое и отжившее». Бытописание Иваном Сергеевичем Шмелёвым именно Замоскворечья — Москвы, церковно-православной, златоглавой, купеческой, артельной — даёт нам возможность представить старый русский быт и культуру... Да, именно купеческие семьи Москвы оказались наиболее активными хранителями духовной жизни народа, исконного национального уклада. Но культура не столько хранилище прошлых достижений, сколько непрестанное творческое развитие традиций, в чём и проявляется жизненная сила нации. Именно это хорошо осознавал именитый московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), с чьим именем связаны культурные достижения России второй половины XIX века, да и сегодняшняя культурная жизнь российской столицы, благодаря созданной им знаменитой картинной галерее.

После XVIII века с Петровским безудержным увлечением всем заморским (вплоть до «немецких кафтанов» и бритьём бород), XIX век, особенно его вторая половина, стал веком обращения русских к своим корням, своей самобытности. Н.М. Карамзин после Наполеоновского нашествия 1812-го обратил русское общество к родной истории; славянофилы и западники заставили задуматься о своеобразии исторических путей нации. Царствование Императора Александра III Миротворца (1881—1894) уже было полностью русским по духу и по культурному наполнению. И Третьяков был одним из тех великих, кто сознательно поддерживал отечественные таланты в ту новую русскую эпоху.

* * *

С 18 лет ведущий все торговые дела семьи (после смерти отца), Павел Михайлович соединил в себе предпринимательскую жилку (богатство родителей весьма умножилось) с глубину Христовой веры и традиционным русским бытом. Но, кроме этого жило в нём и обострённое чувство прекрасного, отчего он с молодости увлёкся коллекционированием живописи.

Первыми покупками молодого Третьякова были полотна именитых голландских художников. Непрестанные разговоры в литературных салонах о подражании отечественных художников европейским мастерам и сомнения в их способности к самостоятельному художественному видению, заставили русского предпринимателя искать родные таланты. Так в коллекции Третьякова начинают появляться картины русских новаторов искусства, с особенным восприятием природы и мира. Третьяковым было закуплено множество картин передвижников, отражающих русскую природу, историю и современность. Ныне Третьяковка имеет в своей постоянной экспозиции ставшие хрестоматийными для русского искусства полотна «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Христос в пустыне» Крамского, «Березовая роща» Куинджи, «Грачи прилетели» Саврасова... У Верещагина было разом выкуплена целая коллекция более чем двух с половиной сотен картин, этюдов, карандашных рисунков. За те огромные деньги, которые Павел Михайлович уплатил Верещагину, его родственники и недоброжелатели предприняли попытку отправить Павла Михайловича на психиатрическую комиссию. Но обошлось, а ценитель родного искусства закупил также коллекции полотен Александра Иванова и ближневосточных этюдов Василия Поленова.

Третьяков стремился показать весь спектр бурно развивающегося русского искусства, потому непрестанно посещал выставки и сам отбирал оригинальные талантливые работы. Прирожденное, глубокое художественное чутьё помогало ему видеть в искусстве истинных новаторов и самобытных мастеров. Ярким примером такой поддержки Третьяковым новаторства в русском искусстве стало отношение Павла Михайловича к живописным творениям Нестерова.

Михаил Васильевич Нестеров, имевший опыт как храмовой росписи, так и «бытовой» живописи представил на выставке свою картину, о которой позже сам говорил: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей»». Картина «Видение отроку Варфоломею» была встречена со скандалом: иерархи высказывали претензии к художнику, что он живописно изображает святого (в советское время это же полотно подвергалось критике борцов с «церковной слащавостью»). Тем не менее, Третьяков купил картину, а Нестеров продолжил свой гениальный цикл картин о св. Сергии Радонежском, репродукции которых ныне украшают стены Московской духовной академии...

Проект Третьякова стал поистине уникальным, органично соединив имена литераторов и живописцев, благодаря чему и сегодня в Государственной Третьяковской галерее мы можем видеть целую галерею русских писателей и поэтов, написанных выдающимися художниками — Александра Грибоедова и Льва Толстого (худ. Иван Крамской), Михаила Глинки и Модеста Мусоргского (худ. Илья Репин), Николая Гоголя (худ. Фёдор Моллер). Павел Михайлович не только покупал готовые портреты, но и сам заказывал художникам, как, например, портрет того же Л.Толстого, портреты Достоевского, Чехова, Левитана...

В 1892 году Павел Третьяков обращается в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар городу художественные коллекции и здания в Лаврушенком переулке для их размещения. Сохранилось предание, что Император Александр III посещая дом Третьяковых, услышал о таком подарке городу и проявил Павлу Михайловичу монаршую и благодарность.

В галерею вошла и коллекция европейского искусства брата Сергея Михайловича по его завещанию. Последним прижизненным даром Третьякова галерее был эскиз Исаака Левитана к наполненной мистическим пространством картине «Над вечным покоем». Когда же сам Павел Михайлович умер, по завещанию в галерею было передано и собрание его икон.

* * *

Благотворительность дореволюционного русского купечества ныне хорошо известна. Имена братьев Третьяковых стоят в ряду иных славных имён русских благотворителей — Бахрушиных, Мамонтовых, Солдатёнковых и других. Именно укоренённость в христианском духе и национальной культурной среде заставляла этих людей не только защищать основы веры и поощрять национальное творчество, но и обеспечивать социальную защиту оказавшихся в сложной ситуации людей, прежде всего — больных, вдов и сирот.

Павел Третьяков возглавил Попечительское общество о глухонемых, делая непрестанные вклады в Арнольдовское училища для глухонемых детей. Он же открыл клинику для тяжелобольных (с психиатрическим отделением).

Особым благотворительным проектом Третьякова стало строительство «Вдовьего дома» — богадельни для вдов и сирот русских художников, произведения которых он когда-то закупил для своей галереи. 16 квартир по 50 и 16 кв. метров предоставлялись бесплатно, вдовы к тому же обеспечивались отоплением и продуктами питания. (В советское время здание у вдов было конфисковано).
Имя Третьякова связано и с научной деятельностью, например с выделением средств на этнографические исследования Николая Миклухо-Маклая. Известен факт и поддержки Третьяковым православно-христианской миссии в Японии.

* * *

Процессы экономической, культурной и социальной жизни неразрывны. В национальном организме каждому человеку дан свой талант. Если человек живёт единой со своим народом жизнью, то он использует таланты использует не только на личные цели, но и на благо всего общества. Поэтому, рационально организующий экономику талантливый предприниматель старается направить значительную часть полученной им прибыли на развитие национальной культуры. Стремится улучшить уровень жизни её наиболее ярких представителей — национальных художников, литераторов, композиторов, а также заботится о нуждающихся и немощных (благотворительность). Талантливый художник стремится показать своему народу высоту его творческих возможностей и облагородить жизнь нации. Политик, правовед, педагог задействуют свои таланты в организации нравственной жизни народа.

Только национально мыслящая и поддерживающая творческий процесс гармонизации жизни нации экономическая и политическая «элита» может вести народ по пути исторического прогресса. Творчески развиваясь, такие люди будут служить примерами и для остальных, помогая и им строить достойную, осмысленную, духовно полноценную жизнь. Великий русский ценитель национальных талантов Павел Михайлович Третьяков — образец гармоничной жизни человека, укоренённого в духе и культуре своего народа и потому непрестанно заботящегося о его процветании и развитии.

Александр Шарипов
Общество "Двуглавый Орел" rusorel.info


#Третьяков #Россия #национальная_стратегия #элита #купечество #меценат #благотворительность
Tags: #Россия, #Третьяков, #благотворительность, #купечество, #меценат, #национальная_стратегия, #элита, Государство Российское, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments