"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Какое вооружение получит F-35 и что это ему даст



В свое время автор затронул вопрос оснащения российского истребителя пятого поколения Су-57 новейшими авиационными средствами поражения. Пришла очередь самолета F-35, который входит во «взрослую жизнь», подобно непослушному подростку. С конфликтами и скандалами, что, впрочем, свойственно совершенно любому новому образцу техники. Военной и не только.

Сейчас, напомним, построили примерно 400 машин F-35 в трех конфигурациях: «сухопутной», палубной и укороченного взлета и вертикальной посадки. Общая численность произведенных машин уже в обозримом будущем может составить 3000 самолетов, причем нет никаких оснований сомневаться в том, что это будет действительно так.

Сейчас F-35 — объективно самый востребованный истребитель пятого поколения на рынке. Китайскому J-20, как и российскому Су-57 придется очень постараться, чтобы иметь хотя бы четверть того успеха на международном рынке вооружений. Впрочем, нет ничего невозможного. Посмотрим, какие же новые возможности получит F-35 через 10-15 лет.

Ракеты класса «воздух-воздух»
F-35 любят называть «легким бомбардировщиком» и «коротконогим ударником», ошибочно (или специально) упуская из виду тот факт, что это один из самых грозных бойцов, если говорить о дальнем воздушном бое. Один такой самолет несет до четырех ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM во внутренних отсеках для соблюдения требований малозаметности. Применение новых ракет ближнего боя AIM-9X Sidewinder в таком режиме на данный момент не реализовали: их, как и дополнительные AMRAAM-ы самолет может нести на внешних держателях.

Четыре ракеты AIM-120 — это не много и не мало. Если отбросить рекламные и пропагандистские материалы, вероятно, именно столько понадобиться для уверенного поражения цели типа «истребитель». Однако это лишь начало.

Недавно компания Lockheed Martin предложила систему Sidekick, позволяющую использовать для версий F-35A и F-35C (но не F-35B!) подвеску шести ракет AMRAAM во внутренние отсеки. Однако пока что это лишь предложение, которое связывают с продвижением на рынок нового самолета от Boeing — F-15X. Напомним, что он на внешних подвесках должен нести до 22 ракет класса «воздух-воздух».

Пойдут ли на новые траты для F-35 американские военные сказать тяжело, однако идею оснастить крылатую машину шестью AIM-120 озвучивали уже данным давно. Самым же амбициозным предложением минувших лет стала концепция миниатюрной кинетической ракеты CUDA от Lockheed Martin, позволяющей в теории повысить число размещаемых во внутренних отсеках F-35 ракет до 12 единиц. CUDA — не просто концепт, но также и очень серьезный повод задуматься для Европы, России и Китая.

Ракеты класса «воздух-поверхность»
Уже вскоре F-35 сможет носить на внутренних и внешних держателях большой арсенал самых разных управляемых ракет. Задачи противорадиолокационной борьбы самолет сможет решать при помощи размещаемой во внутренних отсеках новой ракеты AARGM-ER, представляющей собой дальнейшее развитие хорошо известной противорадиолокационной ракеты AGM-88E. В систему наведения, кроме пассивной радиолокационной, включили активный радиолокационный канал миллиметрового диапазона, блок инерциально-спутниковой коррекции и аппаратуру двухсторонней передачи данных.

Сверхзвуковая ракета согласно оценкам будет иметь дальность до 190 км, обеспечивая тем самым потенциальную возможность поражения всех существующих и перспективных зенитных ракетных комплексов. Можно с высокой долей вероятности утверждать, что именно связка F-35 и AARGM-ER представляет для России наибольшую опасность ввиду заметно возрастающей угрозы для ЗРК.

Согласно новым сведеньям, озвученным американцами в предложении оборонного бюджета на 2020-й финансовый год, фигурирует возможность превращения ракеты AARGM-ER в универсальный тактический ударный комплекс. Таким образом, F-35 может получить относительно дешевую унифицированную с противорадиолокационной ракетой «длинную руку».



Еще одной важной новостью последнего времени стала идея Lockheed Martin оснастить версию F-35C гиперзвуковой ракетой Hypesonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC): всего палубник сможет нести два изделия на внешних держателях. Для разгона ракеты на первом будет использоваться ускоритель, а потом в дело вступит прямоточный воздушно-реактивный двигатель, позволяющий изделию поддерживать высочайшую скорость на всем участке полета, вплоть до момента поражения наземной или надводной цели.
Однако важно сказать, что даже если военные и согласятся закупить для F-35C такой комплекс, его доведение до ума и интеграция в состав вооружения F-35 может занять много лет.
Во внутренних же отсеках самолет должен в будущем уметь нести ракеты Joint Strike Missile, создающиеся на базе норвежской Naval Strike Missile, уже принятой на вооружение. Это дозвуковая ракета с дальностью действия до 180 км, способная поражать самые разные цели. Не стоит забывать и про крылатую ракету AGM-158 JASSM, которую давно видят в качестве еще одной «длинной руки» нового самолета.

Бомбовое вооружение
Перечислять все имеющееся и перспективное бомбовое вооружение для F-35 смысла нет, тем более, что каждый желающий может сам ознакомиться со списком боеприпасов. Если кратко, то это, прежде всего боеприпасы семейства JDAM, калибром до 900 кг: таких самолет может нести во внутренних отсеках до двух единиц.
Однако нас больше интересует будущее. И оно связано не столько с этим типом боеприпасов и не с бомбами, управляемыми по лазерному лучу. И даже не с новейшими GBU-39. В первую очередь, как видится со стороны, высокий боевой потенциал самолета в будущем могут обеспечить новейшие GBU-53/B, представляющие собой развитие GBU-39. Очень малые размеры позволяют разместить во внутренних отсеках F-35 до восьми таких бомб, а применение специальной аэродинамической схемы позволяет бомбе пролетать более 100 км после отделения от самолета-носителя.

Новая бомба имеет трёхдиапазонную головку самонаведения, которая сочетает инерциальное наведение с использованием GPS, инфракрасное и активное радарное самонаведение. Совершенная система наведения позволяет поражать как стационарные, так и подвижные цели. Суммируя последние данные можно сказать, что американцы хотят оснастить такими бомбами все три версии самолета примерно в первой половине 2020-х годов.

Это очень серьезный аргумент. Со стороны GBU-53 видится «ультимативной» системой вооружения, сочетающей в себе высокий боевой потенциал и относительно малую стоимость. И едва ли интеграция боеприпаса будет проблемой для имеющих огромный опыт американцев.
Постараемся подвести скромный итог. F-35, вероятно, получит целый комплекс новейших систем вооружений, среди которых можно выделить несколько основных:

- система наподобие Sidekick, позволяющая разместить внутри фюзеляжа до шести ракет средней дальности класса «воздух-воздух»;
- противорадиолокационная ракета Advanced Anti-Radiation Guided Missile-Extended Range (AARGM-ER);
- универсальная миниатюрная бомба GBU-53/B;
- противокорабельная ракета Joint Strike Missile;
- крылатая ракета AGM-158 и ее модификации.

Данные системы вооружений, даже без учета уже имеющихся и других перспективных, позволят самолету решать практически весь спектр существующих боевых задач.

Илья Легат

#вооружение #авиация #ВВС #США #аналитика

Tags: #ВВС, #США, #авиация, #аналитика, #вооружение, Военный отдел, Информация к размышлению и обсуждению, События и комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment