"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Незабытые могилы



Стржижевский Владимир Иванович (он же Стрижевский Владимир Иванович, сменивший, свою польскую фамилию с Стржижевского на Стрижевски после ухода в октябре 1918 года из РККА в Донскую армию.)
Летчик
26.12.1894 – 22.08.1940

Родился в Могилеве, в потомственной дворянской семье. Закончил Могилёвское реальное училище. В 1914 закончил Санкт-Петербургский политехнический институт по специальности инженер-электромеханик.

14.10.1914 г. записывается добровольцем в армию, 18 октября направлен на теоретические курсы авиации им. В. В. Захарова. 02.01.1915 г. направлен в военную авиационную школу в Гатчине для получения практического обучения.

12.1914 г. направлен, а 16 (29) июля 1915 окончил Севастопольскую военную авиационную школу, после чего получил диплом лётчика.

08.07 (10.08) 1915 г. направлен в 16-й корпусный авиационный отряд.

На 01.01.1916 г. совершил 43 боевых вылета, имел около 66 часов налёта и за лётное мастерство получил прозвище «Стриж».

24.02 (09.03) 1916 г. во время патрулирования двигатель самолёта заглох, Стржижевский был вынуждён совершить жёсткую посадку. В результате которой он получил серьёзные травмы правой ноги и лица. По неизвестным причинам он был госпитализирован только 24 июня, когда его для лечения отправили в Одессу.



20.07.1916 назначен в 9-й истребительный авиаотряд. В знак уважения к его проблемам со здоровьем, первым его назначением на новом месте было развернуть и запустить фотолабораторию. В результате Стрижевски не летал до декабря 1916 года. В течение следующих трёх месяцев, с улучшением здоровья, он медленно увеличивал нагрузку и количество миссий.

Приказом от 22 июля 1916 года утверждён в звании «военного лётчика».

В начале 1917 года австро-венгерские и германские войска прорвали румынский фронт и 9-й истребительный авиаотряд был передислоцирован в Сэучешти (жудецБакэу в регионе Молдова, Румыния). Во время вылетов с нового аэродрома, находящегося в 13 километрах от линии фронта, Стржижевский одержал свои первые (подтверждённые) победы.

18.07.1917 года в бою с группой вражеских самолётов (при участии австро-венгерского аса Августина Новака) прапорщик Стржижевский был ранен в ногу, но несмотря на ранение смог благополучно посадить свой самолёт на аэродром.

Осенью 1917 г. Стржижевский вернулся в часть из госпиталя, за октябрь он совершил всего четыре боевых вылета, после чего был переведён в 10-й истребительный авиаотряд.

11.10.1917 произведён в подпоручики. После октября 1917 года зачислен в Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот и назначен командиром 1-й Воронежской авиагруппы.

Однако 4 ноября 1918 года он совершил перелёт на территорию Донской армии. Служил в составе авиационных частей Донской армии и Вооружённых сил Юга России.

С 04.1920 г. военный лётчик Донского авиационного отряда Русской армии.

21.07.1920 получил звание капитана.

С 08.1920 г. лётчик 6-го авиационного отряда.

11.1920 г. эвакуировался из Крыма.

В эмиграции в Королевстве Югославии, вступил в Королевские ВВС с сохранением звания.

После увольнения с военной службы стал лётчиком-испытателем, имел свыше 4000 вылетов на военных и учебных самолетах. Выступал за Югославию на международных спортивных соревнованиях, в 1927 году победил на самолете «Физир-майбах» на авиагонке Белград—Варшава—Белград.
С 10.1927 года работал шеф-пилотом в югославской авиакомпании «Аэропуть». При выполнении рейса Загреб - Сплит 22 августа 1940 года управляемый им самолёт «локхид» попал в грозу и разбился недалеко от города Госпич современной Хорватии (по другим данным у Медаке, Лика). Список воздушных побед:

09.11.1915 управляя Morane-Saulnier (№MS496) сбил возд. шар.
20.02.1916 управляя Morane-Saulnier (№MS507) сбил самолет противника.
17.03.1917 управляя Nieuport 21 (№N1719) сбил самолет противника.
11.04.1917 управляя SPAD S.VII (№1446) сбил двухместный Биплан-разведчик LVG (С-класса).
16.04.1917 управляя SPAD S.VII (№1446) сбил Hansa-Brandenburg D.I. 17.04.1917 управляя Nieuport 17 (№1448) сбил самолет противника. 23.04.1917 управляя Nieuport 17 (№1448) сбил двухместный Биплан-разведчик LVG (С-класса).
11.05.1917 управляя Nieuport 17 (№1448) сбил самолет противника. 17.05.1917 управляя SPAD S.VII (№1446) сбил Hansa-Brandenburg D.I.
17.06.1917 управляя SPAD S.VII (№1446) сбил Fokker E.I-IV
18.06.1917 управляя Nieuport 17 (№1448) сбил Hansa-Brandenburg С.I (№67.54) 18.07.1917 управляя Nieuport 17 (№1448) сбил Hansa-Brandenburg С.I (№67.52)

Награды: Полный кавалер Георгиевскоо креста (20.10.1915 – 4 ст, 09.11.1915 – 3 ст, 02.01.1916 – 2 ст, 1917 – 1 ст.).
03.1917 - Орден Святой Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость».
29.10.1917 - Орден Святого Георгия 4-й ст. 06 (19)
11.1917 - Орден Святого Владимира 4-й ст. с мечами и бантом
12.01.1918 - Орден Короля Румынии 4-й ст. с мечами (Королевство Румыния)



Похоронен в Сербии, Белград, Новое кладбище (Novo groblje)
Участок 90а, могила 28.
В одной могиле с Раисой А. Вдовенко (1891-1979) и Ириной А.Добросавельевич (1913-1986)

#память #Белое_Движение #Белое_Дело #Донская_Армия #ВСЮР #Русская_армия #ВВС #летчик #Белая_эмиграция #Югославия #Белград #могила
Tags: #Белая_эмиграция, #Белград, #Белое_Движение, #Белое_Дело, #ВВС, #ВСЮР, #Донская_Армия, #Русская_армия, #Югославия, #летчик, #могила, #память, Белое движение и борьба с большевиками, Военный отдел, Государство Российское, История, Русская армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments