
Стржижевский Владимир Иванович (он же Стрижевский Владимир Иванович, сменивший, свою польскую фамилию с Стржижевского на Стрижевски после ухода в октябре 1918 года из РККА в Донскую армию.)
Летчик
26.12.1894 – 22.08.1940
Родился в Могилеве, в потомственной дворянской семье. Закончил Могилёвское реальное училище. В 1914 закончил Санкт-Петербургский политехнический институт по специальности инженер-электромеханик.
14.10.1914 г. записывается добровольцем в армию, 18 октября направлен на теоретические курсы авиации им. В. В. Захарова. 02.01.1915 г. направлен в военную авиационную школу в Гатчине для получения практического обучения.
12.1914 г. направлен, а 16 (29) июля 1915 окончил Севастопольскую военную авиационную школу, после чего получил диплом лётчика.
08.07 (10.08) 1915 г. направлен в 16-й корпусный авиационный отряд.
На 01.01.1916 г. совершил 43 боевых вылета, имел около 66 часов налёта и за лётное мастерство получил прозвище «Стриж».
24.02 (09.03) 1916 г. во время патрулирования двигатель самолёта заглох, Стржижевский был вынуждён совершить жёсткую посадку. В результате которой он получил серьёзные травмы правой ноги и лица. По неизвестным причинам он был госпитализирован только 24 июня, когда его для лечения отправили в Одессу.

20.07.1916 назначен в 9-й истребительный авиаотряд. В знак уважения к его проблемам со здоровьем, первым его назначением на новом месте было развернуть и запустить фотолабораторию. В результате Стрижевски не летал до декабря 1916 года. В течение следующих трёх месяцев, с улучшением здоровья, он медленно увеличивал нагрузку и количество миссий.
Приказом от 22 июля 1916 года утверждён в звании «военного лётчика».
В начале 1917 года австро-венгерские и германские войска прорвали румынский фронт и 9-й истребительный авиаотряд был передислоцирован в Сэучешти (жудецБакэу в регионе Молдова, Румыния). Во время вылетов с нового аэродрома, находящегося в 13 километрах от линии фронта, Стржижевский одержал свои первые (подтверждённые) победы.
18.07.1917 года в бою с группой вражеских самолётов (при участии австро-венгерского аса Августина Новака) прапорщик Стржижевский был ранен в ногу, но несмотря на ранение смог благополучно посадить свой самолёт на аэродром.
Осенью 1917 г. Стржижевский вернулся в часть из госпиталя, за октябрь он совершил всего четыре боевых вылета, после чего был переведён в 10-й истребительный авиаотряд.
11.10.1917 произведён в подпоручики. После октября 1917 года зачислен в Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот и назначен командиром 1-й Воронежской авиагруппы.
Однако 4 ноября 1918 года он совершил перелёт на территорию Донской армии. Служил в составе авиационных частей Донской армии и Вооружённых сил Юга России.
С 04.1920 г. военный лётчик Донского авиационного отряда Русской армии.
21.07.1920 получил звание капитана.
С 08.1920 г. лётчик 6-го авиационного отряда.
11.1920 г. эвакуировался из Крыма.
В эмиграции в Королевстве Югославии, вступил в Королевские ВВС с сохранением звания.
После увольнения с военной службы стал лётчиком-испытателем, имел свыше 4000 вылетов на военных и учебных самолетах. Выступал за Югославию на международных спортивных соревнованиях, в 1927 году победил на самолете «Физир-майбах» на авиагонке Белград—Варшава—Белград.
С 10.1927 года работал шеф-пилотом в югославской авиакомпании «Аэропуть». При выполнении рейса Загреб - Сплит 22 августа 1940 года управляемый им самолёт «локхид» попал в грозу и разбился недалеко от города Госпич современной Хорватии (по другим данным у Медаке, Лика). Список воздушных побед:
09.11.1915 управляя Morane-Saulnier (№MS496) сбил возд. шар.
20.02.1916 управляя Morane-Saulnier (№MS507) сбил самолет противника.
17.03.1917 управляя Nieuport 21 (№N1719) сбил самолет противника.
11.04.1917 управляя SPAD S.VII (№1446) сбил двухместный Биплан-разведчик LVG (С-класса).
16.04.1917 управляя SPAD S.VII (№1446) сбил Hansa-Brandenburg D.I. 17.04.1917 управляя Nieuport 17 (№1448) сбил самолет противника. 23.04.1917 управляя Nieuport 17 (№1448) сбил двухместный Биплан-разведчик LVG (С-класса).
11.05.1917 управляя Nieuport 17 (№1448) сбил самолет противника. 17.05.1917 управляя SPAD S.VII (№1446) сбил Hansa-Brandenburg D.I.
17.06.1917 управляя SPAD S.VII (№1446) сбил Fokker E.I-IV
18.06.1917 управляя Nieuport 17 (№1448) сбил Hansa-Brandenburg С.I (№67.54) 18.07.1917 управляя Nieuport 17 (№1448) сбил Hansa-Brandenburg С.I (№67.52)
Награды: Полный кавалер Георгиевскоо креста (20.10.1915 – 4 ст, 09.11.1915 – 3 ст, 02.01.1916 – 2 ст, 1917 – 1 ст.).
03.1917 - Орден Святой Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость».
29.10.1917 - Орден Святого Георгия 4-й ст. 06 (19)
11.1917 - Орден Святого Владимира 4-й ст. с мечами и бантом
12.01.1918 - Орден Короля Румынии 4-й ст. с мечами (Королевство Румыния)

Похоронен в Сербии, Белград, Новое кладбище (Novo groblje)
Участок 90а, могила 28.
В одной могиле с Раисой А. Вдовенко (1891-1979) и Ириной А.Добросавельевич (1913-1986)
#память #Белое_Движение #Белое_Дело #Донская_Армия #ВСЮР #Русская_армия #ВВС #летчик #Белая_эмиграция #Югославия #Белград #могила