"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Category:

Типология неверия. Часть I


Что такое «неверие»? С этим понятием чаще всего отождествляют отрицание существования Бога. Однако это будет правильно только по отношению к определённой — активной или даже агрессивной — форме неверия. В других случаях неверие может существовать даже при формальном согласии, что Бог существует. История неверия Израиля — яркое тому подтверждение: устами пророков Бог упрекает израильский народ не в «атеизме» как таковом, а в нежелании слушаться Бога, следовать Ему, в недоверии Богу и боязливости, и только как следствие этого — обращении к местным языческим богам (см. 3 Цар. 18.21, Ос. 10.2).

Поэтому под неверием мы прежде всего будем понимать определённое состояние человека, при котором Бог не ощущается и не переживается человеком как средоточие и смысл бытия; это состояние, чуждое действиям Божественной благодати: между человеком и Богом нет доверительного общения.

Можно также сказать, что здесь человек не настроен на «волну» Богообщения, он не слышит голоса Бога, потому что не в состоянии его услышать и последовать за Ним.

Такое состояние хорошо описал еврейский религиозный философ XX века Мартин Бубер:

«Для моего "неверия" феномен "веры" не является чем-то принципиально непостижимым и он чужд мне только в одном смысле — как душевное состояние. Но если я говорю, что Бог есть, поскольку есть такая категория, и поскольку она активно участвует во всём круговороте человеческой истории, то тогда в чём же состоит мой атеизм? Он состоит в том, что, во-первых, мне недоступна, честно говоря, вера как некое состояние души. Во-вторых, я не признаю над собой верховного и yказyющего авторитета, в этом моё своеволие. Во всём остальном я не вижу для себя никаких ограничений для того, чтобы вступить как бы в некий поток совместного размышления по поводу этой Высшей силы»[1].

Мартин Хайдеггер, крупнейший немецкий философ, среди основных черт, определяющих специфику ХХ века, никогда ранее не имевших место, указывает в том числе и «обезбожение»:

«Пятое явление Нового времени — обезбожение. Это выражение не означает простого изгнания богов, грубого атеизма. Обезбожение — двоякий процесс, когда, с одной стороны, картина мира расхристианизируется, поскольку вводится основание мира в качестве беско­нечного, безусловного, абсолютного, а с другой — христиане пере­толковывают своё христианство в мировоззрение (христианское ми­ровоззрение) и таким образом сообразуются с Новым временем»[2].

Хорошо известен факт современного стремительного падения религиозности в странах Западной Европы. Если в 1981 году 85% европейцев заявили о своей принадлежности к религии, то в 1999-м — уже лишь 75%. Примечательно, что среди молодёжи наблюдается постоянный рост тех, кто не относит себя ни к одной религии. Например, в Нидерландах и во Франции таких соответственно 71% и 58% из числа молодых.

Только 20,5% западноевропейцев посещают храм каждую неделю, но и здесь показатели сильно разнятся: от 65% в Ирландии до 2% в Дании. Даже при сохранении веры в Бога у 77,4% населения слова и символы христианства становятся недоступными для понимания, а сама идея Бога меняется: Бог превращается в некую космическую силу[3].

«Вера — от слышания»,

(Рим. 10.17), — говорит апостол Павел.

В этом смысле большинство наших соотечественников были неверующими по причине неведения (или неразумия).

«Если не слыхали, — пишет святитель Феофан Затворник, — то, конечно, не виноваты в неверии: ибо как можно веровать в то, о чём не слышишь?»[4]

Здесь причиной неверия является внешний фактор — неведение, религиозное невежество, которое не является определяющим отношением человека к Богу. Эту причину неверия можно понять и даже простить, поскольку здесь ещё нет ни ярко выраженного противления Богу, ни принятия Его как своего Господа.

Конечно, говорить о том, что в принципе может быть такая ситуация, в которой у человека нет вообще никаких представлений о Божественном, невозможно. Ту или иную информацию о религиозной вере можно получить из чтения художественной литературы, кинематографа, изобразительного искусства, наблюдения за жизнью сотворённого Богом мира, внимания к собственной совести. Именно это зачастую и происходило во время господства атеистической идеологии, когда из лексикона советского человека должны были быть удалены любые упоминания, связанные с верой и религиозностью.

Однако все эти косвенные свидетельства о вере сами по себе не являются достаточными для появления развитого религиозного чувства: вне Божественного Откровения человек может только предощущать Бога, предполагать, что Он Есть и Каким Он может быть, но эти ощущения не могут выразиться в глубокую веру и ясное понимание содержания этой веры. Об этом говорит преподобный Марк Подвижник:

«Не знающий истины — и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру»[5].

Однако незнание по неведению ведь ещё не есть отрицание. «Не знающий близок к вере, ибо никак не может доказать ни себе, ни другим, что Бога нет», — пишет русский православный архиерей и духовный писатель первой половины и середины XX века, митрополит Вениамин (Федченков)[6].

Следующий тип неверия — нежелание верить. Эта разновидность неверия — уже свидетельство внутреннего самоопределения личности. Человек не хочет, чтобы Бог был: он вытесняет мысль о Боге, вере, религиозные вопросы за пределы своего сознания, табуирует их, поскольку они вызывают у него неприятные ощущения и беспокойство.

Примечательно высказывание немецкого философа-атеиста первой четверти XIX века Дитриха Хайнриха Керлера: «Даже если бы можно было доказать математически, что Бог существует, я бы не хотел, чтобы Он существовал, поскольку это ограничивает меня в моём величии»[7].

Мартин Хайдеггер в упомянутой выше статье отличает «обезбожение» от «атеизма» как такового следующим образом: «обезбожение» есть состояние «принципиальной нерешённости относите­льно Бога и богов. В её укоренении христианам принадлежит главная роль. Но обезбоженность настолько не исключает религиозности, что, наоборот, благодаря ей отношение к богам впервые только и пре­вращается в религиозное переживание. Если до такого дошло дело, то боги улетучились. Возникшая пустота заменяется историческим и психологическим исследованием мифа»[8].

Нежелающий верить потому и боится исследовать аргументы в пользу Божественного бытия, что понимает несоответствие собственной жизни и привычек тем требованиям, какие неизбежно предъявляет Бог любому человеку. Такое неверие, как правило, является свидетельством жизни, укоренённой во грехах и связанной с попранием совести. Пробуждающийся голос совести оказывается настолько резким и болезненным, что применяются любые средства, лишь бы его заглушить.

Для такого человека представляется бо́льшим «благом», чтобы Бога «не было»: огонь Божественной любви оказывается для него невыносимым. Так, по словам современного британского богослова и физика-теоретика Джона Полкинхорна:

«Мне кажется, что множество образованных людей на Западе смотрят на религию одновременно с некоторой смутной надеждой и опасением. Они бы хотели какой-то веры, но чувствуют, что должны будут принять условия, которые равнозначны интеллектуальному самоубийству. Они не могут ни принять идею Бога, ни отвергнуть её»[9].

Это созвучно словам русского архипастыря и аскетического писателя первой половины и середины XX века, епископа Варнавы (Беляева):

«Когда безбожник "слышать о Боге не хочет", то не потому волнуется, что идея о Боге органически ему неприемлема и несродна, а потому, что она нарушает и тревожит его страсти... И у этих людей есть если не Бог, то свои боги, и если не безобразные идолы, которым, как у дикарей, губы салом мажут, то другие, в форме изящных произведений искусства, шедевров живописи, скульптуры. Свой рай есть в виде и "волшебного" мира звуков (музыка), и "неземного" царства грёз и символов поэзии... Всё, как у нас, и никуда не уйти от этого, только всё в извращённом, искалеченном виде»[10].

Отсутствие личного религиозного опыта и даже боязнь его закрывают перед таким человеком саму возможность выйти из состояния опустошённости и глубинного испуга перед самой мыслью о возможности бытия Бога. Вот как об этом пишет преподобный Симеон Новый Богослов в своих гимнах:

«Кто не верует, тот не просит, не просящий не воспринимает, а кто не воспринимает (Духа Святаго), тот мёртв; о мёртвом же кто не восплачет, так как он, будучи мёртв, думает, что жив? Мёртвые мёртвых никоим образом, конечно, не могут ни видеть, ни оплакивать; живые же (во Христе), видя их, оплакивают. Ибо они видят необычайное диво: умерщвлённых — живыми и даже ходящими, слепых — мнящих, что они видят, и поистине глухих — думающих, что они прекрасно слышат. Но живут ведь они и видят, и слышат, как скоты, мыслят, как неразумные, с чувством бесчувственным, в умерщвлённой жизни. Ибо можно жить и не живому, можно и зрячему не видеть, и слышащему не слышать»[11].

* * *

Протоиерей Павел Великанов

Продолжение следует

#Бог #атеизм #агностицизм #христианство #вера #Церковь #неверие #Европа #философия #мысли #религия #Россия #православие
-----------------------------------------------------------------

[1] См.: Бубер М. Два образа веры. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/BUBER/vera.txt

[2] Хайдеггер М. Время картины … — Там же.

[3] Willaime J.-P. Еurоре et religions.Fауаrd. 2004. Р. 55.

[4] Феофан Затворник, свт. Токование посл. к Римлянам св. ап. Павла. М., 1890, с. 687.

[5] Добротолюбие, Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992, т. 1, с. 530.

[6] Федченков Вениамин, митр. О вере, неверии и сомнении. Режим доступа: http://pravbeseda.ru/library/?page=book&id=226

[7] Цит. по: Г. Кюнг. Есть ли Бог? С. 30.

[8] Хайдеггер М. Время картины… — Там же.

[9] Джон Полкинхорн, «Вера глазами физика». М., 1998, с. 12.

[10] Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Н. Новгород, 1995. Т.1, с. 35.

[11] Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3: Божественные гимны. Сергиев Посад, 1993. С. 149.
Tags: #Бог, #Европа, #Россия, #Церковь, #агностицизм, #атеизм, #вера, #мысли, #неверие, #православие, #религия, #философия, #христианство, Вера и Церковь, Информация к размышлению и обсуждению, История, Книжная полка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments