"Перекличка" журнал РОВС (pereklichka) wrote,
"Перекличка" журнал РОВС
pereklichka

Categories:

Кшатрии. Растущая мощь ВМС Индии.

Ввиду недавнего очередного обострения индо-пакистанских отношений под пристальным вниманием оказались вооруженные силы этих двух государств, и в частности – их военно-морской флот. Каждый, следивший за в те дни за новостями, задавался вопросом, что будет, если завтра эти страны займутся «продолжением дипломатии иными средствами», то есть вступят в военное противостояние? Кроме того, ВМС Индии, в силу своего крайне пестрого корабельного состава (здесь спокойно уживаются советские «поющие фрегаты» постройки 50-х годов и новейшие германо-испанские ДЭПЛ тип 209), часто сравниваемые с «трэшовым» индийским кинематографом, при вступлении в конфликт с каким-либо государством все равно будут полагаться на новейшие российские образцы вооружения, и что еще важнее – технологии ВПК, используя их в качестве основы своей военно-морской мощи. В частности, «священная корова» индийских ВМС – ПКР «Брамос», которой вооружаются все новые строящиеся корабли – ничто иное, как совместная разработка с российским концерном «Алмаз-Антей» на базе российской ПКР «Оникс».

Впрочем, обо всем по порядку…

Первая военно-морская доктрина Индии была принята еще достаточно давно – в 1988 году, и была рассчитана на 25 лет. За это время индийский флот должен был превратиться из второстепенного по сути элемента вооруженных сил в полноценное боевое соединение, призванное обеспечить обеспечение индийских интересов в любой точке Индийского океана, в отношении которого, кстати говоря, Индия обладает наибольшими стратегическими возможностями контроля – расположенный прямо по центру выдающийся вперед полуостров с самой большой протяженностью побережья относительно остальных государств, имеющих к нему выход – длина береговой линии составляет более 3 тыс. км. Эдакий своеобразный индийский «Крым».

Однако, в итоге оказалось, что просчитать свою стратегию на столь длительный промежуток времени невозможно – и следующая доктрина 2007 года была принята уже сроком на 15 лет – выдерживая таким образом баланс между долгосрочными и краткосрочными интересами в области развития ВМС. А действующая на сегодняшний день доктрина 2015 года, принятая в ответ на новую военно-морскую доктрину Китая, и вовсе досрочно сменила вектор развития Индийских ВМС в первую очередь на достижение паритета с Китаем, хотя в ней сказано и об угрозах риска для национального судоходства (в частности – экспорта энергоносителей, по объему экспорта которых Индия занимает третье место в мире) со стороны пиратов Западной части Индийского океана, а также об угрозах и рисках со стороны ряда региональных держав, имеющих собственные достаточно сильные ВМС – Иран и Пакистан, а также об угрозах со стороны террористических исламистских организаций и ведения борьбы с ними.

Сможет ли Индия когда-нибудь «догнать и перегнать» США по мощи корабельного состава – неизвестно, ведь эта страна только-только выходит на позиции державы мирового масштаба, но включение ее в гонку вооружений за право доминировать в Индийском океане – уже говорит о многом.

Вследствие реализации основного тезиса данной доктрины – достижение равных возможностей с китайским флотом, Индией предполагаются обширные вливания в национальные ВМС – как в части строительства собственных кораблей, так и по линии закупок перспективных образцов вооружения – в частности, с Россией, для которой Индия является крупнейшим покупателем продукции ВПК.

Стоит отметить, что, не смотря на свой абсурдный корабельный состав, индийский флот впитывает в себя лучшие тенденции военно-морской мысли относительно современного морского боя – палубная авиация, дальнобойные ПКР, атомные подводные лодки, современные ДЭПЛ и НАПЛ, фрегаты и эсминцы различных размеров и назначения. Можно, однако, критиковать индусов за то, что у них нет четко определенного тренда на развитие ВМС, а также по сути нет развитых технологий для производства многих видов кораблей на собственных стапелях, тем не менее, вооружаясь «всем и сразу», индусы получают бесценный опыт эксплуатации кораблей и самолетов различного назначения, который они бы упустили, если во всем полагались только на свои силы. Кроме того, из всего предложенного на рынке вооружения индусы, как правило, выбирают лучшее. Это отчасти перечеркивает и такой минус в построении отечественных ВМС, как развитие заведомо провальных проектов – например, строительство заурядных надводных кораблей, хотя эсминца, подобного британскому «Деурингу» или японскому «Конго» индийский флот еще не знал. Но что самое главное – развитие вооружений всех видов сразу при условии отсутствия очевидной военной угрозы приучает индийских флотоводцев мыслить комплексно, не останавливаясь на одной стратегии…

Сравнительный анализ ВМС Индии с их основными противниками на море – ВМС НОАК и ВМС Пакистана – «флотом охраны портов».

Автором данной статьи, опираясь на анализ интернет-источников, обозначены основные «рабочие лошадки» современных ВМС Индии (фрегаты проекта 61-МЭ с их «музейными» ЗРК «Волна» и прочие устаревшие корабли при этом выведены за скобки):

1. ПКР «Брамос» - принятие их на вооружение выводит ВМС Индии на новый уровень – теперь это один из флотов, готовых к настоящей морской войне. Разрабатывается в паре с «младшим братом» - «Брамос-М», предназначенном для установки на легких катерах и самолетах и гиперзвуковой «Брамос-М». Все ракеты обладают хорошими возможностями по преодолению ПРО корабельных соединений, в сравнении с китайскими аналогами (С-801, С-802 и новая С-603) наблюдается минус в плане дальности пуска ракет, однако возможности модернизации индийской ракеты пока еще не исчерпаны, а китайские ракеты базируются во многом на более ранних французских и советских технологиях. Пакистанские же противокорабельные ракеты – старые французские ММ-38, установленные на фрегатах типа 21, значительно уступают по своим характеристикам «Брамосу».

2. Авианесущие корабли – сравнительно новый «экспромт» на базе проекта 1143.4 авианосец «Викмарадитья» с 20-30 новейшими МиГ-29К и безнадежно устаревший «Вираат» постройки 1953 года. Кроме того, еще один, по своим параметрам, схожий с «Викмарадитьей» - на стадии постройки. ВМС Китая может ответить кшатриям еще одной советской переделкой «Ляонин» - недостроенным в свое время братом-близнецом «Кузнецова», а также его развитием наподобие «Ульяновска» - проект 001А «Шандунь». Исходя их этого, по количеству и качеству судов ВМС Индии в краткосрочной перспективе превосходит Китай, однако после вступления в строй двух новых авианосцев этих стран баланс сил уже сместится в пользу Китая – «Шандунь» почти в два раза больше, чем строящийся индийский «Викрант». Что касается же качества палубной авиации – преимущество еще долгое время будет на стороне Индии, полностью профинансировавшей «доведение до ума» МиГ-29, превосходящий по своим характеристикам китайский J-15, спроектированный на базе прототипа советского Су-33 Т-10К, купленного Китаем у Украины. Маленький же флот Пакистана даже в долгосрочной перспективе не планирует обзаводиться кораблями такого типа.

3. Подводный флот. Жемчужина подводной компоненты ВМС Индии – взятая в лизинг российская К-152 «Нерпа», временно сменившая на «Чакру». Можно, таким образом, поздравить индусов с прекрасным выбором и посочувствовать лишившимся столь мощного атомохода российским морякам. Данная подлодка превосходит любой китайский аналог, кроме того в составе Индийских ВМС имеется один подводный атомоход проекта 971 «Щука-Б». Однако все остальное оставляет желать лучшего – новые строящиеся «Ариханты» с их ракетами-«болванками» К-15 «Сагарика» заведомо устаревшие и во всем уступают строящимся китайским аналогам «Цзинь» и «Шань», коих построено уже более 8. По возможностям ДЭПЛ и НАПЛ ВМС двух стран примерно равны, оставляя в сумме по возможностям подводного флота далеко позади пакистанский флот.

4. Эскадренные миноносцы. Китай обладает 4 (всего к постройке запланировано 16) эскадренными миноносцами тип 055 – аналогами перспективных американских «Замволтов» и водоизмещением более 14,5 тыс. тонн - своеобразными «рейдерами» Индийского океана. Перспективные индийские «Дели» (самые крупные в индийском флоте) – почти в 2,5 раза меньше китайских, да и вооружены они никаким ни оружием будущего, а старыми российскими и израильскими экспортными комплексами, а реально мощные эсминцы «Колькатты» - еще в стадии разработки.

5. Фрегаты. За исключением заурядностей, которые скупались из флотов различных государств, все что может представлять здесь ценность – новые «Тальвар» российской постройки, которых не хватит для противостояния многочисленному фрегатному флоту НОАК. Даже Пакистан с его немногочисленными силами в состоянии выставить более-менее пригодные фрегаты тип 21, здесь смотрится солиднее.

6. Морская авиация. Возможности стран здесь примерно равны – Индия и Китай в основном пока пользуются старыми советскими технологиями (а Индия так и вовсе – эксплуатирует сами самолеты). Однако шаги в сторону создания новых образцов вооружения ведутся в обоих странах.

В сухом остатке, подводя итог анализу индийских ВМС, получаем:

1. ВМС Индии – это теперь уже далеко не ВМС бывшей колонии, а мощная и динамически развивающаяся система, способная обеспечить себе «место под солнцем» если не в масштабе всего океана, но уж в масштабе Индийского точно.

2. В краткосрочной перспективе Индийский флот сохранит паритет с китайскими ВМС, но с оговоркой, что подводный флот и эскадренные миноносцы уступают китайским аналогам уже сейчас, и обеспечит себе подавляющее превосходство над прибрежным «шхерным» флотом Пакистана в случае конфликта между странами.

3. Кшатриям необходимо максимально уточнить на долгосрочную перспективу, каким образом и за счет каких кораблей они обеспечат себе паритет с ВМС НОАК, ибо простое экстенсивное развитие за счет равного количества кораблей с Китаем в будущем, с освоением китайцами ряда новых технологий, придется забыть.

4. Нельзя не отметить, что наличие разношерстного состава и развитие потенциально тупиковых проектов приводит к распылению ресурсов и невозможности концентрировать усилия на решающем направлении, что особенно опасно, когда имеешь дело с такой мощной экономикой, как китайская.

5. Поскольку Индия строит свои военно-морские силы в среднесрочной перспективе исключительно на российской технологической базе, необходимо максимальное доверие с обеих сторон. Негативную реакцию с российской стороны вызвало посещение американскими моряками сданной в лизинг «Чакры».

Подводя итог анализу индийских ВМС, следует отметить, что индийская сторона во многом творчески подходит к реализации обеспечения национальных интересов – завоевания лидирующих позиций в Индийском океане (это и различные варианты военно-технического сотрудничества со странами, обладающими развитыми технологиями, и стратегические военные планы – договор о строительстве военно-морской базы на Мадагаскаре), а сам индийский флот становится похож на многорукого Вишну – он обрел универсальность и способность действовать вдали от родных берегов. Но именно сейчас для его руководства наступает тот момент, когда необходимо уступить эксперименту в пользу чего-то более конструктивного, чтобы сами по себе мощные ВМС получили возможность конкурировать в долгосрочной перспективе со своим основным соперником – ВМС НОАК, и таким образом реализуются положения действующей доктрины – «догнать и перегнать» Китай.

Н. Залетов

#Индия #ВМС #флот #авиация #авианосцы #подлодки #вооруженныесилы #политика #РОВС #вооружение #военноедело #аналитика
Tags: #ВМС, #Индия, #РОВС, #авианосцы, #авиация, #аналитика, #военноедело, #вооружение, #вооруженныесилы, #подлодки, #политика, #флот, Военный отдел, Государство Российское, Информация к размышлению и обсуждению
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments